Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Экономическая мысль периода генезиса капитализма

Экономическая мысль периода генезиса капитализма  [12.04.11]

Тема: Экономическая мысль периода генезиса капитализма

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.38K | Скачано: 270 | Добавлен 12.04.11 в 18:30 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Краснодар 2009


Содержание.

1. Введение 2

2. Общая характеристика меркантилизма.

1) Общие положение меркантилизма. Меркантилизм в западной Европе 3

2) Меркантилизм в России 6

3. Общая характеристика физиократии

1) Сущность физиократии. Экономическое учение Ф. Кенэ 9

2) Физиократия в России 14

4. Заключение 16

5. Список литературы 17

 

  1. Введение

По мере написания работы по теме «Экономическая мысль периода генезиса капитализма» происходит изучение этапов формирования одних из основных понятий экономики, складываются навыки необходимые для дальнейшего изучения экономики как науки, а в более глобальном смысле и моей будущей профессии. Существующее положение экономики настоящего времени и тенденции развития экономики прошлых веков неповторимость возможно в некотором смысле ошибочных взглядов, которые уже были проверены  историей.

Цель работы изучение экономической мысли периода генезиса капитализма.

Для написания данной работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть и описать общие положения теории меркантилистов; раскрыть сущность теории физиократов; рассмотрение взглядов русских авторов придерживающихся и рассматривавших в своих работах данные теорий.

Объектом данной работы является теоретические основы меркантилизма и физиократии.

Предметом же являются детальное  изучение данных теорий на примерах наиболее известных представителей того времени.

В ходе написания работы использовался метод обобщения, а так же аналитический и сравнительный методы.

Контрольная работа написана при использовании литературы по истории экономических учений. Библиографический список представлен в конце работы.

 

  1. Общая характеристика меркантилизма.

Основы современной науки экономики были заложены в 15 веке. Первые современные экономисты очень скоро по своим взглядам разделились на два течения: меркантилисты и физиократы.

Меркантилизм (итал. mercate — торговец, купец) — система взглядов экономистов XV—XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд (1554—1612). Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. В марксистской интерпретации выражал интересы крупных торговых монополий.

Меркантилисты. Первыми учеными экономистами нового времени принято считать научную школу меркантилистов, которая сложилась в XV веке и господствовала еще и два последующих столетия. Меркантилисты выступали против теорий Аристотеля и заявляли: богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги. Главной же сферой, где богатство рождается, они считали торговлю, что собственно и определило название этой теории, поскольку «мер канте» по-итальянски означает «торговец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что важнее всего просто добиться оседания в стране как можно большего количества золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу». Поэтому они предлагали заставить иностранных купцов тратить все вырученные ими за свои товары деньги на покупку товаров, которые уже могут быть вывезены за границу беспрепятственно. Внимая этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за свои рубежи и ввели должности тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Мен (1571—1641), Антуан де Монкретьен де Ваттевиль (ок. 1575—1621), Гаспар Скаруффи (1519-1584), Дэдли Норе (1641—1691), Дэвид Юм (1711-1776).

Монкретьен обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин политическая экономия. С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от слова «политеия», что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговли. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. «Не обладание золота и серебра... и делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...» Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение».

Со временем меркантилисты поняли, что сами по себе попытки сделать золото и серебро «не выездными товарами» еще не могут обеспечить стране богатство. И тогда прозвучал голос английского купца и экономиста Томаса Мана.

Потомок старинной торговой семьи и сам успешный купец, Ман пришел к выводу: богатство страны зависит не от количества денег, удержанного внутри национальных границ с помощью надзирателей и пограничной стражи, а от правильного соотношения ввоза и вывоза товаров. Эти идеи он изложил в своей знаменитой книге «Богатство Англии во внешней торговле или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».  

Ман и другие поздние меркантилисты считали, что особое значение для обогащения государства имеет торговля между странами. С цифрами в руках он доказал: вывоз золота и серебра за границу для покупки товаров может быть более выгодным, чем механическое накопление сокровищ. Правда, это достигается лишь в том случае, когда выручка от последующей продажи таких товаров оказывается большей, чем затраты на покупку. А, чтобы добиться этого, было легче, правители должны создавать условия своим странам, позволяющие одерживать верх над соперниками на международных рынках. Следовательно, правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволят удержать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а экспорт - высоким. Так можно достичь так называемого « благоприятного торгового баланса».

 

Правда, не все меркантилисты были в почете у властей. Один из крупнейших ученых этой школы, русский экономист Иван Посошков, написавший для Петра I «Книгу о скудости и богатстве», был арестован в1725 году, судя по всему, именно за эту работу, и через пять месяцев умер в камере Петропавловской крепости.

Первым проявлением русского меркантилизма можно считать взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605—1680) — экономист, государственный и военный деятель, дипломат. Он родился в семье псковского дворянина, получил хорошее образование, владел латинским, немецким, польским, французским, молдавским и другими языками, изучал математику, риторику. Вскоре после отстранения от государственной службы постригся в монахи под именем Антония (1672). Через семь лет был снова привлечен к дипломатической деятельности. Он не оставил специальных экономических работ, но высказывания, письма и донесения к царю свидетельствуют о том, что он был незаурядным экономистом. Его взгляды: ратовал за централизованное государство помещиков и купцов; считал, что народное хозяйство страны представляет единое целое (что его выгодно отличало от предшественников, сосредоточивших свое внимание на развитии отдельных отраслей); уделял много внимания вопросам торговли, как орудия развития экономики России и главного источника пополнения казны; под его редакцией был составлен «Новоторговый устав», который определил основные направления внешнеторговой политики России; был сторонником частной инициативы и свободного предпринимательства; активно участвовал в деятельности металлургических, металлообрабатывающих, кожевенных, бумажных, стекольных мануфактур; объективно оценивал достижения более развитых государств, призывал заимствовать передовой опыт этих стран, но не слепо преклоняться, а критически его осмысливать, исходя из интересов своей страны.

Иван Тихонович Посошков (1652—1726) родился в семье ремесленника, стал купцом, в конце жизни приобрел имение с крепостными, где завел винокуренный завод. Был самоучкой, обладая выдающимися способностями, выдвинулся в число важнейших экономистов мира своего времени. В главной его работе «Книга о скудости и богатстве» (1724) изложены его экономические взгляды и проект реформ, направленных на Улучшение экономического и политического устройства России. В 1725 г. был арестован, заключен в крепость, где через полгода умер. В отличие от меркантилистов Посошков признавал получение прибыли внутри страны, а ее величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс, подчиняя его развитию внутренней торговли, правильно установил связь между уровнем процента и прибыли, утверждал, что процент должен устанавливаться законодательным путем в зависимости от прибыльности ремесла. Источником богатства считал труд как в промышленности, так и в сельском хозяйстве и что «дела будут отправляться поспешнее», если работники будут работать по найму и при сдельной оплате («по заделию»). Причиной «скудости» считал недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли, слабость протекционизма. Признавая пользу конкуренции, Посошков ошибочно полагал, что преуспевание России основано на сохранении крепостничества и регламентации хозяйственной жизни.

Сказал свое слово в экономической науке и Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — великий и многогранный русский ученый, мыслитель-материалист и просветитель. Своими открытиями он обогатил все области знания, что дало основание А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом» и «величайшим умом новейших времен». Ломоносов связывал обеспечение самостоятельности и независимости России со всесторонним развитием отечественного производства, разработкой естественных богатств страны, рациональным размещением промышленности, строительством путей сообщения, изготовлением и применением машин, обучением населения «ремесленным делам», развитием торговли как важнейшего фактора роста богатства страны. Требовал ограждения национального производства от иностранной конкуренции путем таможенных тарифов. Государство он рассматривал как руководящую силу экономического развития и высказывался за его активное вмешательство в экономическую жизнь страны с целью подъема благосостояния народа при сохранении крепостничества.

 

  1. Общая характеристика физиократии.

Физиокра́ты (фр. physiocrates, от греч. phýsis — природа и krátos — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже — в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Одним из видных физиократов был французский ученый-экономист 18 века Франсуа Кенэ (1694 - 1774), придворный врач короля Франции Людовика XV. Франсуа был 8-м из 13 детей в большой и бедной крестьянской семье и смог обучиться грамоте лишь в 11 лет. Это не помешало ему стать одним из лучших врачей своего времени, а в 60 лет заняться экономикой и навсегда войти в историю экономической мысли как глава школы физиократов.

Ф. Кенэ был сторонником строгого соблюдения требований «естественного порядка» и противником вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Он выступал за свободу внутренней и внешней торговли, за отмену монополий во всех областях экономической деятельности.

В своей знаменитой «Экономической таблице» (1757г.) придворный доктор попытался построить первую модель экономики страны в целом. Такой подход значил для экономической науки то же, что таблица Менделеева для химии, поскольку позволял свести разрозненные сведения об экономических процессах в единое целое.

В своей таблице Кенэ на числовом примере пытался проанализировать, как валовой продукт страны (создаваемый, напомним, по мнению физиократов, лишь сельским хозяйством) перемещается между социальными группами страны в натуральной и денежной формах. Иными словами, Кенэ осознал совсем не тривиальную вещь: наличие в экономике потоков товаров и денег и возможность различий в их движении. Эта идея оказалась чрезвычайно живучей, и множество ученых ломало себе голову над тем, как усовершенствовать схемы Кенэ и научиться по-новому анализировать пропорции в экономике.

Физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кене считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (riches cultivateurs); только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кене объяснял, что под словами «богатый фермер» не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наемных рабочих; все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть «истинные земледельцы». По словам аб. Бодо, «в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов», должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних — и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (le revenu disponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для буржуазии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: «он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава». В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсье де ла Ривьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что «законный деспотизм» (despotisme légal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то «контрафорсы» могут лишь помешать ей — и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

После появления «Богатства народов» Ад. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур — до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах — Ж. М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём «Капитале» Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы. В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита. Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в «Collection des principaux économistes»; «Друг людей» Мирабо переиздан Rouxel’ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

 

Чистых представителей физиократической теории в России не было, но влияние прикладных выводов их учения сказалось в первой половине царствования Екатерины II. Идеи физиократов распространялись у нас при помощи французской просветительной литературы: Екатерина могла познакомиться с ними из Вольтера и Энциклопедии. В Наказе отголоском этих идей является возвеличение земледелия над промышленностью и торговлей и взгляд на свободу торговли. Но и тут уже эти мнения обставлены оговорками и ограничениями. Тем не менее, с первых годов царствования Екатерины уничтожаются привилегии, данные фабрикам в прежнее время, уничтожаются монополии на заведение фабрик того или другого рода, в том числе и казенных, отменяются льготы от разных повинностей; наконец, манифестом 17-го марта 1775 г. устанавливается принцип свободной конкуренции, уничтожается концессионный порядок устройства промышленных заведений и система специальных сборов с фабрик и заводов. В тот же период издается сравнительно более льготный для ввоза тариф 1766 г. Наконец, интерес окружающих императрицу лиц к физиократическим учениям выражается в создании — по образцу европейских учреждений, основанных сторонниками физиократов, — Вольного экономического общества (1765). На вопрос, поставленный Обществом по желанию императрицы для соискания премии, — о собственности крестьян, прислано было несколько ответов, написанных в духе физиократов, и эти ответы были одобрены Обществом. При участии кн. Д. А. Голицына, русского посла в Париже, переписывавшегося в 60-х годах с Екатериной по крестьянскому вопросу, выписан был даже рекомендованный Дидро представитель школы физиократов, Мерсье де ла Ривьер, неприятно поразивший императрицу своим самомнением и слишком высоким представлением о той роли, которую он готовил себе в России в качестве законодателя. После 8-месячного пребывания в Петербурге (1767—68) он был отослан назад во Францию, и с этих пор начинается быстрое охлаждение Екатерины к физиократам. В своей частной переписке она жалуется (середина 70-х годов), что «экономисты» её осаждают навязчивыми советами, называет их «дурачьем» и «крикунами» и не упускает случая посмеяться над ними. «Я не сторонница запрещений, — говорит она теперь, — но полагаю, что некоторые из них введены с целью устранения неудобств и было бы неблагоразумно и опрометчиво до них касаться». Она возражает против полной свободы хлебной торговли и даже против отмены внутренних городских сборов, последовавшей при имп. Елизавете. В 80-х годах политика Екатерины относительно торговли и промышленности окончательно изменяется в духе, противоположном принципам физиократов. В русском обществе идеи физиократов как известное политико-экономическое учение не имели сколько-нибудь заметного влияния: занятое политическими и философскими идеями, оно мало обращало внимания на политическую экономию. Когда такой интерес явился в начале XIX в., в политической экономии уже господствовали идеи Адама Смита, которые и проникли в Россию.

 

Заключение

При подготовке к написанию данной работы были поставлены и освещены следующие основные моменты:

изучены на основании экономической литературы теоретические основы меркантилизма и физиократиии, а именно даны понятия, освещены теории на примерах представителей прошлого, как западной Европы так и Российских.

 

Список литературы.

  1. История экономической мысли/ под редакцией В.В. Круглова, Е.В. Балаховой. – Спб.: Питер, 2008.-240с.
  2. История экономической мысли в России: учебное пособие для ВУЗов/ Н.О. Воскресенская, А.С. Квасов, Е.А. Козлова и др.; под редакцией проф. А.Н. Макаровой.-М: закон и право, ЮНИТИ, 2001.-136с.
  3. История экономических учений: в 2 т. / Под ред.Е.Г. Василевского, А.Г. Худокормова.М., 2005.
  4. Современные экономические теории запада: Учебное пособие для ВУЗов/ Всерос. заоч. фин.-экон. н-т; С.Б.Авдашева, Н.О. Воскресенская, А.С. Квасов и др. А.Н. Макаровой.- 3-е изд.: АО «Финстатинформ», 2002. – 93с.
  5. Рыночная эономика: Учебник. Хрестоматия. – М.: Соминтек, 1995.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 25.38K
Скачано: 270
Скачать бесплатно
12.04.11 в 18:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе