Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление: её основные компоненты

Культура как социальное явление: её основные компоненты [09.04.11]

Тема: Культура как социальное явление: её основные компоненты

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.72K | Скачано: 280 | Добавлен 09.04.11 в 22:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


Содержание
Введение 3
Культура в социологическом понимании и её основные компоненты 4
Типы культур 7
Функции социальной культуры 10
Социокультурный процесс 10
Задание №3 14
Список используемой литературы 15

ВВЕДЕНИЕ
Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка) — устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам).
Первоначально под культурой понималось возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и т. д., человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности. Целью данной работы является изучение понятия «культура», «социальная культура», изучение видов и разновидностей культур. Также в работе рассматривается социальные функции культуры и развитие культуры в ходе прогресса.

Культура в социологическом понимании и её основные компоненты.   
Культура имеет социальную природу и выражается, прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем аккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), например в средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания; сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.
Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры, например река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, а лиса символизирует хитрость и т. д.
Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.
Культура включает общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.
Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели.
Социальные ценности — это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения.
Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность — норма (например, хорошо — можно; плохо — нельзя).
Социальные нормы (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания регламентируют общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.
Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностно-нормативную систему общества, которая обуславливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения.
Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности.
Высказываются различные точки зрения относительно того, какие социальные «элементы» включает культура как целостная система. Согласно наиболее распространенному мнению, структура культуры — это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного.
В первой половине XX в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая — взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая — взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая — идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
Структура культуры включает следующие элементы:
1)  сознание — основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) позволяет не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям, а абстрактное мышление — конструировать и себя, и окружающий мир и предвидеть будущее;
2) методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» и «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек в отличие от животных оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентации;
3) язык — важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры, в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды;
4) деятельность, т. е. осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способов его жизнедеятельности.

 Типы культур
Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры.
На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и др.
Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою национальную культуру, несмотря на то что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.
В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура.
Народная культура — самая древняя из всех видов культуры. Она включает народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. и является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.
Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д., а ее потребителями — относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.
Массовая культура получает распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры — массовое производство культурных образцов и их массовое потребление.
Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.
Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами для манипуляции общественным сознанием. В тоталитарных обществах государство, как правило, присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.
Субкультура — часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.
Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, кофессиональных и др.) Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т. д.
Субкультура — специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Она является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.
Контркультура — социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е гг. XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура — своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др.
Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могут по долгу переносить отсутствие трансцендентного: «Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину» .
Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в молодежной среде являются такие, как отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.

Функции социальной культуры
Культура как социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Основными функциями культуры являются:
1) познавательная — накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления;
2) практически-преобразовательная — определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей;
3) трансляция социального опыта — передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта;
4) регулятивная — на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением;
5) функции социализации — воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.

 Социокультурный процесс
Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) — нормы, ценности, традиции, обычаи и т. д. Идентичность — это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.
Однако развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: к сохранению традиционных образцов культуры и к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений («конфликт отцов и детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов — хранителей культурных традиций, а младшее — в роли реформаторов.
Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».
Культуре присуща также инертность, которая проявляется в том, что даже победивший радикализм в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Например, большевики, установив свою власть в России в 1917 году, всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем ностальгию и определенный «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. более 80 % россиян были сторонниками проводимых реформ. Сегодня число их противников составляет 50—55 %.
Культура развивается (изменяется): 1) за счет внутреннего саморазвития; 2) путем заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) путем насильственного внедрения в нее элементов чужой культуры.
Внутреннее саморазвитие предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и т. д. или изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т. п.). Внутреннее саморазвитие культуры происходит медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-е гг. XX в. в джунглях Бразилии было найдено изолированное от мира первобытное племя, живущее в условиях каменного века.
Развитие культуры путем взаимодействия с другими культурами более динамично. Каждая культура, взаимодействующая с другими, имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.
Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры — завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении XV—XIX вв. навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран — Эстонии, Латвии, Литве.
Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом и экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы в результате такого вмешательства теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.
Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране, и навязываемые ею новые ценности воспринимаются значительной частью общества как неприемлемые, враждебные. В таких случаях реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.
По мнению А. С. Панарина, «большевизм возродил азиатский способ производства», отбросил Россию «к временам восточных деспотий» . Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство, что ведет к деградации основных культурных ценностей российского народа.

Задание № 3.
Возможно, Вам приходилось наблюдать сцену, когда какой - то идущий по улице человек громко обсуждает с кем - то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) Вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) Вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) Вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) какие – то иные реакции и мысли.
Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:
1)    между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;
2)    между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной составляющей в жизни общества (практические цели, социальные связи и отношения).
Ответ:
В большинстве случаях  мои знакомые при ответе на данный вопрос описывали свою безразличную реакцию к поведению  незнакомца. При нашей динамичной жизни сложно придерживаться тех этических норм и правил, которые складывались столетиями. С появлением в нашей жизни мобильных телефонов мы приобрели безграничные возможности для решения наших проблем. Сотовая связь была создана для быстрого, оперативного решения проблем в жизни человека и как следствие ускорения прогресса человечества. На сегодняшний день ценности, привносимые новыми техническими средствами просто огромны, наличие мобильного телефона обязательна при нашей скоротечной жизни, но, к сожалению, при этом есть, и отрицательная сторона использования новой техники страдают нормы и правила, которые действовали до появления новых технологий. Обсуждение по мобильному телефону своих проблем  при присутствии посторонних не всегда соответствует этическим нормам, но есть ситуации, когда разговор невозможно отложить. На мой взгляд, единственный выход из сложившийся ситуации – это безразличная реакция к подобному поведению посторонних и, конечно же, не позволять себе поступать так же как этот незнакомец.

Список используемой литературы
1.    Козырев Г. И. Социология: учеб. Пособие / Г.И. Козырев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ», 2010.- 320 с. – (Высшее образование).
2.    Панарин А. С. Искушение глобализмом. – М. 2002.
3.    Кристол И. Контркультуры //  Личность. Культура. Общество. – Вып. 3. – М., 2000. – с. 33.
4.    Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М. 1996.
5.    Ионин Л. Г. Социология культуры. – М., 1996.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.72K
Скачано: 280
Скачать бесплатно
09.04.11 в 22:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе