Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Культура как социальное явление: типы культур, субкультура, контркультура

Культура как социальное явление: типы культур, субкультура, контркультура [24.02.13]

Тема: Культура как социальное явление: типы культур, субкультура, контркультура

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.20K | Скачано: 224 | Добавлен 24.02.13 в 17:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


План
1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
3. Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:
1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;
2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной составляющей в жизни общества (практические цели, социальные связи и отношения).

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.
Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, искусствоведение, этнография, культурологи, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности [5, с. 190].
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать (возделывать) почву». Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – … совокупность результатов их деятельности.
В настоящее время ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: «культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований». Во вторую – определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Например, «культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивается знание для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимают культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивают, что она – продукт деятельности людей [2, с. 347].
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей [1, с. 183-184].
В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Это сложно организационная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.
Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.
Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие «ценностные ориентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.)
Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Они обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей  в обществе. Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни и их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности. Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.
Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода правила поведения.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Они являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом.
Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и  традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности.
Итак, отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценности и нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей [3, с. 84-86].
В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д. Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима [7, с. 386].
Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.
Элитарная или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д.  Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность [5, с. 196-197].
По отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур. В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.
Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.
Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультура. Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На сегодняшний день контркультура – это тип протестующего мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного  творчества (Например, субкультура преступного мира). Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к «своим», на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (например, «блатные» песни).
Однако, несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.
Этноцентризм – это когда свою нацию, народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей и наилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций, народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но
появляется оттенок пренебрежения, и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия). Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Форм этноцентризма достаточно много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.).
Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях. Например, совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов – редко мыться. Чтобы уйти с позиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма, достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельности представителя другой культуры, и тогда многое становится понятным, естественным, логичным.
Культурная интеграция - проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур.
Таким образом, социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. Культура представляет собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющих социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяются основные функции культуры:
1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
2. Гносеологическая (познавательная) функция, в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;
3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;
4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества. Через коммуникацию культура осуществляет такие задачи, как интеграция общества и социальных групп; внутренняя дифференциация общества и  групп; отделение общества и различных групп друг от друга и их общения.
5. Знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.
6. Ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;
7. Нормативно-регулирующая функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. [1, с. 186-188].
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:
1.    Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.
2.    Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной и пространственной, позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
3.    Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни (например, в экономике); б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
4.    Особая роль личности, индивидуальности в культурном процессе.
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технике, дающие новые возможности для  производства и распространения культурных ценностей. Это и появление письменности, и изобретение книгопечатания, а также современные достижения науки и техники [5, с. 195].
Известны три основные формы распространения культуры – посредством культурных заимствований (целенаправленное подражание), культурной диффузии (стихийное распространение), независимых открытий.
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.
Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами.
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике. Изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя.
Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.
Под культурной интеграцией подразумевается процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы [6, с. 348-350].
Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений будущего. Несколько сотен тысячелетий понадобилось человеку для изобретения колеса, которое использовалось затем в тысячах других изобретений и открытий.
Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре. С развитием материальной культуры и распространением культурных образцов, нельзя не увидеть коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах и государственном устройстве. В результате полностью преобразовались государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений между членами общества.
Появление сельскохозяйственных и промышленных технологий,  привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям: в политической сфере – от простых племенных или деревенских властных систем – к сложным системам избирательного права, политическим партиям, представительной и гражданской бюрократии; в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений; в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований; в семейной сфере прекращается распространение родственных объединений;  в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностей ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Роль культуры как фактор социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события и факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества [3, с. 93-94].
Таким образом, культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества. Культура стремиться к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая, таким образом, регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

3. Практическое задание
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:
1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;
2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной составляющей в жизни общества (практические цели, социальные связи и отношения).
Ответ:
После опроса, мнения разделились: молодое поколение чаще всего отвечало, что им безразлично на поведение человека,  громко обсуждающего с кем-то по мобильному телефону свои проблемы; старшее же поколение, наоборот отвечало, что они испытывают неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор и их раздражает громкий голос незнакомца.
Итак, с точки зрения отсутствия противоречия между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами можно сделать вывод, что технические средства настолько прочно вошли в нашу жизнь и закрепились в ней, что сейчас уже редко кто испытывает неудобство в связи с тем, что подслушали чужой разговор. Теперь это уже   её необходимый атрибут, многие молодые люди не обращают внимания на человека громко разговаривающего по телефону, это равноценно тому, как если бы он шел не с телефоном, а с обычным человеком и громко обсуждал  с ним свои проблемы.
А вот противоречия между культурой и социальной составляющей жизни общества, на мой взгляд, существуют. Нормы культуры не позволяют, как в нашем случае, громко обсуждать свои проблемы по телефону или между собой. Но, к сожалению, подобные картины в наше время не редки. Уровень культуры, и так не очень высокий в наше время, продолжает понижаться и если интенсивно не способствовать его развитию, то в скором будущем у нас не останется никаких традиций, обычаев и т.д. Будет утрачено культурное наследие – все это может привести в недалеком будущем к разрушению общества.

Заключение
Культуру изучают многие науки – философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчества. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности
Культура любого народа – это целостная сложноорганизованная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Культура представляет как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции.
Культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества. Культура признана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность.
Культура стремиться к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая, таким образом, регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

Список используемой литературы
1.  Волков Ю.Г., Гулиев М.А. Социология: Учебное пособие – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с. – ISBN 5-241-00765-2;
2. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с. – ISBN 5-238-00233-5;
3. Кухарчук Д.В. Социология: краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат., 2002. – 236 с. – ISBN 5- 948-019-3;
4. Социология: учебник для вузов / В.Ф. Анурин. – СПб: Питер, 2007. – 432 с. – ISBN 978-5-88782-167-2
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и [др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с. – ISBN 5-238-00130-4;
6. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФА-М, 2008. – 654 с. – ISBN 978-5-16-000176-0;
7.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат., 2003. – 527 с. – ISBN 5-94879-052-5.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.20K
Скачано: 224
Скачать бесплатно
24.02.13 в 17:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе