Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »
Тема: Построение тоталитарной системы в Советском Союзе
Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.19K | Скачано: 313 | Добавлен 19.02.08 в 14:29 | Рейтинг: +27 | Еще Контрольные работы
Содержание.
Введение 3
1. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги 5
1.1. Оценки сущности и значение нэпа 5
2. Образование СССР: причины и принципы создания Союза 8
3. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20 – 30-е гг 10
3.1. Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг 12
3.2. Проведение Индустриализации в СССР: методы, результаты, цена 16
3.3. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги 19
3.4. Культура в СССР в 20 - 30-е гг 22
Заключение 25
Список источников и литературы 28
Введение
Россия вышла из Гражданской войны 1918 -1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляции, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод ) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстания крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.
Проблема построения тоталитарной системы в Советском Союзе достаточно полно рассмотрены в литературных источниках. В частности широко известны работы таких специалистов, как Д.А. Волкогонов, Н.А. Ивницкий, Г.С. Киселев и др.
Тема «Построение тоталитарной системы в Советском Союзе».
В данной работе поставлены следующие задачи:
4. рассмотреть складывание тоталитарной системы в СССР в
20 – 30-е гг.;
5. изучить основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.;
6. рассмотреть проведение Индустриализации в СССР;
7. изучить методы, результаты индустриализации и какой ценой она далась цена;
8. рассмотреть коллективизацию в СССР;
9. изучить культуру в СССР в 20 - 30-е гг.
1. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги.
1.1. Оценки сущности и значение нэпа.
Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственно, стремительного с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике (нэп) – новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились – переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены.
Нэп включал в себя ряд мер:
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В.П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале ХХ в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) – и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.
Противоречия нэпа проявлялись в:
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму – обществу, свободному от частной собственности.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.
2. Образование СССР: причины и принципы создания Союза.
Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны у4силия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917 г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП (б).
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП (б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И.В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они его называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В.И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных республик.»
Именно этот проект лежал в основе Договора, подписанного 27 декабря и поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 г. Съезд принял также Декларацию об образовании СССР. В ведение Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи, денежного обращения. Вопросы просвещения, юстиции, здравоохранения и др. оставались в ведении союзных республик. Они имели право выхода из Союза. Учреждался высший орган союзного государства – Всесоюзный съезд Советов и Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, действовавший в период между съездами. Он состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Высший исполнительный орган – Совет народных Комиссаров СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила эти номера.
3. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20 – 30-е гг.
Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же не терпимыми для данной системы было существование инакомыслия альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирования однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».
К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии ; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.
С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». Х съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. в не менее знаменитых последних работах 1922 – 1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе её рядов он видел главную угрозу.
Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся ещё при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Её движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше ( что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть – с другой.
3.1. Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:
1923 – 1924 гг.- «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное усиление Сталина.
1925 г. – Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.
1926 – 1927 гг. – Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.
1928 – 1929 гг. – Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержки крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции».
Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.
Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимо от контроля партии и государства общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.
Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.
Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже 20-е гг. сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток её лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под её контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП (б) и лиши затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек.
Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогли ей руководить всеми сферами жизни страны.
Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой – понятные, простые – внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами – тот против нас»; СССР – оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин – это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.
Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был её бесспорным, абсолютным вождем.
В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы – «тройки», Главное управление лагерей – ГУЛАГ и др. ). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936- 1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И.Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн. расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.
В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда – в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое – взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решительности ради ничего».
3.2. Проведение Индустриализации в СССР:
методы, результаты, цена.
Задачу осуществления индустриализации, т.е. создание развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале ХХ столетия. Первая мировая и Гражданская и мировая войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс.
В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада.
Вставали сложные вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения общество? К 1927 г. определились 2 основных подхода.
Первый подход, обоснованный видными ученными - экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего.
Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5 – 10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности.
Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй – отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной экономике.
В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И.В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их политические лидеры во главе с Н.И. Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50 – 100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.
Первая и вторая пятилетки (1928 – 1932 и 1932 – 1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами
Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др. ); возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из многих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.
Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство; отставания легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; всё более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.
3.3. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.
Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И.В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан – в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации.
С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП (б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926 – 1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, что крестьяне – единоличники снижали поставки зерна государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.
С другой стороны требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города – практически бесплатным продовольствием.
Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивания.
Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течении одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане – в течение двух лет; в остальных районах - в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в деревню были направленные «грамотные в идейном отношении» городские рабочие (сначала 25, а затем ещё 35 тыс. человек). Колебания, сомнения, душевные метания крестьян – единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою», - писал по другому поводу Сергей Есенин), преодолевались просто – силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.
Параллельно коллективизация шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по которой все кулачество (кого понимать под кулаком в ней четко не определялось) делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передачи в руки ОГПУ; вторые – выселению в отдельные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи – переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства. Были ещё так называемые подкулачники, «пособники врагов - мироедов» («самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», - свидетельствует А.И. Солженицин). По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3 %; раскулачиванию подлежали в некоторых районах до 10 – 15 % единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдельные районы – весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн. хозяйств (средняя численность семей – 7-8 человек).
Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государство пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и принуждения возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932 – 1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украине, Ставрополе, северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн. человек (по другим данным, до 8 млн.). при этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в колхозах состояло более 60 % крестьян, к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной.
3.4. Культура в СССР в 20 - 30-е гг.
с победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела». Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, - культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.
Бесспорным достижением 20-х. гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавать сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е. гг. – яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправления и др.). в 30-е. гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения, опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».
К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованиям из числа рабочих и крестьян. В конце 20-х – 30-е. гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с преподавателями были и студенты.
Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученным, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов была выслана из страны. С выходом «краткого курса истории ВКП (б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось всё написанное и высказанное. В 30-е. гг. идеологическое давление на ученных – гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями. Среди жертв репрессии – выдающиеся экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов, философ П.А. Флоренский и др.
В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В.И. Вернадским, А.Ф. Иоффе, Н.И. Вавиловым, С.В. Лебедевым, Н.Д. Зелинским и др. Государство, особенно с началом индустриализации и условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученных. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученных естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н.И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко и др.
К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники музыканты. Немало выдающихся деятелей русской культуры осталось в России. До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначения искусства. С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создания в 1934 г. Союз советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д.Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения – последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. Ахматова).
Заключение.
Изучая построение тоталитарной системы в Советском Союзе, нами раскрыты следующие задачи:
1. рассмотрели новую экономическую политику в Советском Союзе;
2. дали оценку сущности и значению нэпа;
3. изучили образования СССР
4. рассмотрели складывание тоталитарной системы в СССР в
20 – 30-е гг.;
5. изучили основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.;
6. рассмотрели проведение Индустриализации в СССР;
7. изучили методы, результаты индустриализации и какой ценой она далась цена;
8. рассмотрели коллективизацию в СССР;
9. изучили культуру в СССР в 20 - 30-е гг.
Так же при написании данной работы были сделаны следующие выводы:
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными – унитарными.
Символом эпохи можно считать принятую в 1936 году Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП (б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.
Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, - это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.
Коллективизация нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовье скота, урожайности, посевных площадей и пр.). вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально оставшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян – единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс – колхозное крестьянство.
К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники музыканты. Немало выдающихся деятелей русской культуры осталось в России. С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем.
И всё таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые, и даже выдающиеся произведения.
Список источников и литературы.
1. Бордюгов Г.А., Козлов В.А.. история и конъюктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М.: Политизда. 1992
2. Волкогонов Д.А.. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. М. 1989.
3. Данилов А.А. «история России. ХХ век».Справочник школьника
4. Ивницкий Н.А.. Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса. М. 1972.
5. Киселев Г.С.. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М. 1991.
6. Красовицкий Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт государственного руководства культурным строительством в РСФСР в 1917 – 1925 гг. М. 1992.
7. Некрасов В. Тринадцать «железных наркомов». История НКВД от Рыкова до Щелогова. М. 1996.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.