Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление, типы культур, субкультура

Культура как социальное явление, типы культур, субкультура [01.04.11]

Тема: Культура как социальное явление, типы культур, субкультура

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.82K | Скачано: 330 | Добавлен 01.04.11 в 13:25 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План.
Введение 3
1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура 4
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений 11
3. Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:
1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;
2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной (практические цели, социальные связи и отношения) составляющей в жизни общества 17
Заключение 20
Список литературы 22

Введение
Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура  — это  неотъемлемая  часть  человеческой  жизни,  тосоциология изучает и ее. Культура организует  человеческую  жизнь.  В  жизни людей культура в  значительной  мере  осуществляет  регулирующую  функцию  в поведение человека, духовной сфере, а также в  сфере  создания  материальных ценностей.
 Цель работы:
1)    Разобрать культуру в социологическом понимании и ее основные компоненты, рассмотреть типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура
2)    Изучить функции социальной культуры, развитие и механизмы распространения культуры, понять культуру как фактор распространения социальных изменений.

1.    Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.

Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями, и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру.  Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать(возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение «высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово «культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.[4;54стр.]
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством поучения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.
Язык – базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы
существовать. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык – это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Язык и культура – явления, по сути своей социальные. Они возникают и существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В процессе взаимодействия складываются культурные значения, которые передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.
К базисным элементам культуры также относятся  ценность и культурная норма.
Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения человека в обществе. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.). Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Совокупность норм образует нормативную систему. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право. [1;15стр.]
Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
В зависимости от того, кто производит культурные эталоны, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.
По отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”. Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные общества получили название субкультур.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.
Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На сегодняшний день контркультура – это тип протестующего мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного  творчества (Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).
Однако, несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.
Этноцентризм – это когда свою нацию, народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей и наилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций, народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но
появляется оттенок пренебрежения, и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия). Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Форм этноцентризма очень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.). [6;67стр.]
Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях. Например,совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов редко мыться. Чтобы уйти с позиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма, достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельности представителя другой культуры, и тогда многое становится понятным, естественным, логичным.
Культурная интеграция - проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур. [3;43стр.]

2.    Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений
Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве. Исходя из этой задачи, выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):
1) человекотворческая – т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
2) функция приспособления к среде, т.е. адаптация - культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической,  а также и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
3) познавательная функция - способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии.
4) информационная функция - способность передачи следующим поколениям социального, научного и духовного опыта, т.е. обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего.
4) коммуникативная функция – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.
5) регулятивная функция - способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. выступает средством социального контроля.
6) оценочная функция - способность всегда анализировать «что хорошо, а что плохо», происходит естественный отбор ценностей , в которых существует и на которые ориентируется человек.
7) функция «социализации» - самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым. [3;15стр.]
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
1)    Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.
2)    Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной и пространственной, позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
3)    Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни (например, в экономике);
б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
4)    Особая роль личности, индивидуальности в культурном процессе.
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технике, дающие новые возможности для  производства и распространения культурных ценностей. Это и появление письменности, и изобретение книгопечатания, а также современные достижения науки и техники.
Известны три основные формы распространения культуры  - посредством культурных заимствований (целенаправленное подражание), культурной диффузии (стихийное распространение), независимых открытий.
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.
Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами.
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике. Изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя.
Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные.
 Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры, а также некоторые традиции, обычаи, религия, историческая память народа. [2;21стр.]
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, это процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки
Под культурной интеграцией подразумевается процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кроме того, недостаточно просто иметь представление о характерных чертах той или иной культуры. Две культуры могут иметь идентичные наборы элементов и все же существенно различаться. Необходимо знать, как взаимосвязаны различные культурные ингредиенты. Примерами могут послужить современные праздники Рождества и Пасхи. В дохристианские времена многие европейские народы выполняли обряды, посвященные середине зимы. Праздник середины зимы часто сопровождался играми, танцами, взаимными подарками и общим весельем. Эти элементы вошли в празднование Рождества и отражены в традиционном приветствии “С Рождеством!” Первые христиане посчитали удобным совмещение празднования Рождества и Пасхи с уже существующими традиционными праздниками.
Культура – важный фактор социальных изменений. Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобре-тения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений будущего. Несколько сотен тысячелетий понадобилось человеку для изобретения колеса, которое использовалось затем в тысячах других изобретений и открытий. Этот и многие другие примеры показывают, что в человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре. С развитием материальной культуры и распространением культурных образцов, нельзя не увидеть коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах и государственном устройстве. В результате полностью преобразовались государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений между членами общества. Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий,  привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям: 1) в политической сфере - от простых племенных или деревенских властных систем к сложным системам избирательного права, политическим партиям, представительной и гражданской бюрократии; 2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений; 3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований; 4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений; 5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем. [5;65стр.]
Таким образом, культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества.

3.    Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы.
Я провела опрос своих знакомых, попросив вспомнить их реакцию на громкий разговор  идущего по улице человека, который обсуждал с кем-то по мобильному телефону свои проблемы.
Были предложены варианты ответов:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
На поставленный мною вопрос реакция, как не странно, была у всех практически одинакова.
Опрошенные мной люди чаще всего испытывают недоумевание над поведением подобного рода. Я тоже больше склоняюсь к этому варианту ответа, чем к другим, так как я испытывала неудобство в связи с тем, что невольно подслушала чужой разговор, и меня  раздражал громкий голос незнакомца. Мне было не безразлично его поведение, т.к. я испытала чувство внутреннего дискомфорта.
Хочу объяснить полученный результат с точки зрения наличия противоречий между доминирующими культурными ценностями
и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, убеждений, норм, правил поведения, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. [6;37стр.]
Разговаривающий на улице по мобильному телефону человек уже
не вызывает повышенного внимания, как это было на заре появления сотовой связи. Хотя, конечно, бывают случаи, когда не заметить разговаривающего человека просто невозможно. Увлекшись беседой, многие люди переходят буквально на крик, делая свой разговор достоянием общественности. Все это очень раздражает и приводит к недоумеванию находящихся рядом людей,
но в большинстве случаев им приходится это терпеть.
В таких ситуациях не стоит забывать про доминирующие культурные ценности, которым противоречат ценности, привносимые новыми техническими средствами. И все-таки следует контролировать свое поведение при общении по мобильному телефону, ведь большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице,
в транспорте, в общественных местах. И от того, как мы ведем себя
в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.
С точки зрения противоречия между культурой и социальной составляющей в жизни общества, можно сказать, что некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Это образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Заключение
Культура  —  это  духовный  компонент  человеческой  деятельности  как составная  часть  и  условие  всей  системы   деятельности,   обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура  вездесуща,  но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь  ее собственно духовную  сторону  —  во  всем  разнообразии  социально  значимых проявлений.
      Вместе с тем культура  —  это  также  процесс  и  результат  духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного  общественного производства  и  социальной  регуляции  наряду  с  экономикой,  политикой  и социальной структурой. Духовное производство  и  обеспечивает  формирование, поддержание,  распространение  и  внедрение  культурных   норм,   ценностей, значений и знаний,  воплощенных  в  различных  компонентах  культуры  (мифы, религия, художественная культура,  идеология,  наука  и  т.д.).  Как  важный компонент    совокупного    производства    культура    не    сводится     к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является  непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир  человека  -  это  мир  культуры.  Культура  -  это   освоенный   и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой  исторический  тип культуры  в  своей  конкретности  представляет  неразрывное  единство   двух составляющих - актуальной культуры и культуры  накопленной,  или  культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной  им культуре.  Культура  выступает   уникальной   характеристикой   человеческой жизнедеятельности  и  потому  необычайно  разнообразна  в  своих  конкретных проявлениях.  Культура  представляет  собой  сложноорганизованную   систему,элементы  которой  не  просто   множественны,   но   тесно   переплетены   и взаимосвязаны. Культура  раскрывает  свое  содержание  через  систему  норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали  и права, религии, в художественной сфере и  науке.  Культура  существует  и  в практически действенной форме,  в  форме  событий  и  процессов,  в  которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных  слоев,  групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или  связанные с какими-то проявлениями хозяйственной,  социальной  и  политической  жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются  фактами  и  факторами  культурной истории и культурного достояния данного общества.

Список используемой литературы
1. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.
2. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н.  М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей/Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ.
4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
5. Культурология Учебное пособие для вузов/Под ред. Кравченко А.И. — М Академический Проект, Трикста, 2003.
6. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян.— М.: Высш. шк., 2001.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 26.82K
Скачано: 330
Скачать бесплатно
01.04.11 в 13:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе