Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории России »

Поиск путей развития страны в годы НЭПа (1921-1927)

Поиск путей развития страны в годы НЭПа (1921-1927) [13.01.13]

Тема: Поиск путей развития страны в годы НЭПа (1921-1927)

Раздел: Бесплатные рефераты по истории России

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.38K | Скачано: 249 | Добавлен 13.01.13 в 10:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2012


План работы

Стр.

Введение

3

Контрольный теоретический вопрос 

5

Заключение

15

Контрольные тестовые задания 

16

Контрольное аналитическое задание

17

Список литературы 

18

 

Введение

Темой данной работы является рассмотрение социально-экономической политики советской власти вначале 1920-х гг., вошедшей в историю под именем «Новой экономической политики» (НЭПа).

С 1917 до конца 1920-х гг. в стране было опробовано две модели экономического развития: военный коммунизм (элементы которого вводились фактически сразу после прихода большевиков к власти) и НЭП. Каждая из этих моделей вводилась в конкретных политических условиях и за каждой стояли определенные силы, делающие на нее ставку. Их введение сопровождалось дискуссиями внутри партии (зачастую эти споры носили и ярко выраженный политический характер).

Каждой модели посвящена достаточно обширная исследовательская литература. Впервые научный интерес к НЭПу проявился в отечественной историографии в середине 1960-х гг. в связи с проведением серии реформ. В работах Э.Генкиной, Ю.Полякова, Л.Морозова и др. рассматривались вопросы периодизации НЭПа, было сформировано понятие этой политики как рассчитанной на весь переходный от капитализма к социализму период, подчеркивалась роль Ленина. Свертывание экономических реформ в 1970-е гг. сопровождалось снижением интереса в исторической науке к этой теме. В годы Перестройки, когда страна в очередной раз заново переосмысливала прошлое и настоящее и выбирала очередную модель своего развития, вновь возникла дискуссия в исторической науке, посвященная НЭПу, его реальным и потенциальным возможностям, а также переоценка экономического развития страны в 1930-е гг. Реформы, которые начал осуществлять М.Горбачев, вначале проводились под лозунгом «обновления социализма», под знаком возвращения к ленинскому наследию. Е.Плимак, В.Наумов, В.Сироткин акцентировали внимание общества на выводах, которые делал Ленин в своих последних работах о «перемене всей точки зрения на социализм». Эти исследователи трактовали их как поворот Ленина от политики военного коммунизма к рыночному социализму с широкой демократией, многоукладностью в экономике. Предлагалось использовать положительный опыт НЭПа в современных условиях. Именно во 2/2 1980-х гг. в СССР широко заговорили о позиции «правых», разгромленных в начале 1930-х гг., были опубликованы работы Н.Бухарина и многочисленные исследования о нем и его экономической программе. В связи с большим количеством открытых в этот период архивных документов, переводами зарубежных исследователей по-новому стали ставиться вопросы об экономических успехах.

 

Контрольный теоретический вопрос

Поиск путей развития страны в годы НЭПа (1921-1927)

Версальская система мира и место Советской России в ней. Обострение внутренних противоречий в стране в конце гражданской войны. Поиск путей адаптации советской общественно-политической системы к новым историческим условиям. Введение НЭПа. Оперативные и долгосрочные цели,  противоречия и кризисы Нэпа. Причины неудачи и свертывание политики.

Ответ:

Версальская система мира и место Советской России в ней

Версальская система представляла собой совокупность договоров и соглашений, подписанных победителями в Первой мировой войне с побежденной Германией и ее союзниками, на Парижской конференции с января 1919 г. по январь 1920 г., а также различных договоров, которые были заключены ведущими европейскими державами с малыми странами Европы. В правовом и международно-политическом плане они фиксировали и подтверждали появление на европейской карте независимых государств (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. -Югославия), Чехословакия, Венгрия, Польша), а также определяли взаимоотношения Англии и Франции с Германией. В то же время они породили новые противоречия и создали предпосылки для новых конфликтов в Европе.

В центре Европы напряженные отношения складывались между Германией, Чехословакией и Австрией. Обострены были взаимоотношения чехов с венграми и поляками. Шла борьба между балканскими странами. Развивалось соперничество Англии и Франции из-за гегемонии в Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Усугублялись противоречия между Францией и Германией, Италией и Францией. Чтобы укрепить Версальскую систему, была подписана серия договоров - между Чехословакией и Югославией (август 1920 г.), между Румынией и Чехословакией (апрель 1921 г.), между Румынией и Югославией (7 июнь 1921 г.), между Чехословакией и Югославией (31 август 1922 г.), - что попутно привело к формированию Малой Антанты. Однако основных противоречий версальской системы это не устранило.

Наиболее стабильным оставался внешнеполитический курс Великобритании, направленный на поддержание европейского равновесия и недопущение возникновения центра сил, военно-экономические возможности которого превысили бы возможности Британской империи и ее союзников. Стратегическим партнером Великобритании являлась Франция, а вероятными противниками Лондон считал поверженную Германию и Советскую Россию.

Франция оказалась в более сложном положении. В лице побежденной Германии она по-прежнему видела потенциального врага. В то же время Россия - главный союзник Франции на континенте и антигерманский противовес - оказалась вне системы международных отношений. Создаваемая в 20-е гг. система договоров Франции с малыми государствами Европы (Польшей, Чехословакией, Румынией) не могла компенсировать отсутствие России, а противоречия с Англией, склонявшейся к более мягкой позиции в отношении Германии, и препятствовавшей французскому влиянию на континенте, крайне затрудняли выполнение главной задачи французской внешней политики – сохранению в неизменном виде Версальской системы. Таким образом, степень прорусских симпатий французского руководства находилось в прямопропорциональной зависимости от возрождения побежденной Германии.

Опустошенная войной Германия находилась в самом сложном положении. По Версальским соглашениям она была обязана выплатить крупные репарации Англии и Франции и сократить вооруженные силы. Германии было разрешено иметь только 100-тысячную армию (рейхсвер) и флот ограниченного тоннажа, запрещалось иметь современные виды вооружений (танки, самолеты, подводные лодки). Стремясь выйти из международной изоляции, германская дипломатия проводила гибкую политику. Высокомерие держав-победительниц и неравноправное положение в европейском сообществе подталкивали Германию к сближению с Советской Россией. В мае 1921 г. было заключено временное советско-германское соглашение о возобновлении торговых отношений между обеими странами.

Большевистские внешнеполитические взгляды основывались на концепции «мирного сосуществования» «двух миров» – капиталистического и социалистического – до тех пор, пока не началась всемирная социалистическая революция. Она предусматривала, с одной стороны, установление политических и экономических отношений с западными странами ради того, чтобы обезопасить большевистскую власть от новой интервенции и восстановить экономику, с другой – поддержку революционного движения во всем мире.

В 1920 г. Советская Россия подписала первые договора с соседями - Эстонией, Латвией и Финляндией, - установив с ними дипломатические отношения.

В марте 1921 г. в Риге состоялось подписание мирного договора между Польшей, с одной стороны, и советскими республиками Россией, Украиной и Белоруссией, который подвел итог Советско-польской войны 1920 г. (к Польше отошли западные районы Белоруссии и Украины).

Деловые круги Запада, ощущая негативные последствия выпадения традиционных российских товаров (сырья, прежде всего зерна) из мировой торговли, стремились восстановить прерванные связи. Заманчивой для них была и перспектива оживления огромного внутреннего рынка Советской России, на котором можно было продавать продукцию своих промышленных предприятий. К тому же предприниматели односторонне истолковывали сущность новой экономической политики, расценивая ее как буржуазное перерождение страны.

Обострение внутренних противоречий в стране в конце гражданской войны

Крупная буржуазия, представленная в особых совещаниях и занимавшая господствующее положение в военно-промышленных комитетах, использовала их для усиления своих экономических и политических позиций. Между отдельными группировками капиталистов шла ожесточенная борьба за получение высокоприбыльных заказов, дефицитного сырья, топлива, транспортных средств. Монополистические объединения обычно добивались этого помимо военно-промышленных комитетов, используя непосредственно свои связи в «Особом совещании по обороне» и в правительстве. Заказы брались во многих случаях независимо от возможности выполнить их, ибо заказ давал право на крупные правительственные субсидии. Предоставленные «Земгору» заказы были выполнены всего на 60%, а военно-промышленными комитетами - не более чем наполовину.

Военная экономика помещичье-буржуазной России носила в еще большей мере, чем в других капиталистических странах, однобокий характер. Рост военного производства, сам по себе недостаточный, происходил за счет свертывания мирных отраслей хозяйства и разрушения основных производственных фондов. Крупные металлургические и машиностроительные заводы раздували производство выгоднее всего оплачивавшихся боеприпасов. В то же время выплавка черных металлов сокращалась. К 1916 г. из 151 домны бездействовали 36. Старое оборудование быстро изнашивалось, а заменить его было нечем.

Россия испытывала топливный голод, особенно острый в крупнейших центрах военного производства - Петрограде и Москве. В октябре 1915 г. петроградская промышленность получила только половину потребного ей топлива, а московская - итого меньше. Топливный голод парализовал транспорт и в свою очередь усиливался разрухой на транспорте. Неразвитость железнодорожной сети, недостаток и изношенность подвижного состава приводили к систематическим срывам как военных, так и крайне ограниченных гражданских перевозок. На железнодорожных узлах создавались колоссальные товарные «пробки». Экономические связи между отдельными районами страны нарушились.

Упадок производства в ряде отраслей промышленности усугублялся потерями, связанными с занятием западных губерний противником. Эвакуация предприятий из Польши и Прибалтики велась неорганизованно. Из-за отсутствия в тылу необходимых помещений и топливно-энергетической базы лишь немногие из эвакуированных предприятий возобновили работу в новых местах.

В годы войны ускорилось развитие российского монополистического капитализма и превращение его в государственно-монополистический капитализм. Расширились старые и возникли новые монополистические объединения высшего типа - тресты и концерны, контролировавшие многие акционерные общества и предприятия Различных отраслей промышленности. Значительно выросло могущество банков. В составе финансовой олигархии заметное место заняли крупные текстильные фабриканты Центрального района, волжские хлеботорговцы и т. д.; они приобретали и основывали предприятия в тяжелой промышленности, превращались в банковских воротил (Второвы, Стахеевы, Рябушинские).

Война и милитаризация хозяйства обеспечивали буржуазии получение чудовищной прибыли. На отдельных предприятиях она достигла более 100-200%. Положение же пролетариата резко ухудшилось. Рабочий день был удлинен почти во всех отраслях промышленности. В громадных размерах применялись сверхурочные работы. Острый недостаток квалифицированной мужской рабочей силы предприниматели восполняли широкимиспользованиемтруда женщин, подростков и стариков. Интенсификация труда и все возраставшая дороговизна жизни вели к физическому истощению рабочих.

Мобилизация трудоспособного мужского населения в армию и отлив рабочей силы в город пагубно сказались на помещичьем и еще больше на крестьянском хозяйстве. В большинстве губерний не менее одной трети, а в некоторых до половины крестьянских хозяйств остались без работников - мужчин. Это привело к резкому упадку сельского хозяйства, сокращению посевных площадей и сельскохозяйственной продукции.

Попытки царского правительства урегулировать продовольственный вопрос (создание «Особого совещания по продовольствию», правительственные заготовки и реквизиции, наконец, введение в декабре 1916 г. принудительной хлебной разверстки) не имели успеха. Результатом этих мер были активизация черного рынка, невероятный рост спекуляции, обогащение кулаков, помещиков, купцов, банков. Царская бюрократия оказалась неспособной обеспечить самым необходимым не только гражданское население, но даже находившуюся на фронте армию.

Введение НЭПа

Введение новой экономической политики (НЭПа) было связано со стремлением восстановить разрушенную войной экономику. В 1921 г. было принято решение о замене продразверстки натуральным продналогом. Продналог был меньше продразверстки, и о нем объявлялось крестьянам заранее, перед посевной. В результате у крестьян появились излишки продуктов, оставшихся после выплаты продналога. Они могли продать их на рынке, получив за это деньги. С введением продналога повысилась материальная заинтересованность крестьянства в результатах своего труда. Это позволило полностью восстановить к 1927 г. сельское хозяйство. Его особенностью в Беларуси являлось увеличение количества хуторов, которые создавались на бывших помещичьих землях.

Оперативные и долгосрочные цели,  противоречия и кризисы Нэпа.

Основные цели НЭПа. Принципиально, цель не изменилась - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы перехода были отчасти пересмотрены.

Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель НЭПа - предотвратить разруху, выйти из кризиса, восстановить хозяйство и укрепить финансовую систему.

Социальная цель НЭПа - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, повысить уровень жизни.

Внешнеполитические цели - восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному выходу из кризиса.

Главными противоречиями в годы НЭПа являлось явное расхождение в экономической политике и политической системе России.
Именно в годы НЭПа, когда с одной стороны в экономике происходили изменения направленные на "реабилитацию" товарно- денежных отношений и введение элементов свободной рыночной экономики, пусть даже и очень ограниченной и всецело находящейся под контролем государства, в то же самое время окончательно установилась большевистская монополия на власть. Именно в годы НЭПа большевики окончательно разделались со своими политическими противниками и к тому же именно в это время установилась жесткая структура внутри партии большевиков, фактически не допускающая образования фракций и иного
"вольнодумства" в РКП(б).

Следствием этих противоречий явились и главные трудности эпохи НЭПа. Как ни значительными были темпы развития экономики Советской России, лишь к 1926 - 1927 годам удалось достичь экономических показателей довоенных лет. Политическая нестабильность, отсутствие гарантий частной собственности, слишком жесткий контроль со стороны государства над экономикой, наконец, откровенно враждебное отношение к нэпманам со стороны, как государства, так и со стороны значительной части нового общества привели к тому, что основной частный капитал пошел в основном в спекулятивные посреднические операции, но не в долгосрочные производственные проекты, которые были действительно необходимы экономике. По этой же причине не удалось достичь и значительного притока иностранного капитала, чему в немалой степени способствовала и внешнеэкономическая политика большевиков.

Нэп характеризовался почти непрерывным чередованием кризисов:

- финансовый кризис весной 1922 г.;

- кризис сбыта осенью 1923 г.;

- товарный голод 1924 г.;

- рост инфляционных тенденций и товарный голод конца 1925 г.;

- кризис хлебозаготовок 1927 г.

Первый удар по нэпу был нанесен в 1922 г. отказом Советского правительства признать долги Российской империи и ограничить монополию внешней торговли. Тем самым, партийно-политическое руководство СССР уничтожило саму возможность привлечения в национальную экономику иностранных инвестиционных ресурсов и загнало страну в режим автаркии.

Второй удар по нэпу был нанесен осенью 1923 г. когда под влиянием кризиса сбыта, стали устанавливаться директивные цены на ряд предметов потребления. Это решение привело к товарному голоду 1924 г., но так и не было отменено, став перманентным элементом управления экономикой.

За два года (1922-1924 гг.) была создана твердая валюта. Однако слабым местом червонца была малая величина золотого запаса (1/7 дореволюционного), нереальный валютный курс и низкий уровень советского экспорта. Как только положительное сальдо торгового баланса под влиянием невыполнения завышенных плановых заданий на 1925 г. сменилось на отрицательное, так сразу же вся денежная система зашаталась. Теряя золотой запас, и лишенный помощи извне, Госбанк СССР уже вначале 1926 г. отказался от обмена советских денег на иностранную валюту.

Последнюю попытку реанимировать НЭП и придать ей устойчивый вектор развития предприняли в 1925 г. Тогда были сняты многие ограничения на развитие крестьянского хозяйства. Но стоило уменьшиться числу голосов, поданных за коммунистов на выборах в сельские советы, как уже вначале 1926 г. от этих «уступок» отказались. В 1925 г. Н.И. Бухарин был осужден за лозунг «Обогащайтесь», причем вырванный из контекста его выступления.

В 1927-1928 гг. наблюдается все возрастающее давление на частный сектор. В 1927 г. Советское правительство пошло на выпуск принудительного займа. До этого принудительные займы выпускались только в период войны, теперь же они становились для советского бюджета нормой.

Именно тогда, в 1927 г. стало ясно, что достигнут предел в извлечении финансовых средств обычными методами. Кроме принудительного займа прибегли к излишней денежной эмиссии и заниженным ценам на сельхозпродукцию - все это было чуждо нэпу. Вначале 1928 г. вводятся чрезвычайные меры в период хлебозаготовок. Это можно считать началом конца нэпа. Хрупкому балансу интересов частного сельхозпроизводителя и государства пришел конец.

Причины неудачи  и свертывания НЭПа.

Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму». Победили сторонники командно-административных методов во главе с И.В. Сталиным. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927/28г. был предпринят комплекс административных мер: усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги на частных предпринимателей и торговцев; к крестьянам, не сдающим хлеб, широко применялись санкции согласно УК РСФСР. Аресты крестьян сопровождались конфискацией средств производства, скота, инвентаря, имущества. В 1928-1929гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.

Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг.

Свертывание НЭПа не было единовременным актом: в сельском хозяйстве оно произошло в конце 20-х гг., в промышленности – на рубеже 20-30-х гг., в торговле – в первой половине 30-х г.

Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны.
        Тема НЭПа сегодня актуально, как никогда. Именно наш, российский опыт использовали государства, проводившие социалистические преобразования. Именно опыт и уроки НЭПа во многом оказались невостребованными, когда в России в 1992 году стартовала решительная экономическая реформа, отношение к НЭПу было и есть неоднозначным. Разные массы и социальные группы хотели увидеть в нем то, что именно им, и только им, хотелось увидеть. И если часть исследователей считает, что при последовательном осуществлении НЭП привел бы и гигантским преобразованиям и вывел бы страну в экономические лидеры если не в мире, то, как минимум, в Европе, то есть и другое мнение. Оно в частности, гласит, что именно рыночные элементы НЭПа оказали деструктивное влияние на экономику в целом. Пропорции сдвинулись в сторону стихийных начал рынка, а это, в свою очередь, вызывало попытку государства восстановить утраченные позиции за счет форсированного вмешательства в экономику. И действительно, для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер, усилив централизованное руководство экономикой, ограничив самостоятельность предприятий, увеличив цены на промышленные товары, повысив налоги на частных предпринимателей, торговцев, зажиточных крестьян. Все это привело, в конечном итоге, к свертыванию НЭПа.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

I. Кризис хлебозаготовок, ставший одной из причин свертывания НЭП, произошел в:

1. 1920-1921 гг.

2. 1927-1928гг.

3. 1925-1926 гг.

4. 1932-1933 гг.

 

II. Установленный размер сельскохозяйственных поставок крестьян го­сударству:

1. Национализация.

2. Продовольственная диктатура.

3. Продналог.

4. Продразверстка.

 

Ш. Одной из причин установления дипломатических отноше­ний стран Запада с Советской Россией в середине 1920-х гг. являлось:

1. Стремление завоевать советский рынок.

2. Стремление прекратить деятельность Коминтерна

3. Требование русской эмиграции снять блокаду Советской России.

4. Стремление вернуть долги царского правительства.

 

Контрольное аналитическое задание

Прочтите отрывок из постановления IX Всероссийского Съезда Советов 1921 года и укажите термин, сущность ко­торого в нем охарактеризована:

«Государственным предприятиям и их объединениям должна быть гарантирована широкая самостоятельность в области распоряжения предоставленным им государ­ством ресурсами, обеспечения предприятий сырьем, топ­ливом и подсобными материалами и т. д., а также права реализации определенной доли продукции в целях вос­полнения недоданных государством ресурсов».

Ответ:

Хозяйственный расчет.

 

Список использованной литературы

  1. Абросимова К.Л. История. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 552.
  2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. 1. — М., 1991.
  3. Верст Н. История советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс, 1992. – 480 с.
  4. Верст Н. История Советского государства. 1900—1991. — М., 1992.
  5. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. — М., 1994.
  6. История отечества / Под ред. М.И. Харлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с. 448.
  7. Коновало М.М. История. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 552.
  8. Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории. - М.: Политиздат, 1999. – 275с.
  9. Султанов М.С. История. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 668 с.
  10. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Прогресс, 2004. – 980 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 30.38K
Скачано: 249
Скачать бесплатно
13.01.13 в 10:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе