Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление: развитие и механизмы

Культура как социальное явление: развитие и механизмы [23.10.13]

Тема: Культура как социальное явление: развитие и механизмы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 40.74K | Скачано: 265 | Добавлен 23.10.13 в 15:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2012


Содержание.
Введение 2
Культура как социальное явление 3
1. Культура в социологическом понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура 3
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений 9
Заключение 15
Практика 16
Список литературы 17

Введение
Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество.
Тема культуры одна из самых интересных тем. Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Культура  — это  неотъемлемая  часть  человеческой  жизни,  которую изучает социология. Культура организует  человеческую  жизнь.  В  жизни людей она в  значительной  мере  осуществляет  регулирующую  функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в  сфере  создания  материальных ценностей.
 Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм, предоставление общей характеристики культуры и более подробное раскрытие некоторых сторон этой темы. В работе  анализируется   культура   как социальное явление, представлена информацию о видах культуры, её разновидностях, основных функциях, изложены закономерности и факторы развития культуры. О культуре можно рассуждать, говорить и анализировать очень долго, эта тема будет интересна и значима во все времена.

Культура как социальное явление.
1.Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.
Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли.  М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. Культура – это система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. В наше время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.
Проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные:
 - материальная культура - это совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
 - нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
Каждое человеческое сообщество создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ.
Компоненты культуры, свойственные всем обществам, это - язык, отношения, ценности, нормы.
1. Язык. Одна из форм отражения мира на ступени познания, содержится в языке, помогает людям организовать и упорядочить свой опыт. Язык выполняет разнообразные функции, главная из которых –создание, хранение и передача информации. Он является важнейшим средством человеческого общения, неразрывно связанным с мышлением. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык и восприятия мира. Он передается от поколения к поколению. Языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды. В языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.
2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления, связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей, к которым необходимо стремиться. Они позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями. Американский социолог Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".
4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Различают следующие виды норм:
-формализованные правила (все, что официально записано)
-правила морали (связаны с представлениями людей)
-образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в обществе.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы:
1) элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;   
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;        
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.     
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства». Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. В отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.
Социокультурный мир неоднороден и многомерен. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.
Культуру также классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют субкультуру, контркультуру и доминирующую культуру.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества. Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные и др. Но субкультура может трансформироваться в контркультуру.
Контркультура –  обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например). Контркультура – это субкультура, противостоящая доминирующей культуре, враждебная ей и отрицающая ее. Особенно характерным проявлением контркультуры было движение хиппи в 60-70-х годах ХХ века на Западе. Это движение объявляло труд –нежелательным, семью – ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества. Но все-таки следует помнить, что единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой неотъемлемый вклад.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества; совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны.
Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев.

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие функции:
1) функция приспособления к среде (адаптивная),
2) познавательная,
3) ценностная или аксиологическая,
4) информационно-коммуникативная,
5) нормативная или регулятивная,
6) семиотическая.
1)Адаптивная функция - наиболее общая и универсальная функция культуры. Это приспособление человека к природному и социальному окружению. Термин "адаптация" означает приспособление. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.
2) Познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям.
Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Культурное познание в отличие от научного является образным и наглядным.
3) Ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
4) Информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения.
Развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох. Три типа коммуникаций и соответственно три исторических типа культуры:
1) культура устной традиции;
2) культура письменной и печатной традиции;
3) электронный тип культуры.
В эпоху племенных культур общение человека было ограничено рамками устной речи. С возникновением письменности сначала рукописные, а затем печатные книги становятся главными средствами общения между людьми. В XX веке наступила эра электронной информации. Новые средства массовой информации и электронно-вычислительные машины упраздняют на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки, снимают понятия "центр" и "периферия".
5) Нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.
6) Знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.
Развитие и механизмы распространения культуры.
Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли. Такое представление о культуре объясняется тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды.
В 20-м веке под культурой стали понимать, не только художественно-творческий процесс (искусство), а, прежде всего нравы, ценности, воззрения. Культура стала рассматриваться как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.
Основными факторами развития культуры являются открытия
и изобретения. Открытие – это получение новых знаний о мире (например: великие географические открытия). Изобретение – это новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии.
В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три скачка:
•    появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;
•    изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;
•    новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения культуры.
Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссий», «культурная аккумуляция»
и «культурная интеграция».
Культурная трансмиссия – это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научные учения. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры,
а изменяются лишь второстепенные.
Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Но если этого не происходи, и в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Результатом этого процесса является формирование культурного наследия.
Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее основных элементов.
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях.
Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это феномен манкуртизма, описанный Ч. Айтматовым в романе "И дольше века длится день". В нем показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается в манкурта - покорного раба своих хозяев. Культура не дает забыть о своих корнях и своем прошлом. Можно сказать, что культура - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к культуре должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.
Культура выступает как важный фактор распространения социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное влияние на социальную жизнь.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики социологической мысли. В пример можно привести труд М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма послужили причиной формирования системы ценностей и стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это можно проследить
на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, а с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку. В России до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества. Главной целью культуры является стремление к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности.
Заключение.
Культура  -  это  духовный  компонент  человеческой  деятельности  как составная  часть  и  условие  всей  системы   деятельности,   обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура  вездесуща,  но вместе с тем она представляет лишь  ее собственно духовную  сторону  —  во  всем  разнообразии  социально  значимых проявлений.
      Культура  -  это  также  процесс  и  результат  духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного  общественного производства  и  социальной  регуляции  наряду  с  экономикой,  политикой  и социальной структурой. Она обеспечивает  формирование, поддержание, распространение  и  внедрение  норм,   ценностей, значений и знаний.
Мир  человека  -  это  мир  культуры.  Культура  -  это   освоенный   и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой  исторический  тип культуры  в  своей  конкретности  представляет  неразрывное  единство   двух составляющих - актуальной культуры и культуры  накопленной,  или  культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной  им культуре.  Она выступает   уникальной   характеристикой   человеческой жизнедеятельности  и  потому  необычайно  разнообразна  в  своих  конкретных проявлениях.  Культура  представляет  собой  сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура  раскрывает  свое  содержание  через  систему  норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали  и права, религии, в художественной сфере и  науке.  Культура  существует  и  в практически действенной форме,  в  форме  событий  и  процессов,  в  которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных  слоев,  групп и индивидов.

Практика.
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.

Реакция на поведение такого человека зависит от моего психологического состояния в этот момент. Для меня это ответы г) и в).
Чаще всего ответ: г) было безразлично его поведение. Если это происходит на улице, а не в помещении или транспорте, то у нас всегда есть возможность перейти на другую сторону и не реагировать на эту ситуацию. На мой взгляд, не стоит осуждать, а тем более делать замечание за то, что незнакомый человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Мы не знаем его ситуацию, возможно, для него это очень важно в настоящий момент.
Ответ: в) было интересно наблюдать за поведением этого человека. За поведением людей наблюдать интересно, если у тебя есть время и нет других более важных проблем.
В наше время нормы поведения снижены, и в разговоре, и в поведении. То, что раньше, на мой взгляд, осуждалось бы, делались замечания, сейчас большинство людей старается не замечать.  Это, например, как в нашем рассматриваемом случае, громкий разговор по мобильному телефону.  К сожалению, подобные картины сейчас не редки. Уровень культуры, и так не очень высокий в наше время, продолжает понижаться, и если не способствовать его развитию, то в скором будущем у нас не останется никаких традиций, обычаев и т.д. Будет утрачено культурное наследие; все это может привести в недалеком будущем к разрушению общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Козырев Г.И. Социология. – М.: Академический Проект. Трикста, 2005.
2.    Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.
3.    Лавриненко В.Н. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2004.
4.    Кухарчук Д.В. Социология. – М.: Высшее образование, 2008.
5.    Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2005.
6. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ.
7. Материалы сайта «Социология и культура» http://www.finteoria.ru/sockultura.html
8. Материалы сайта «Социология» http://socio.rin.ru  
9. Материалы сайта «Культурология» http://www.countries.ru/library.htm

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 40.74K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
23.10.13 в 15:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе