Тема: Социальные институты: функции и институционализация
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.43K | Скачано: 297 | Добавлен 09.04.11 в 22:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2010
Содержание:
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 3
2. Виды и функции социальных институтов 8
3. Практическое задание 14
4. Заключение 18
5. Список литературы 20
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. [8,11].
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института.
Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь за товарами потребления также будет являться социальным институтом.
Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). [8].
Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся, и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил.
Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения. [8].
Общественные отношения — это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.
Сферы жизнедеятельности общества:
Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.
Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.
Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.
Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям; в зависимости от важности тех или иных функций некоторые из них занимали в системе социальных институтов ведущее положение. В жизни общества по мере его развития лидировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старейшин, церковь государство и т.д. В Новом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают институты государства, семьи, образования и другие.
Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение определенных целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции как элементов тех или иных социальных систем.
Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального
поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, предынституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. [11].
Любой процесс институционализации подразумевает становление и закрепление социальных норм, правил, статусов, ролей и т.д.
Так и общественное мнение формировалось и закреплялось постепенно. Например, в современном обществе существует негативное отношение к убийству себе подобных. Но этому предшествовал долгий процесс, итогом которого стало формирование системы наказания за совершение этого преступления. Формированию этого мнения способствовали в первую очередь церковь и государство. Церковь закрепило это мнение, провозгласив одну из заповедей, гласящую «не убий», за нарушение которой последует самое страшное наказание - это лишение человека вечной жизни. Государство в свою очередь создало систему правосудия, пытаясь защитить население от насилия со стороны других членов общества, обеспечивая тем самым само своё существование. [8,11].
Зачатки российского бизнеса были положены ещё Петром 1, но формировался и развивался он совершенно иным образом, нежели бизнес за границей, и под строгим контролем со стороны государства. С приходом к власти коммунистической партии существовавшему на тот момент институту бизнеса был положен конец. И на протяжении нескольких десятков лет этого института не существовало. После распада СССР, открытия границ и перехода к рыночным отношениям появилась необходимость в восстановлении института бизнеса. В данное время институт российского бизнеса находится на начальных стадиях развития, происходит процесс социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок, с применением уже имеющегося опыта зарубежных стран, в которых этот институт существует ни одно столетие. В настоящее время в России следует особое внимание уделить развитию и формированию малого и среднего предпринимательства. [8,11].
Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) Формирование общих целей;
3)Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4)Появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5)Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7)Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. [3,8,11].
Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами чёткой статусно - ролевой структуры социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом являются символами порядка и организованности в обществе. [4, 7,8].
Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности.
Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить своё прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д.
Возникает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей (например, очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. Тоже можно сказать и об образцах поведения в институте, не получивших должного социального одобрения, этот институт также не полностью развился или он находится в процессе отмирания. [8].
2. Виды и функции социальных институтов.Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. [1,6,9,10].
В соответствии с выполняемыми функциями выделяют два основных типа социальных институтов:
1. Реляционные социальные институты, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам: пол, возраст, образование, профессия.
2. Регулятивные социальные институты, определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей и санкции при выходе за эти границы. [8].
Социальные институты образуются в различных сферах общественной жизни в целях закрепления в них социально признанных норм и правил. Поэтому выделяют типы социальных институтов по сфере применения:
• институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности индивида и общества в целом, процесса производства и распределения благ;
• институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство и воспитание членов общества;
• политический институт, функцией которого является установление согласия между индивидами, социальными группами, коллективами и этносами;
• культурные институты, обеспечивающие сохранение и передачу духовных ценностей;
• здравоохранение, обеспечивает полноценное физическое и психическое развитие людей;
религия, удовлетворяет потребность людей в понимании норм морали и смысла жизни. [3,4].
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. [4,6].
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. [2,7].
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. [6,9,10].
Основные социальные институты, их функции, роли, ценности и нормы представлены в таблице:
Социальный институт | Основные функции | Группы и организации | Ценности | Роли | Нормы |
Семья | Регулирование рождаемости, социализация и защита детей | Родственники, группы, объединенные родственными связями | Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям | Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка | Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия | Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем | Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации | Чтение священного писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение ее заветов, полонение Богу | Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный | Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право | Поддержание социального порядка | Милиция, суды, тюрьмы | Суд присяжных, принцип призумпции невиновности | Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель | Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика | Установление иерархии власти | Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии | Правило простого большинства, право голоса | Президент, депутат, лоббист, кандидат | Один человек – один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика | Производство и распределение товаров и услуг | Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей | Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство | Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель | Максимализация прибыли, «клиент всегда прав», упорный труд |
Образование | Передача знаний и навыков из поколения в поколение | Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей | Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость | Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер | выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука | Освоение окружающей среды | Местные, государственные, региональные, национальные и межнациональные ассоциации | Объективные исследования, открытая публикация полученных данных | Ученый, исследователь, техник, администратор | Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение | Излечение больных, уход за умирающими | Больницы, аптеки, страховые компании | Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача | Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик | Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия | Защита от врагов, отстаивание национальных интересов | Сухопутные войска, ВВС, флот, береговая охрана, национальная гвардия | Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам | Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион | Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
Средства массовой информации | Распространение массовой информации, формирование общественного мнения, освещение событий | Телевизионные сети, радиостанции, издательства | Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати | Журналист, директор последних известий, автор, редактор, издатель | Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.Я считаю, что этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов можно понимать три взаимосвязанных процесса:
1)жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2)функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3)эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1. зарождение организации.
2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3.период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4. период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. [3,8,9].
Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для сообщества. Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определённых социальных групп. Подобные явления особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени. [8,10,11].
ЗаключениеСоциальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. [3]. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются. [1,2,5,7].
Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. [4,9].
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Список литературы:1. Беличева С. А.
Глобализация и психосоциальная работа с семьей / С. А. Беличева. - (Информация к размышлению) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - N 3. - С. 73-78.
2. Володин В. Р.
Ценностный мир пограничной сферы / В. Р. Володин. - (Человек и общество) // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - N 2. - С. 157-166.
3. Гусева, Евгения Николаевна
О серверах, и не только... / Евгения Николаевна Гусева. - (Подиум концепций) // Мир библиографии. - 2008. - N 3. - С. 9-10.
4. Евстратова Л.
Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции. / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.
5. Земсков, Михаил.
Противостояние / М. Земсков // Октябрь. - 2008. - N 5. - С. 164-165.
6. Кузнецов, Вячеслав Николаевич.
Перспективы геокультуры: Среда / В. Н. Кузнецов // Кузнецов, В. Н. Геокультура : основы геокультурной динамики безопасности в мире XXI: Культура - сеть / В.Н. Кузнецов ; РАН. Институт социально-политических исследований. - М., 2003. - С. 463 - 536.
7. Маркина Н. (канд. биолог. наук).
Российское общество - взгляд психологов / Н. Маркина. - (Вести из институтов, лабораторий). - (www. nkj. ru) // Наука и жизнь. - 2008. - N 9. - С. 12-13.
8. Полтавская, Елена Игоревна
О понятии "социальный институт" / Е. Н. Полтавская. - (Социальная политика) // Социологические исследования. - 2009. - N 3. - С. 68-71.
9. Самсонов Р.
Институциональный монополизм : сущность и особенности регулирования / Р. Самсонов // Вопросы экономики. - 2007. - №1. - С. 140 - 143
10. Соколов, Аркадий Васильевич.
Социально-коммуникационные институты / А. В. Соколов // Соколов, А. В. Социальные коммуникации. - М., 2003. - С. 123-160
11. Шабанова, Марина Андриановна.
Экономический и социологический анализ институциональных изменений : возможности интеграции / М. А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2006. - №6. - С. 65 - 80.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы