Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Политика «военного коммунизма» и НЭП в СССР
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 35.86K | Скачано: 305 | Добавлен 07.03.12 в 15:51 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Содержание
|
|
Стр. |
Введение |
3 |
|
1. Особенности социально-экономического развития России в 1918-1920 г.г. и в 1921-1927 г.г. |
4 |
|
2. Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики «военного коммунизма» и новой экономической политики |
18 |
|
Заключение |
26 |
|
Тест |
27 |
|
Список использованной литературы |
28 |
Введение
Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». В годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Это неизбежно требует ограничения в сфере потребления и контроля государства за распределением. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.
Но к концу 1920 г. страна переживает глубочайший политический и экономический кризис. Положение усугубила жестокая засуха в Поволжье 1921 г. Страна голодала. Хозяйственная разруха и рост недовольства в стране стали главными причинами, побудившими большевиков отказаться от политики «военного коммунизма» и перейти к новой экономической политике (НЭП).
В данной работе рассмотрены особенности социально-экономического развития в России в годы военного коммунизма и новой экономической политики и проведен их сравнительный анализ, а также определены причины свертывания НЭП.
1. Особенности социально-экономического развития России в 1918-1920 г.г. и в 1921-1927 г.г.
В 1918-1920 г.г. Советская Россия переживала острый экономический кризис, вызванный большими потерями за годы первой мировой и гражданской войн, общий экономических ущерб от которых оценивался в размере более 50 млрд. золотых руб. К концу 1920 года крупная промышленность России производила продукции почти в семь раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился более чем в четыре раза. Велики были и людские потери: в боях, от ран, голода, болезней, красного и белого террора погибло не менее 10 млн. человек. От 1,5 до 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди эмигрантов были крупные предприниматели, финансисты, политики, генералы, художники, артисты, писатели. Это оказалось невосполнимой утратой для интеллектуального и нравственного развития страны на долгие десятилетия.
Годы войны и хозяйственной разрухи привели к значительному сокращению общей численности промышленных рабочих, которая в 1920 году составляла 1 млн. 270 тыс., или почти в два раза меньше, чем в 1913 году (2 млн. 400 тыс.).
В городах появилось большое количество безработных. Спасаясь от голода, многие рабочие уходили в деревню или начинали заниматься кустарным производством. За годы революции, гражданской войны Москва потеряла половину своего населения, а Петроград — две трети. По оценкам русских статистиков, около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни за период между 1917 и 1920 годами [история России]. После первой мировой войны, революции, гражданской войны на Россию обрушилось новое тяжкое испытание: небывалый голод 1921-1922 годов. В 1921 году голодало не менее 20% населения. Одной из причин была жестокая засуха в Поволжье.
Все вышесказанное вынудило правительство Советской России перейти к политике «военного коммунизма». Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.
Хронологически «военный коммунизм» приходится на период гражданской войны, однако отдельные элементы политики стали возникать еще в конце 1917 - начале 1918 г.г. (национализация промышленности, банков и транспорта). Характерной чертой «военного коммунизма» является крайняя централизация управления народным хозяйством. Сначала система управления строилась на принципах коллегиальности и самоуправления, но с течением времени становится очевидной несостоятельность этих принципов. Лидеры большевизма поняли, что прежде они преувеличивали степень революционной сознательности рабочего класса, который не был готов к управлению. Делается ставка на государственное управление хозяйственной жизнью.
2 декабря 1917 г. создается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В задачи ВСНХ входили национализация крупной промышленности, управление транспортом, финансами, налаживание товарообмена и т.п. К лету 1918 г. возникают местные (губернские, уездные) совнархозы, подчиненные ВСНХ. Совет Народных Комиссаров (СНК), а затем Совет Обороны определял главные направления работы ВСНХ, ее главков и центров, при этом каждый представлял собой своеобразную государственную монополию в соответствующей отрасли производства. К лету 1920 г. было создано почти 50 главков, осуществлявших управление крупными национализированными предприятиями. Название главков говорит само за себя: Главметалл, Главтекстиль, Главсахар, Главторф, Главкрахмал, Главрыба и т.п.
Одной из черт политики «военного коммунизма» стала система чрезвычайных органов, в задачи которой входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Совет Обороны назначал своих комиссаров, обладающих чрезвычайными полномочиями.
Одной из основных черт политики «военного коммунизма» является свертывание товарно-денежных отношений. Это проявлялось, прежде всего во введении неэквивалентного натурального обмена между городом и деревней. В условиях галопирующей инфляции крестьяне не желали продавать хлеб за обесцененные деньги. По условиям Брестского мира Россия потеряла богатые хлебом районы, что усугубило продовольственный кризис. Надвигался голод. Следует помнить также, что отношение к крестьянству у большевиков было двояким. С одной стороны, его рассматривали как союзника пролетариата, а с другой (особенно середняков и кулаков) - как опору контрреволюции. На крестьянина, пусть даже маломощного середняка, они смотрели с подозрением.
В этих условиях большевики взяли курс на установление хлебной монополии. В условиях надвигающегося голода Наркомпроду были предоставлены чрезвычайные полномочия, в стране установилась продовольственная диктатура: вводилась монополия на торговлю хлебом и твердые цены. После принятия декрета о хлебной монополии (13 мая 1918 г.) торговля фактически была запрещена. Для изъятия продовольствия у крестьянства стали формироваться продовольственные отряды. Продотряды действовали по принципу, сформулированному наркомом продовольствия Цурюпой «если нельзя взять хлеб у деревенской буржуазии обычными средствами, то надо взять его силой». В ответ на вооруженное насилие деревня, наводненная вернувшимися после стихийной демобилизации армии солдатами, ответила вооруженным сопротивлением и целым рядом восстаний. Однако ни продовольственная диктатура, ни комбеды не смогли решить продовольственную проблему. Попытки запрещения рыночных отношений города и деревни и насильственные изъятия хлеба у крестьян привели лишь к широкой нелегальной торговле хлебом по высоким ценам. Потерпев неудачу в борьбе с крестьянством, осенью 1918 г. большевики были вынуждены несколько ослабить продовольственную диктатуру. Рядом декретов, принятых осенью 1918 г., правительство попыталось облегчить налогообложение крестьянства, в частности, был отменен «чрезвычайный революционный налог».
11 января 1919 г. для упорядочения обмена между городом и деревней декретом ВЦИК вводится продразверстка. Предписывалось изъятие у крестьян излишков, которые вначале определялись «потребностями крестьянской семьи, ограниченными установленной нормой». Однако вскоре излишки стали определяться уже потребностями государства и армии. Государство заранее объявляло цифры своих потребностей в хлебе, а затем их делили по губерниям, уездам и волостям. В 1920 г. в инструкциях, спускаемых на места сверху, разъяснялось, что «разверстка, данная на волость, уже является сама по себе определением излишков». И хотя крестьянам по продразверстке оставляли лишь минимум зерна, все же изначальная заданность поставок вносила определенность, и крестьяне продразверстку рассматривали как благо по сравнению с продотрядами.
Свертыванию товарно-денежных отношений способствовало также запрещение осенью 1918 г. в большинстве губерний России оптовой и частной торговли. Однако до конца уничтожить рынок большевикам все же не удалось. И хотя ими предполагалось уничтожение денег, последние все же были в ходу, но единая денежная система распалась. В этих условиях государство было вынуждено перейти на натуральную заработную плату.
Сложившаяся экономическая система не стимулировала к производительному труду, производительность которого неуклонно падала. Не оправдались и надежды на классовую сознательность пролетариата. Методом политики «военного коммунизма» становится милитаризация труда. Вначале она охватила рабочих и служащих оборонных отраслей промышленности, но к концу 1919 г. на военное положение были переведены все отрасли промышленности и железнодорожный транспорт.
В условиях «военного коммунизма» существовала всеобщая трудовая повинность для лиц с 16 до 50 лет. Широко практиковалось перераспределение рабочей силы, проведение трудовых мобилизаций. Вводились трудовые книжки. Для контроля над исполнением всеобщей трудовой повинности был создан специальный комитет во главе с Ф.Э. Дзержинским. Лица, уклоняющиеся от общественно полезных работ, строго наказывались и лишались продовольственных карточек. 14 ноября 1919 г. СНК принял «Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах».
Система военно-коммунистических мер включала в себя отмену платы за городской и железнодорожный транспорт, за топливо, фураж, продовольствие, предметы широкого потребления, медицинские услуги, жилье и т.д. (декабрь 1920 г.). Утверждается уравнительно-классовый принцип распределения. С июня 1918 г. вводится карточное снабжение по 4 категориям.
«Военный коммунизм» рассматривался большевиками не только как политика, направленная на выживание советской власти, но и как начало строительства социализма. Исходя из того, что всякая революция есть насилие, они широко использовали революционное принуждение. Популярный плакат 1918 г. гласил: «Железной рукой загоним человечество к счастью!». Главным методом установления политической диктатуры являлся революционный террор. Особенно широко революционное принуждение использовалось против крестьян. В ряде мест власти принимали постановления об обязательном переходе весной 1919 г. к коллективной обработке земли.
Годы военного коммунизма стали временем установления политической диктатуры большевиков. Под влиянием гражданской войны в стране складывалась военно-приказная диктатура, повлекшая за собой сосредоточение управления не в выборных органах, а в исполнительных учреждениях, усиление единоначалия, формирование чиновничьей иерархии с огромным числом служащих, снижение роли масс в государственном строительстве и удаление их от власти. Бюрократизм надолго становится хронической болезнью советского государства. Его причины заключались в низком культурном уровне основной массы населения. Новое государство унаследовало многое от прежнего госаппарата. Старое чиновничество вскоре получило места в советском госаппарате, ибо без людей, знающих управленческий труд, невозможно было обойтись. Ленин полагал, что справиться с бюрократизмом можно лишь тогда, когда все население («каждая кухарка») будет участвовать в управлении государством. Но впоследствии стала очевидной утопичность этих воззрений.
Государство стремилось установить тотальный контроль не только за поведением, но и за мыслями своих подданных, в головы которых внедряли элементарные и примитивные азы коммунизма. Марксизм становится государственной идеологией.
Последствия военного коммунизма невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. К концу войны стала очевидной недопустимость забегания вперед, опасность форсирования социально-экономических преобразований и эскалации насилия. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.
Жизнь заставляла большевиков пересмотреть основы «военного коммунизма», поэтому на Х съезде партии военно-коммунистические методы хозяйствования, базировавшиеся на принуждении, были объявлены отжившими, и был взят курс на новую экономическую политику (НЭП). Хозяйственная разруха и рост недовольства в стране стали главными причинами, побудившими большевиков отказаться от политики военного коммунизма. К концу 1920 г. страна переживает глубочайший политический кризис. Отказ от политики «военного коммунизма» и переход к НЭП был обусловлен следующими причинами:
Чтобы начать выводить страну из разрухи, необходимо было ее накормить. Для решения этой задачи следовало прежде всего заинтересовать крестьянина в расширении производства сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому на Х съезде РКП(б) было принято решение о замене продразверстки продналогом. Налог устанавливался в натуральном виде, объявлялся заранее и составлял 5% от всего урожая. Переход к продналогу позволил крестьянам планировать свое хозяйство и самостоятельно распоряжаться излишками сельскохозяйственных продуктов. Это в свою очередь требовало восстановления рынка и товаро-денежных отношений, что стало одной из основных черт НЭПа. 28 марта 1921 г. ВЦИК принял декрет о разрешении местного товарообмена (в августе местные ограничения были сняты), а 24 мая 1921 г. - о разрешении частной торговли.
Переход к рыночным отношениям поставил вопрос об упорядочении денежного обращения. В конце 1921 г. был образован Государственный банк. В 1922 - 1924 гг. проводилась денежная реформа, в основе которой была идея об одновременном функционировании двух «параллельных» денежных единиц: старых совзнаков и новых червонцев. В течение 15 месяцев Госбанк выкупил у населения все совзнаки (1червонец обменивался на 60 тыс. совзнаков) и они прекратили хождение. Взамен их вошли в обращение золотые червонцы. К ним добавились бумажные деньги достоинством в 1, 3, 5 рублей, которые обеспечивались золотым запасом, а также разменная монета из серебра и меди. В 1924 г. реформа была закончена. Рубль как денежная единица укрепился не только внутри страны, но и на мировом рынке: на мировых валютных биржах червонец ценился выше фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам.
Восстановление рынка требовало отказа от административных и переходу к экономическим методам хозяйствования, в частности, к материальной заинтересованности. В 1921 г. отменена всеобщая трудовая повинность и карточная система, восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа, жилищно-коммунального хозяйства. Это облегчило переход от уравнительной системы оплаты к сдельной (1922 г.). Эти меры хотя и стимулировали рост производительности труда (к 1923 г. она составила 62% довоенного уровня), но вызвали резкий протест в рабочем классе: в 1922 г. бастовали почти 200 тыс. рабочих. Недовольство рабочих вызывало и появление безработицы. В 1924 г. безработными были около 1 млн. человек. До начала индустриализации безработица увеличивалась.
У молодой Советской республики не было средств, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство. Было решено прибегнуть к помощи частного капитала. 17 мая 1921 г. был издан декрет о частичной денационализации мелкой промышленности. Частным предпринимателям передавались в основном небольшие, полуразрушенные предприятия легкой промышленности, на восстановление которых требовались большие затраты. 7 июля был принят декрет о создании частных предприятий с числом работающих не более 20 человек. С появлением частной собственности экономика становится многоукладной. Обычно говорят о существовании в это время пяти социально-экономических укладов: частно-хозяйственного, удельный вес которого составлял 8%, государственно-капиталистического (1%), социалистического (38%), мелкотоварного (51%) и патриархального (2%).
К середине 1920-х годов насчитывалось около 325 частных предприятий. Хотя их удельный вес в экономике страны составлял 8 %, но давали они 26% всей производимой продукции. Возрождение частной собственности привело к появлению в советском обществе нэпманов - владельцев небольших предприятий, торговых заведений, мастерских, кафе, ресторанов. К 1926 г. их число достигло 2,3 млн. человек, что составляло 1,6% населения. По отношению к ним Советская власть проводила весьма противоречивую политику: с одной стороны, она санкционировала их появление, а с другой - всячески ограничивала их, «душила» налогами и полностью лишила политических прав. Согласно налоговому законодательству 1920-х годов, основная тяжесть налогов приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки, чернорабочие, низкооплачиваемые служащие и пенсионеры от уплаты налогов освобождались. Понимая бесперспективность частного предпринимательства в СССР, нэпманы не вкладывали свои капиталы в развитие производства, а тратили их на роскошь и развлечения, чем вызывали зависть и ненависть у остального населения.
В сельской местности частный сектор составляло кулацкое хозяйство. С лета 1921 г. было разрешено брать землю в аренду и использовать наемный труд в деревне (не более 5 человек). Но государство всячески сдерживало рост капиталистических элементов в деревне, поэтому к 1927 г. доля кулацких хозяйств в общей численности крестьянских дворов составляла 3,5%.
Государственно-капиталистический уклад был представлен концессионными предприятиями, которые создавались на основе декрета ВЦИК от 23 ноября 1920 г. Они не получили широкого распространения (1%). Привлечение иностранного капитала сдерживалось недоверием властей к буржуазному предпринимательству, неразвитостью концессионного законодательства, слабостью социалистического сектора в промышленности, высокими налогами, отсутствием квалифицированных кадров. В концессии сдавались предприятия отраслей, не имеющих стратегического значения. Иностранные предприниматели не допускались в нефтедобычу, металлургию, железнодорожный транспорт, судостроение, радиотехнику и т.п. Во второй половине 1920-х годов потребность государства в валюте в связи с началом индустриализации несколько оживила концессионную политику, однако свертывание НЭП привело окончательно к прекращению практики концессий.
С началом НЭП серьезные изменения происходят в государственном секторе экономики. В нем остались крупные и рентабельные предприятия, обеспеченные топливом и сырьем. Остальные либо закрывались, либо сдавались в аренду. Государственные предприятия подчинялись непосредственно ВСНХ. Полностью менялись система и методы управления промышленностью: вместо администрирования и централизации перешли к децентрализации и хозрасчету. Реорганизовывался и значительно сокращался управленческий аппарат. Из 70 главков ВСНХ оставалось 16. Предприятия получали хозяйственную самостоятельность. Декрет ВЦИК И СНК 10 апреля 1923 г. «О государственных промышленных предприятиях» наделил руководство предприятий правом самостоятельно решать вопросы о снабжении и сбыте, о снижении себестоимости продукции, о распределении прибыли и т.п. Фактически предприятия переводились на самофинансирование и самоокупаемость.
В целях повышения эффективности государственные предприятия могли объединяться в рамках отрасли в тресты, которые в свою очередь - в синдикаты. К середине 1920-х годов возникло 79 общесоюзных трестов и 21 синдикат, которые почти полностью монополизировали большинство отраслей промышленности. Однако нельзя говорить о полной хозяйственной самостоятельности предприятий, поскольку ВСНХ постоянно вмешивался в их деятельность.
В экономике страны в годы НЭП значительный удельный вес составляло мелкотоварное хозяйство (51%). Оно было представлено в городах кустарными ремесленными мастерскими, а в сельской местности середняцкими хозяйствами. Единоличное крестьянское хозяйство оставалось относительно слабым и неразвитым. Оно объединяло 5-6 человек. В среднем на двор приходилось до 12 десятин земли, лошадь и 1-2 коровы. Орудия труда оставались примитивными. Урожайность не превышала 7-8 центнеров с гектара, товарность - не более 20%.
Около трети крестьянских хозяйств составляли бедняцкие хозяйства без рабочего скота и инвентаря. Они имели натуральный патриархальный характер.
Переходной ступенью от мелкотоварного уклада к социалистическому становится кооперация. Государство уделяет ей огромное значение, считая ее основным методом перевода мелкотоварного хозяйства на путь социализма. В годы НЭПа развивались преимущественно ее простейшие формы: потребительская, снабженческая, кредитная, жилищная. Но возникали и более сложные производственные: товарищества по обработке земли (ТОЗы), машинные, мелиоративные, семеноводческие и племенные станции, промысловые артели. К 1928 г. различными формами кооперации было охвачено около 28 млн человек, что в 13 раз больше, чем в 1913 г. По отдельным отраслям сельскохозяйственного производства кооперация объединяла до 90% всех хозяйств. Пытаясь установить контроль над деятельностью кооперативов, государство создает органы по их управлению. Деятельность кооперативных объединений финансировалась Госбанком СССР, Центральным сельскохозяйственным банком, сетью кооперативных и коммерческих банков. Через них государство вмешивалось в денежные дела кооператива, ограничивая приобретение инвентаря, диктуя цены на продукцию, объем и распределение доходов. Постепенно доля государственных средств в кооперативах начинает преобладать. Если учесть также политическое давление на кооперацию, то можно говорить об отсутствии у нее в условиях НЭП реальной хозяйственной самостоятельности. Низкий профессиональный и культурный уровень работников кооперации, бесхозяйственность и расточительность также дискредитировали кооперацию перед крестьянами.
Противоречивость новой экономической политики состоит в несоответствии экономических и политических преобразований. Несмотря на некоторое оживление работы Советов и демократизацию страны, ослабления политической монополии РКП(б) не произошло.
В 1921-1922 гг. прошел ряд судебных процессов над представителями партий эсеров и меньшевиков, которых обвиняли в контрреволюционной деятельности. Решением суда деятельность этих партий была запрещена, а многие из участников оказались репрессированными. В 1924 г. меньшевики, а в 1925 г. эсеры объявили о самороспуске и эти партии прекратили существование на территории СССР.
В политике сохранялись классовые приоритеты. Конституция 1924 г. к категории лишенцев причислила лиц, использующих наемный труд или живущих на нетрудовые доходы, монахов и церковнослужителей, бывших полицейских, жандармов и др. При выборах депутатов в Советы преимущество по-прежнему сохраняли рабочие. Но в сельской местности в Советах заметно растет число средних и зажиточных крестьян. Однако теперь власть осуществлялась не столько через Советы, сколько через партийно-государственный аппарат от имени Советов, представительные органы оказались в подчинении у исполнительных.
Партийные органы все более занимались решением хозяйственных и административных вопросов. Ни одно серьезное преобразование не производилось без разрешения партийных органов. Между ними складывается строгая система соподчинения. Формируется широкий слой профессиональных управленцев со своими интересами, привилегиями, идеологией, образом жизни. На смену выборности кадров приходит практика назначений. Партия все более бюрократизируется. Идет дальнейшее сращивание партийного и государственного аппарата. За годы НЭП число аппаратчиков увеличивается в 3 раза и достигает 3,5 млн. человек. Основную массу из них составляли малообразованные «выдвиженцы», так как к 1928 году на всю страну приходилось только 233 тыс. специалистов с высшим и 228 тыс. - со средним специальным образованием.
В 1920 г. в идеологической и культурной жизни наблюдались элементы плюрализма и демократизации, но и в этой сфере власти исходили из принципа классовой целесообразности. Идейные противники большевиков подвергались гонениям, запрету и даже выдворялись за границу. Так, в 1922 г. на так называемых «философских пароходах» из России были изгнаны около 200 известных деятелей науки и культуры.
Несмотря на всю противоречивость НЭП все же позволила в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны. Во многом этому способствовал план ГОЭЛРО.
ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) - это орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как «Государственный план электрификации России» - первый перспективный план развития экономики, принятым и реализованным в России после революции.
Электрификация везде в мире развивалась стихийно и только в РСФСР впервые в мировой истории был составлен план электрификации всей страны на основе теории научного социализма созданной В.И.Лениным («коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны»). Электрификация всей страны была необходимым условием развития социализма, так как затраты на электрификацию вначале были очень велики и никакой прибыли от этого не было, а без государственного социализма вкладывать деньги в электрификацию всей страны без скорого получения прибыли никакая «электрическая компания» не смогла бы, даже в теории.
ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн. кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС - Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала).
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд. кВт·ч.
НЭП позволила ликвидировать разруху и восстановить народное хозяйство. Несмотря на противоречия и сложности, она сыграла важную роль в экономическом развитии Советского государства: производство электроэнергии в стране увеличилось с 1920 по 1928г. в 10 раз, чугуна и стали - в 20-30 раз, добыча угля - в 4 раза. В итоге СССР по основным экономическим показателям вышел на уровень царской России 1913г. Возникла новая проблема - создать условия для дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности, чтобы обеспечить независимость и укрепление обороноспособности страны.
2. Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики «военного коммунизма» и новой экономической политики
Последовавшие за октябрьской революцией 10 лет жизни страны были непростыми со всех точек зрения. По характеру экономической политики они четко подразделяются на два периода: «военного коммунизма» (1918 – 1920 гг.) и НЭПа (новой экономической политики, 1921 – 1927 гг.).
Причиной введения политики «военного коммунизма являлось то, что Россия шагнула в революцию прямиком из войны, когда 86% рабочих промышленности трудилось на оборону, и главной проблемой стало снабжение хлебом как армии, так и тыловых рабочих в потребляющих областях, где было сосредоточено военное производство. В условиях продолжавшейся первой мировой, а затем и начавшейся гражданской войны и иностранной интервенции вопрос продовольствия обострился, а общий развал экономики усилился, что и послужило к наращиванию мер государственного вмешательства в экономику. Чтобы спасти остатки хозяйственных связей и хоть как то решить продовольственную проблему, были приняты меры военного характера: Республика объявлялась единым военным лагерем, когда все ресурсы оказываются в руках государства, что и означало переход к политике «военного коммунизма».
Причины введения политики «военного коммунизма» и новой экономической политики подробно рассмотрены в первой главе данной работы. Рассмотрим основные их различия.
Различались они отношением к частному капиталу, наемному труду и степенью признания товарно-денежных отношений, а значит, и торговли. Строго говоря, экономических программ как таковых, заранее рассчитанных на эти два периода, не существовало. И «военный коммунизм» и НЭП явились порождением эпохи, постепенно складываясь по ходу процессов, протекающих в стране, из той суммы мероприятий, что проводились правительством большевиков при решении хозяйственных задач.
Для лучшего понимания событий той эпохи желательно составить сравнительную картину, где бы отображались достоинства и неизбежные издержки этих двух экономических программ применительно к различным отраслям народного хозяйства.
Для аграрной страны, да и для любой тоже, вопрос продовольствия, а, следовательно, сельского хозяйства является одним из главных. Если «военный коммунизм» был неизбежной и действенной мерой при достижении цели сохранения власти большевиков в условиях военного времени, а также для того, чтобы хоть как то решить продовольственную проблему, то с окончанием гражданской войны стало ясно, что ситуация зашла в тупик, и в мирное время срочно требовалась другая экономическая программа.
Политика «военного коммунизма» - это национализация всей промышленности, которую по сути можно назвать конфискацией, уничтожение частной собственности, хлебная монополия и всеобщая трудовая повинность, другими словами, всеобщая милитаризация труда. Как метод хозяйствования экономическая программа «военный коммунизм», оказавшегося на деле военной диктатурой, себя не оправдала.
Продразверстка «военного коммунизма» была заменена во время НЭПа в два раза меньшим продналогом, что положительно сказалось на сельском хозяйстве, так как вносило определенность (количество, которое надо отдать государству) и, таким образом, стимулировало крестьян к увеличению производства, так как они теперь становились материально заинтересованными в этом. Отныне разрешалось реализовывать излишки. При продразверстке было наоборот: у крестьянства все равно изымали практически все под предлогом военной необходимости и не было никакого желания что то производить.
Также во время НЭПа одним из приоритетных направлений государственной политики стало содействие кооперированию крестьян, что также положительно сказалось на производительности крестьянского труда.
Всеобщая национализация «военного коммунизма» сделала государство собственником основных средств производства, в связи с чем было вынуждено обеспечивать управление оказавшимися в его распоряжении предприятиями как в центре, так и в регионах. Отсюда результат: возникли непомерно огромные управленческие структуры, директивно-приказной принцип «сверху – вниз» жестко ограничивал инициативу на местах. Частная собственность, уничтоженная при проведении политики «военного коммунизма», начала постепенно возрождаться с приходом НЭПа. Разрешались мелкие частные предприятия, разрешалась аренда государственных предприятий, допускалось создание смешанных акционерных обществ с непременным участием в них государственного капитала, разрешалась сдача хозяйственных объектов в концессию иностранцам с целью привлечения иностранного капитала, был отменен декрет о всеобщей национализации в промышленности и торговле. Теперь на первый план выдвигались экономическая заинтересованность и хозяйственный рост, а не государственные меры принуждения, как при политике «военного коммунизма». Также, наряду с указаниями сверху, стала важна и собственная инициатива.
Если при «военном коммунизме» процветал «черный рынок», как следствие необходимости удовлетворять свойственные каждому индивиду потребности, то при НЭПе рынок стал легальным, хоть и не таким, каким привыкли видеть его люди, живущие в наше время.
Уравнительная оплата труда, убивающая желание рабочего к самосовершенствованию, была заменена нормальной сдельной и в зависимости от его квалификации.
Во время НЭПа деньги вновь стали играть присущую им роль, это в отличие от полного отрицания их при «военном коммунизме». Отныне предприятия переводились на хозрасчет. Промышленность переходила к системе планирования. Промышленность стимулировалась возродившимися рыночными отношениями.
Если сравнить итоги этих двух экономических программ, то НЭП стал временем небывалого расцвета по сравнению с программой «военного коммунизма», выполнившей только политическую задачу – удержание власти большевиками, а с точки зрения хозяйствования, приведшую экономику страны к мертвой точке.
Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа - попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.
Преодолев с огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась с новым кризисом. Крестьяне были недовольны низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары и сельхозтехнику. «Ножницы» цен были столь велики, что возникли кризис сбыта, затоваривание; государству нечем было выплачивать зарплату рабочим; дело шло до забастовок. Кризис был вызван медленным восстановлением промышленности, грубыми просчетами в политике цен. Кроме того, правительство выделило крупные средства (400 тыс. дол.) на подготовку социалистической революции в Германии. Для преодоления кризиса 1923г. на 30% были снижены цены на промтовары и повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены косвенные налоги, завершена финансовая реформа, укреплена валюта.
В апреле 1925г. был взят курс на расширение аренды земли и найма рабочей силы в деревне. Однако со второй половины 1925г. начался новый кризис.
Осенью 1925г. ясно, что выполнить план по хлебозаготовкам не удастся. Пришлось сократить экспорт и импорт, а также программу промышленного строительства. Эти обстоятельства привели к обострению «товарного голода» и росту цен. Но у крестьян имелись деньги, заработанные не столько на сбыте зерна, сколько на различных промыслах, выращивании технических культур и продаже скота. Выхода было два: или создать политические и экономические условия частному предпринимателю для производства большого количества продукции, в том числе сложной сельхозтехники (но для этого нужно было вернуть национализированные крупные предприятия частным владельцам, что противоречило программным целям большевиков), или построить новые государственные заводы и фабрики для производства промтоваров, ширпотреба, сельхозтехники (но для строительства нужны были огромные капиталовложения, чтобы закупить за границей станки и оборудование). Руководство страны предпочло другой выход: резко увеличить экспорт, а его важнейшей статьей является хлеб, который крестьянам невыгодно было производить и сдавать государству.
В то же время советская власть по-прежнему рассматривала крестьянский рынок как главный фактор развития промышленности. Перелив капиталов в государственную промышленность из частного сектора и крупного крестьянского хозяйства фактически блокировался ограничительными мерами государства. Поэтому к крестьянским хозяйствам опять применяются государственно-принудительные меры. Некоторые лидеры партии и государства, осознавая, что средства, которыми устраняли трудности, сами усугубляют эти трудности, не хотели понять, что узкоклассовый, идеологизированный, волюнтаристский подход к экономике ведет в тупик.
Таким образом, в 1925-1926гг. отсутствие промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб, увеличение налогов резко снизили заинтересованность крестьян в выращивании зерна. Руководство страны загнало кризис вглубь, не устраняя его причин. Для выхода из сложившегося положения были использованы меры, противоречащие рыночным элементам НЭПа: закупочные цены на хлеб повысили, но для покрытия расходов государство выпустило массу денежных знаков, не обеспеченных товарами. Крестьяне добились повышения цен, но «отоварить» полученные за хлеб деньги не могли. Выпуск не обеспеченных товарами денежных знаков сводил на нет длительные усилия по стабилизации финансов России, в первую очередь успешную денежную реформу 1922-1924гг.; червонец превратился в «колеблющуюся валюту».
Кризисные явления, приглушенные в 1926 г., нарастали. К концу 1927г. стало ясно, что программа хлебозаготовок не выполнена. Страна вновь столкнулась с острейшим кризисом. Если в 1926г. крестьян удалось успокоить, несколько подняв закупочные цены на хлеб, то 1927г. крестьяне не желали сдавать хлеб по твердым государственным ценам. Выгоднее было откармливать им скот и ожидать подорожания хлеба к следующей весне. Партии же большевиков для реализации плана социалистической индустриализации нужен был дешевый хлеб на экспорт.
Государство, национализировав крупную промышленность, должно было обеспечить ее сырьем. Следовательно, районы, производящие сырье, должны были получать дешевый хлеб, иначе вместо хлопка и льна в них пришлось бы сеять пшеницу и рожь. И, наконец, дешевый хлеб нужен был для обеспечения армии и городов, так как в связи с началом индустриализации численность рабочих быстро росла.
Для разрешения кризиса 1927г. следовало расширить рыночные элементы НЭПа: тогда реальным было бы повышение закупочных цен на хлеб и использование вырученной от его экспорта валюты на закупку за рубежом промышленных товаров. Однако такие меры были неприемлемы для большевистского руководства, и им был взят курс на силовые, административно-командные методы, которые подрывали НЭП и вели к его свертыванию.
Противоречием НЭПа было и то, что «период первоначального накопления» частного капитала в 1921-1923гг. в значительной мере имел криминальный оттенок и сопровождался всплеском коррупции в государственном аппарате. Незаконно нажитый частный капитал, а также другие противоречия НЭПа вызывали недовольство рядовых граждан, считавших, что НЭП выгоден криминальным структурам и коррумпированным чиновникам. Отрицательное отношение масс к негативным явлениям НЭПа явилось одной из предпосылок для его ликвидации.
Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму». Победили сторонники командно-административных методов во главе с И.В. Сталиным. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927/28г. был предпринят комплекс административных мер: усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги на частных предпринимателей и торговцев; к крестьянам, не сдающим хлеб, широко применялись санкции согласно УК РСФСР. Аресты крестьян сопровождались конфискацией средств производства, скота, инвентаря, имущества. Только в Среднем Поволжье были осуждены 33 тыс. владельцев крупных хозяйств, не желавших сдавать зерно по государственным ценам. У половины из них было конфисковано имущество. Использовались также усиление налогового пресса, принудительный выкуп тракторов и сельхозтехники, изъятие земельных излишков, сокращение, а затем и прекращение кредитования и снабжения крупных хозяйств средствами производства. Такие меры осуществлялись по всей стране.
В 1928-1929гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.
Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг.
Свертывание НЭПа не было единовременным актом: в сельском хозяйстве оно произошло в конце 20-х гг., в промышленности - на рубеже 20-30-х гг., в торговле - в первой половине 30-х г. Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).
Заключение
Таким образом, конец 1920 - начало 1921 г. становится временем, когда политика «военного коммунизма» достигла своей высшей точки. На рубеже 1920-1921 гг. экономический кризис приобрел угрожающие размеры.
НЭП был нужен, по мнению В.И. Ленина, чтобы продержаться в ожидании мировой революции, которая, это было ясно, в ближайшее время не произойдет, поэтому нужно было идти на уступки крестьянству, открывать рынок, формировать товарно-денежные отношения. Именно в этот период В.И. Ленин обращал внимание на вынужденный характер НЭПа, определяя его как вынужденный тактический ход.
Определяя политические аспекты НЭПа, В.И. Ленин оставлял приоритетными большевистские тезисы о незыблемости диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, о государстве как главном инструменте строительства социализма, о государстве, которое не создает, а разрушает законодательную, правовую базу для функционирования многоукладной экономики.
При такой политической ориентации развитие смешанной экономики, идеи о взаимодействии секторов, о свободной конкуренции, свободе торговли были обречены. О возможностях развития рыночной экономики не могло быть и речи. Экономическим регуляторам развития экономики В.И. Ленин предпочел власть. Это предопределяло судьбу НЭПа и рыночной экономики в России.
Таким образом, в теоретическом обосновании НЭПа были заложены неразрешимые противоречия, подчинявшие его политическому диктату, исключавшему взаимодействие экономики и политики.
Сталинизм отверг идеи НЭПа и взял курс на формирование законченной командно-бюрократической системы управления.
Тест
Приведите в соответствие цели индустриализации и источники средств на индустриализацию.
А. Цели индустриализации
Б. Источники средств на индустриализацию
Ответ
А. Цели индустриализации:
3) необходимость форсированных темпов индустриального строительства.
4) преодоление технико-экономической отсталости СССР.
7) превращение страны из аграрной в индустриальную.
8) укрепление обороноспособности страны.
Б. Средства на индустриализацию:
1) прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю.
2) доходы с легкой промышленности.
5) налоги с НЭПманов, займы государства у населения.
6) доходы, получаемые с сельского хозяйства.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.