Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление. Функции социальной культуры

Культура как социальное явление. Функции социальной культуры [16.11.09]

Тема: Культура как социальное явление. Функции социальной культуры

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.35K | Скачано: 275 | Добавлен 16.11.09 в 15:39 | Рейтинг: +18 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


План.
Введение
2. Культура как социальное явление
1) Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура.
2) Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Заключение
3.Практика
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Список литературы

Введение
Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура  — это  неотъемлемая  часть  человеческой  жизни,  тосоциология изучает и ее. Культура организует  человеческую  жизнь.  В  жизни людей культура в  значительной  мере  осуществляет  регулирующую  функцию  в поведение человека, духовной сфере, а также в  сфере  создания  материальных ценностей.
 Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм. Работа  состоит  из  двух  глав,  в  которых  анализируется   культура   как социальное явление, представлены  основные  компоненты  культуры:  ценности, нормы, обычаи.

1.Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура.
Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли.  М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития. Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные:
 - материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
 - нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.
Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
Язык -  рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
-терминальные (ценности цели)
-инструментальные (ценности средства)
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
-формализованные правила (все, что официально записано)
-правила морали (связаны с представлениями людей)
-образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
Основные формы культуры:
В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:      
1)высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;   
2)народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;        
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.     
От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.   
Массовая культура - надстройка над базовой культурой.
Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.
Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.    
Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.
В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.
Формы и виды культуры:
Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны. В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.
Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.
Контркультура –  обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).
Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев.

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.

Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:
1)созидание и преобразование окружающей среды;
2)созидание и преобразование самого человека;
3)потребление:  от элементарного  жизнеобеспечения до
эстетического наслаждения;
4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой общество существует как слаженная иерархия коллективов.
В основе каждой культуры лежат определенные ценности -разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.
Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.
Предначертанная культуре задача — связывать людей в единое человечество — находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.
Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.
Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:
• познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;
• ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;
• информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;
• нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;
• знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.
Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:
1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.
3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.
4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.
5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.
6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

Заключение
Культура  —  это  духовный  компонент  человеческой  деятельности  как составная  часть  и  условие  всей  системы   деятельности,   обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура  вездесуща,  но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь  ее собственно духовную  сторону  —  во  всем  разнообразии  социально  значимых проявлений.
      Вместе с тем культура  —  это  также  процесс  и  результат  духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного  общественного производства  и  социальной  регуляции  наряду  с  экономикой,  политикой  и социальной структурой. Духовное производство  и  обеспечивает  формирование, поддержание,  распространение  и  внедрение  культурных   норм,   ценностей, значений и знаний,  воплощенных  в  различных  компонентах  культуры  (мифы, религия, художественная культура,  идеология,  наука  и  т.д.).  Как  важный компонент    совокупного    производства    культура    не    сводится     к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является  непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир  человека  -  это  мир  культуры.  Культура  -  это   освоенный   и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой  исторический  тип культуры  в  своей  конкретности  представляет  неразрывное  единство   двух составляющих - актуальной культуры и культуры  накопленной,  или  культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной  им культуре.  Культура  выступает   уникальной   характеристикой   человеческой жизнедеятельности  и  потому  необычайно  разнообразна  в  своих  конкретных проявлениях.  Культура  представляет  собой  сложноорганизованную   систему,элементы  которой  не  просто   множественны,   но   тесно   переплетены   и взаимосвязаны. Культура  раскрывает  свое  содержание  через  систему  норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали  и права, религии, в художественной сфере и  науке.  Культура  существует  и  в практически действенной форме,  в  форме  событий  и  процессов,  в  которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных  слоев,  групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или  связанные с какими-то проявлениями хозяйственной,  социальной  и  политической  жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются  фактами  и  факторами  культурной истории и культурного достояния данного общества.

3.Практика.   Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Опросив свих знакомых, я получила следующий результат: чаще других ответов звучал: г) вам было безразлично его поведение; Ниразу не прозвучал вариант а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
С точки зрения отсутствия противоречия между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами можно сделать вывод, что технические средства настолько прочно вошли в нашу жизнь и закрепились в ней, что сейчас уже редко кто испытывает неудобство в связи с тем, что подслушали чужой разговор. Теперь это уже   её необходимый атрибут, многие уже не обращают внимания на человека громко разговаривающего по телефону, это равноценно тому, как если бы он шел не с телефоном, а с обычным человеком и громко обсуждал  с ним свои проблемы.
Но вот противоречия между культурой и социальной состовляющей жизни общества, на мой взгляд, существуют. Нормы культуры не позволяют, как в нашем случае, громко обсуждать свои проблемы по телефону или между собой. Но, к сожалению, подобные картины в наше время не редки. Уровень культуры, и так не очень высокий в наше время, продолжает понижатся и если интенсивно не способствовать его развитию, то в скором будущем у нас не останется никаких традиций, обычаев и т.д. Будет утрачено культурное наследие; все это может привести в недалеком будущем к разрушению общества.

Список литературы
Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Социология : Учебное пособие / Ахметова  С.А.,  Беляев  В.А.,  Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой  Л.Р.;  Казан.  гос.  ун-т.  Каф. социологии, Центр  социологии  культуры.  -  Казань,  2001.  -  2-е  изд.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+18
Размер: 15.35K
Скачано: 275
Скачать бесплатно
16.11.09 в 15:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе