Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »
Тема: Советское государство в годы гражданской войны и переход к НЭПу
Раздел: Бесплатные рефераты по истории
Тип: Реферат | Размер: 23.23K | Скачано: 295 | Добавлен 17.11.13 в 12:34 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Введение. 3
1 Октябрьская революция и изменения в общественном. 5
и государственном строе России. 5
2 Конституция 1918 г. 8
3 Новая экономическая политика. 12
Заключение. 16
Список использованных источников. 18
Установление и формирование государственного аппарата в период гражданской войны, как и любое историческое явление, представляет собой результат совмещения и взаимодействия ряда факторов: общих представлений глав государства о наиболее оптимальном устройстве управления; объективных потребностей развития политической, экономической, духовной сферы с учетом того что в стране происходила гражданская война, которую вели трудящиеся Советской России. Рабочие и крестьяне России, свергнув помещиков и капиталистов, в гражданской войне продолжали борьбу за укрепление своей власти, за создание социалистического общества. Политика Советской власти выражала интересы народа, и народ поддерживал ее как свою политику.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Советская власть упрочилась относительно мирно на значительной территории бывшей империи. Однако антибольшевистские силы, опиравшиеся на поддержку армий 14 иностранных государств, продолжали удерживать значительные территории. Летом - осенью 1918 г. в разоренной войной и голодом России в борьбе за власть противостояли три класса (буржуазия, пролетариат, средние слои). Эта тема очень интересна тем, что в рассматриваемый период, за короткий промежуток времени происходят события важные для всей России в целом.
Актуальность рассмотренной нами темы ещё и в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.
Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП.
Цель работы – показать развитие Советского государства в годы гражданской войны и перехода к новой экономической политике.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
Объектом работы является анализ советского государства в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.) и перехода к НЭПу.
Предметом – особенности советского государства в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.) и перехода к НЭПу.
В ходе работы были использованы анализ, индукции и обобщение.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды, результаты исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.
В начале XXI века появились работы, авторы которых пытаются объективно оценить опыт НЭПа. Учитываются как ошибки, так и положительные результаты деятельности правительства и партии большевиков. Рассматриваются различные вопросы реформ 20-х гг. XX столетия через общую проблематику восстановления и дальнейшей реконструкции экономики и общественных отношений в российском обществе [10, с. 234].
Исторической предпосылкой возникновения Советской государственности стали взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, развитые в утилитарно-политическом плане В.И. Лениным. Но идеальное государство нового типа, просуществовавшее на практике в лице Парижской коммуны всего 72 дня. Октябрьская революция открыла возможность реализовать идеальную государственно-правовую концепцию на практике в национальных масштабах.
Переход власти в руки Советов 25 октября с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и «законодательно» закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который не имел в ночь заседания необходимого кворума - 2/3 от общего числа прибывающих делегатов. Лишь 625 делегатов из 1090 прибывших проголосовали за передачу власти Советам, остальные в большинстве своем покинули зал заседания.
Тем не менее, с формально-юридической точки зрения даже, если II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов набрал бы необходимый кворум при голосовании за переход власти к Советам, законность данного решения была бы в высшей степени сомнительна, поскольку на данный момент не учитывала позицию Советов крестьянских депутатов, объединявших подавляющую часть населения страны (в 1917 г. крестьянство в России составляло 73% населения страны). Таким образом, провозглашение Советской власти в России 25 октября 1917 г. произошло отнюдь не де-юре, а де факто [5, с. 98].
Большевики, придя к власти, начали обобществление средств производства, т. е. прежде всего национализацию (огосударствление) фабрик и заводов. Первым объектом национализации выступила земля (Декрет о земле 1917 г.). Национализация земли создавала основу для последующих коллективизации и индустриализации. Уже в первые месяцы советской власти в деревне возникают коллективные хозяйства (колхозы), преимущественно в форме трудовых коммун с уравнительным распределением всех произведенных благ. Декрет о земле фактически и юридически ликвидировал слой помещиков как таковой.
Таким образом, Советское государство стремилось искоренить сословное неравенство в стране. Были ликвидированы: институт российского подданства; приписка граждан к определенному сословию и получение прав и обязанностей, в зависимости от этой приписки.
Впервые идея проведения сословной реформы появилась в период работы Временного правительства. 3 марта 1917 года была принята Декларация Временного правительства о его составе и задачах: «В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.
3. Отмена всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего прямого равного и тайного голосования.
7. Не разоружение и не вывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий» [12, с. 121].
Окончательно сословия отменены декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»: «…Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.
Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы - княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.
Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.
Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений» [1, с. 2-3].
Подводя итог, можно сделать вывод, что по Декрету ВЦИК и СНК установился единый статус и наименование для всех граждан – гражданин Российской республики, что означало введение института гражданства.
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены «эксплуататоры и их пособники» (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств «в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты». Все так и было в действительности, правда, от имени «рабочего класса и крестьянской бедноты» выступала тоталитарная бюрократия.
«…В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
… Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами» [2, с.3].
Первая конституция России оказалась законом, закрепляющим тоталитаризм, бесконтрольность государственной власти, т.е. антиконституционным по сути. Однако с точки зрения формальной Конституционный закон 1918 г. безусловно, имел все признаки Основного: он был утвержден выборным органом власти; провозгласил республиканскую форму правления, федеративное государственное устройство (п.1 главы 1 раздела I «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. [2, с. 2]); установил порядок формирования представительных органов власти через избирательную систему (раздел IV, например: «Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.) [2, с. 18-19]. За трудящимися впервые были закреплены некоторые политические и социально-экономические права (глава 5): «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает
их свободное распространение по всей стране» [2, с. 6]), равенство в правах независимо от расы и национальности.
Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.
Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: «установление, дополнение и изменение основных начал Конституции» и «ратификацию мирных договоров». Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право «утверждения, изменения и дополнения Конституции». Таким образом, из-за подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров [5, с.116.].
Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.
Итак, в процессе работы с текстом Конституции РСФСР были выявлены некоторые её особенности: Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.;
из всех советских Конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер; монополизм власти партии и государственного аппарата в экономике, политике, идеологии, контроль за духовной и личной жизнью людей прямо или косвенно санкционировались конституционным законодательством
Первые восемь месяцев революции не привели к переходу от буржуазного к социалистическому экономическому порядку. До сих пор ее основным достижением было свержение экономической власти феодальных землевладельцев и буржуазии, а не закладка основ экономики будущего. Ни одна из мер того периода не носила подлинного отпечатка социализма – или еще в меньшей степени коммунизма – в марксистском смысле этого понятия. В области финансов были национализированы банки – еще одна из мер, идеально совместимая с буржуазным радикализмом; однако во всех других аспектах ее трудно было обвинить в отходе от ортодоксальной капиталистической практики. Ленин неоднократно всячески подчеркивал умеренность намерений Советов в это время.
Ленин в мае 1918 г., говоря о будущем названии РСФСР: «...выражение социалистическая советская республика означает решимость Советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономических порядков социалистическими» [7, с. 202].
Таким образом, окунуться в экономическую политику социализма предстояло в последующий период, причем сделать это под воздействием отчаянной гражданской войны. То, что называлось «военным коммунизмом», было, как об этом писал его главный историк Л. Критсман, «опытом первых шагов перехода к социализму» [7, с. 202.].
Новая экономическая политика давала возможность выхода на:
- экономические связи города и деревни;
- развитие промышленности на базе электрификации;
- кооперирование на базе населения страны;
- повсеместное внедрение хозрасчёта, личной заинтересованности в результатах труда;
- совершенствование государственного планирования и управления;
- борьбу с бюрократизмом, административно-командными замашками;
- повышение культуры во всех сферах деятельности человека.
Хотя государственная промышленность и совершила поворот к НЭПу, трудовые коллективы предприятий не получили той хозяйственной самостоятельности, которую дал деревне продналог.
Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков [8, с. 128.]..
Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % — местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».
Из резолюции XII съезда РКП(б), апрель 1923 год:
«Возрождение государственной промышленности при общей хозяйственной структуре нашей страны будет по необходимости находиться в теснейшей зависимости от развития сельского хозяйства, необходимые оборотные средства должны образоваться в сельском хозяйстве в качестве избытка сельскохозяйственных продуктов над потреблением деревни, прежде чем промышленность сможет сделать решительный шаг вперёд. Но столь же важно для государственной промышленности не отставать от земледелия, иначе на основе последнего создалась бы частная индустрия, которая, в конце концов, поглотила бы или рассосала государственную. Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая даёт больше чем поглощает. Промышленность, живущая за счёт бюджета, то есть за счёт сельского хозяйства, не могла бы создать устойчивой и длительной опоры для пролетарской диктатуры. Вопрос о создании в государственной промышленности прибавочной стоимости — есть вопрос о судьбе Советской власти, то есть о судьбе пролетариата» [6, с. 148.].
Но тем не менее благодаря новой экономической политике страна в кратчайшие годы, как бы спрессовав время, поднялась из руин. За четыре года народное хозяйство восстановило производительные силы, разрушенные длительной войной.
В 1924-1925 гг. продукция по сравнению с 1921-1922 гг. выросла на 57%, а производительность труда - на 40%, реальная заработная плата рабочих достигла довоенного уровня. Ничего подобного по темпам наша экономика позже не знала. Этот феномен не превзойден до сих пор.
В стране удалось одолеть инфляцию, восстановить нормальное ценообразование, стабилизировать денежную единицу, создать бездефицитный государственный бюджет.
К 1928 г. СССР занимал ведущие позиции в сфере защиты социальных интересов трудящихся. Концентрированным выражением новой экономической политики была экономическая «смычка» города и деревни, союз рабочего класса и крестьянства на базе народовластия и развития различных форм собственности [9, с. 198.].
В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.
В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.
Восстановление производства и стабильность денежной единицы были оплачены «дорогой ценой»: экономией даже на самом существенном.
Однако непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к преждевременному ее прекращению.
Итак, февраль 1917 года подвёл черту под историей монархии Романовых. Однако пришедшее на смену самодержавия Временное правительство также оказалось неспособным решить наиболее сложные задачи, стоящие в то время перед обществом. Разочаровавшийся во Временном правительстве народ поддержал взятие власти партией большевиков.
Октябрь был необходим в первую очередь для того, чтобы завершить буржуазно-демократическую революцию, чего не хотела делать имевшая власть буржуазия. Ленин осознавал тот факт, что не полномасштабная социальная революция рабочего класса, тождественная социалистической революции, а только «вспышка социальной революции», вспышка, обусловленная войной и стремление разорвать с войной, а значит и с империалистически-капиталистическими связями, отношениями [5, с. 216.].
После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Следствием чего, руководство страны принимает решение к переходу к новой экономической политике. Главная задача РКП(б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.
НЭП имел свои положительные и отрицательные черты. К положительным можно отнести, что к 1925 г. земледелие превзошло довоенный уровень и по общим сборам, и по урожайности, а два года спустя полностью восстановилось поголовье скота в животноводстве; обеспеченные сырьем и получившие хозяйственную свободу, быстро выросли легкая и пищевая промышленность. К отрицательным можно отнести то, что в деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами; во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему
Изучив проведение НЭПа в ходе работы, можно сделать следующие выводы:
1. единого плана новой экономической политики не существовало;
2. нэповские мероприятия вводились урывками, хаотично, непоследовательно;
3. наряду с рыночными, продолжали действовать централизованные, по сути, военно-коммунистические методы управления экономикой;
4. отойдя от крайностей «военного коммунизма», Советская власть несколько стабилизировала ситуацию, но все же к 1925г. усилилась разноголосица в политических оценках. Это значило, что НЭП был обречен, едва появившись на свет. А к осени 1927 г. сочетание внешних и внутренних факторов обрушили его, доказав обреченность «рыночного социализма».
В заключении, хотелось бы предположить, что сохранение власти - вот цель, заставившая Ленина пересмотреть свои подходы к построению нового общества. Да, Ленин это и не скрывал: «Мы еще вернемся к террору», - говорил он. Последующие события убеждают в правильности такого подхода. К террору действительно вернулись, и вернулись надолго и всерьез. Ведь в конце 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса» [7, с. 399.].
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.