Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление: формы и разновидности

Культура как социальное явление: формы и разновидности [05.10.10]

Тема: Культура как социальное явление: формы и разновидности

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.54K | Скачано: 278 | Добавлен 05.10.10 в 20:08 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Часть I 4
Социологическое понятие культуры 4
Формы и разновидности культуры 6
Основные компоненты культуры 9
Часть II 11
Социальные функции культуры 11
Развитие и механизмы распространения культуры 12
Культура как фактор распространения социальных изменений 14
Часть III 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ
Тему культуры я считаю одной из самых интересных. Мне удалось подобрать много интересной и важной информации по этому вопросу.
Цель моей работы – предоставление общей характеристики культуры
и более подробное раскрытие некоторых сторон этой темы.
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества играет большую роль. Я не смогу озвучить все 300 определений культуры, но несколько самых понятных и, на мой взгляд, верных понятий я озвучу в своей работе.
Перед написанием контрольной работы я поставила перед собой некоторое количество задач: дать определение понятия культура
и социальная культура, предоставить информацию о видах культуры, разновидностях культуры, основных ее функциях, изложить закономерности и факторы развития культуры.
Подбор и проработка информации всегда очень интересный,
но трудоемкий процесс. В своей работе я постаралась предоставить основную информацию по этой теме, так как о культуре можно рассуждать, говорить и анализировать ее очень долго.

Часть I
Социологическое понятие культуры
Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые отличают человека от природы.
В современной научной литературе существует более 300 определений культуры. Такая неоднозначность трактовки понятия «культура» объясняет разнообразие подходов при ее социологическом изучении.
Культура включает в себя очень широкий спектр явлений, поэтому служит объектом исследования для различных дисциплин – философии, культурологи, истории, социологии и др. Социологию, прежде всего, интересует ее роль в функционировании общества.
Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил повеления, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
Культура не наследуется генетически, а формируется путем накопления опыта и знаний многих поколений.
Культура включает в себя общий способ поведения, самовыражения, определенные нормы морали и свой особый язык. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, характерных обществу.
По своему характеру и назначению культура бывает религиозной
и светской.
Каждый этап развития общества отличается определенной культурно-исторической спецификой.
В культуре фиксируются:
•    общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
•    своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классов, национальностей;
•    особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.
В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе.
Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей. По сути, культура и начинается с ценностей,
с оценки, что хорошо, а что плохо.
Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие.
Современная культура – это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.
Есть большое разнообразие культур с характерными им традициями, обычаями, обрядами, манерами общения и т.д. Вследствие этого появляется важная проблема: как люди воспринимают другие культуры. Существует два основных вида отношения к другим культурам: этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры
по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства.  Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит,
в основном, собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом.
Культурный релятивизм – концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого – полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам.
 
Формы и разновидности культуры
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют
в ней материальную и нематериальную культуру. Первое образует материальную культуру, второе – духовную.
Материальная культура – это все то, в чем воплощаются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения и т.д.).  Духовная культура включает язык, знания, науку, искусство, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.
Материальная и духовная культура существуют в тесной взаимосвязи, постоянно обогащая друг друга.
Классификация культуры по происхождению, характеру и уровню развития позволяет выделить: элитарную, народную и массовую культуры.
Элитарная культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами
и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. По мере повышения уровня образования населения, круг потребителей элитарной культуры расширяется.
Народная культура чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое – все то, что принято называть фольклором.
Массовая культура возникает в ХХ веке. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, кинобоевики, фильмы ужасов и т.д. Однако произведения массовой культуры чаще всего не обладают высоким качеством, не развивают вкусы и взгляды людей. Продукты массовой культуры обычно недолговечны, в отличие от произведений элитарной культуры, сохраняющей свою ценность столетиями. Продукты массовой культуры живут в лучшем случае несколько десятилетий.
Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют другой ряд ее разновидностей.
Мировая культура – это лучшее из достижений разных народов, которые нашли распространение в мире в целом.
Национальная культура – это культура одного народа, характерная для всех социальных групп и слоев этого народа, нации, племени.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, убеждений, норм, правил поведения, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.  Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.
Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою, особую систему ценностей и норм поведения
в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием суб- и контркультуры.
Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущих определенным социальным группам, объединенным специфическими интересами, или связанных с определенными видами деятельности (молодежная субкультура).
Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные и др.
Но субкультура может трансформироваться в контркультуру. Контркультура – это субкультура, противостоящая доминирующей культуре, враждебная ей и отрицающая ее.
Особенно характерным проявлением контркультуры было движение хиппи в 60-70-х годах ХХ века на Западе. Это движение объявляло труд –нежелательным, семью – ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.
Но все-таки следует помнить, что единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой неотъемлемый вклад.
 
Основные компоненты культуры
Культура – это сложная система, которая состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.  
От развития структурных элементов культуры во многом зависит
ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе.
В качестве основных разные ученые предлагают разный набор элементов культуры. Изучив некоторое количество версий ученых,
я выделила для себя несколько элементов. На мой взгляд, культура включает в свою структуру следующее:
1. Язык. Он выполняет разнообразные функции, главная из которых –создание, хранение и передача информации.
Он является важнейшим средством человеческого общения, неразрывно связанным с мышлением. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык и восприятия мира. Он передается от поколения к поколению. Языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.
2. Социальные ценности – это убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они позволяют различать желательное
и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.
3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения
в обществе.
4. Сознание – это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям.
5. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятое из прошлого поведение людей.
Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение и т.д. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.  
Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д.  
С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы.
Отмеченные выше элементы образуют ядро социальной культуры. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки, манеры, этикет, мода и др.
 
Часть II
Социальные функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Рассмотрим основные функции культуры.
•    Гуманистическая функция – связана с развитием творческого потенциала человека. Эта функция считается главной.
•    Коммуникативная функция – это функция социального общения, обеспечивает адекватность взаимопонимания
•    Информационная функция – осуществляет накопление, хранение
и передачу социального опыта (в том числе межпоколенческого). Она обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего.
•    Регулятивная функция – на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением.
•    Интегрирующая функция – отвечает за воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.

Развитие и механизмы распространения культуры

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли. Такое представление о культуре объясняется тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды.
К концу XVIII века культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою природную ограниченность.
В ХХ веке под культурой стали понимать, не только художественно-творческий процесс (искусство), а, прежде всего нравы, ценности, воззрения. Культура стала рассматриваться как система отношений между человеком
и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.
Основными факторами развития культуры являются открытия
и изобретения. Открытие – это получение новых знаний о мире (например: великие географические открытия). Изобретение – это новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии.
В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три скачка:
•    появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;
•    изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;
•    новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения культуры.
Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссий», «культурная аккумуляция»
и «культурная интеграция».
Культурная трансмиссия – это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научные учения. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры,
а изменяются лишь второстепенные.
Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Но если этого не происходи, и в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Результатом этого процесса является формирование культурного наследия.
Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее основных элементов.

Культура как фактор распространения социальных изменений
Культура выступает как важный фактор распространения социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное влияние на социальную жизнь.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики социологической мысли. В пример можно привести труд М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма послужили причиной формирования системы ценностей и стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной  эпохи.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это можно проследить
на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, а с другой – процессы изменения в самой культуре влияют
на реформы. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку. В России до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества.
Главной целью культуры является стремление к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности.
 
Часть III
Я провела опрос своих знакомых. Я попросила вспомнить их реакцию на громкий разговор идущего по улице человека, который обсуждал с кем-то по мобильному телефону свои проблемы.
Были предложены варианты ответов:
А) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно приходилось подслушивать чужой разговор;
Б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
В) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
Г) вам было безразлично его поведение;
Д) вы испытывали недоумевание (раздражение) над тем, как можно себе позволить подобное поведение.
На поставленный мною вопрос реакция, как не странно, была у всех практически одинакова.
Опрошенные мной люди чаще всего испытывают недоумевание над поведением подобного рода. Я тоже больше склоняюсь к этому варианту ответа, чем к другим.
Я хочу объяснить полученный результат с точки зрения наличия противоречий между доминирующими культурными ценностями
и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, убеждений, норм, правил поведения, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Разговаривающий на улице по мобильному телефону человек уже
не вызывает повышенного внимания, как это было на заре появления сотовой связи. Хотя, конечно, бывают случаи, когда не заметить разговаривающего человека просто невозможно. Увлекшись беседой, многие люди переходят буквально на крик, делая свой разговор достоянием общественности. Все это очень раздражает и приводит к недоумеванию находящихся рядом людей,
но в большинстве случаев им приходится это терпеть.
В таких ситуациях не стоит забывать про доминирующие культурные ценности, которым противоречат ценности, привносимые новыми техническими средствами. И все-таки следует контролировать свое поведение при общении по мобильному телефону, ведь большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице,
в транспорте, в общественных местах. И от того, как мы ведем себя
в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прочитав и проработав множество информации, я могу сделать однозначный вывод, что значение культуры поистине велико, и, что изучение роли культуры в общественной жизни имеет большое значение.
В своей работе я постаралась найти ответы на все вопросы, которые
я поставила перед собой в начале изучения темы «культура». Я подобрала
и предоставила основную информацию о культуре, ее видах, разновидностях, функциях и, конечно же, наиболее значимые определения, связанные с этой темой.
Подводя итог, мы видим, что культура имеет большую важность для общества, и, что повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Козырев Г.И. Социология. – М.: Академический Проект. Трикста, 2005.
2.    Лавриненко В.Н. Социология. – М.: ЮНИТИ, 1998.
3.    Кухарчук Д.В. Социология. – М.: Высшее образование, 2008.
4.    Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2005.
5.    Материалы сайта «Социология и культура» http://www.finteoria.ru/sockultura.html
6.    Материалы сайта «Социология» http://socio.rin.ru  
7.    Материалы сайта «Культурология» http://www.countries.ru/library.htm

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 24.54K
Скачано: 278
Скачать бесплатно
05.10.10 в 20:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе