Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальные институты: понятие и виды

Социальные институты: понятие и виды [06.10.10]

Тема: Социальные институты: понятие и виды

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.75K | Скачано: 291 | Добавлен 06.10.10 в 19:51 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 4
2. Виды и функции социальных институтов 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
 
Введение

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере (наследование, брак, собственность и т. п.).
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о социальных институтах. Из цели вытекает ряд задач:
1) изучить институционализацию общественной жизни;
2)рассмотреть виды и функции социальных институтов;
3)проанализировать продолжение существования некоторых социальных институтов, даже если они не выполняют возложенные на них функции.
Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Исторически связи и взаимодействия расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер.
Актуальность данной темы заключается в том, что социальные институты  в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.
 
1.    Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, является социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционируем и эволюционирует.
А начнем мы, пожалуй, с определения.  
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), подробно изучивший и описавший 6 типов социальных институтов.
Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г.Спенсер и его последователи.
Позднее определение социального института дал известный американский социолог Т.Веблен (1857-1929), профессор Чикагского университета. В появившейся в 1899г. своей книге «Теория праздного класса» социальный институт характеризовался им как совокупность общественных обычаев, норм, установленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемый из поколения в поколения. Появление и развитие социальных институтов, их отбор и эффективное использование обеспечивают эволюцию общества. История цивилизации, по мнению Т.Веблена, есть смена различных социальных институтов. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от разрушений и катаклизм.
Социальные институты Э.Дюркгейм образно определял как «фабрика воспроизводства» социальных отношений и связей. В данном случае под институтами подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких отношений является, например церковь, государство, собственность, семья.
Современный английский социолог профессор Кембриджского университета Э.Гидденс дал следующее определение исследуемого нами понятия. Социальные институты – это устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве, т.е. повторение схожих, однотипных моделей действий и поведения индивидов, отдельных друг от друга социальным временем и пространством.[1, с. 133].
На феномен социального института у нас в стране впервые указал       Ю.А. Левада. В своей книге «Лекции по социологии» «социальным институтом» он назвал «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающийся стабильностью всей социальной системы».[4, с. 41].
Видный российский социолог А.И. Кравченко дает следующее определение: социальные институты – относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья. Религия, образование, экономика, управление. [3, с. 185].
Американский социолог Н.Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты – это человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации. [7, с. 219].
Т. Парсонс рассматривал социальные институты как решающий фактор интеграции и стабилизации общественных систем. [2, с. 291].
    Данный перечень определения можно продолжать. В литературе можно насчитать свыше 20 определений понятия «социальные институты». Если суммировать множество подходов и определений понятия «социальные институты», то из них можно вычислить следующие элементы.
     Итак, социальный институт – это
- ролевая система. В которую включены те или иные нормы, статусы и роли;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;
- организованная система формальных и неформальных структур; совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;
- устойчивый комплекс социальных действий.
Если же обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут перед нами в качестве глобальной социальной системы, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил.
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Институционализация – правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д.; образование институтов; образование социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах.[2, с.127].
Этапы институционализации:
•    Возникновение потребности, формирование общих целей
•    Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
•    Практическое применение, принятие этих норм и правил
•    Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Без институционализации не может существовать ни одно современное общество. Институционализация как процесс упорядочивания, укрепления социальных связей и отношений предполагает появление соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической, духовной и т.д. Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир, базируется само общество.
 
2. Виды и функции социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1.    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2.    политический - институт  власти;
3.    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4.    военный – институт, организующий законное наследие;
5.    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1.    потребность в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);
2.    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3.    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4.    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
5.    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).
Чтобы можно было наглядно представить себе функции и значения социальных институтов, их физические и символические черты, представим их в виде таблицы. [5, с. 57].
Таблица 2.1. Виды и функции социальных институтов

Функции

Институты

Основные роли

Физические черты

Символические черты

Забота и воспитание детей

Семейно-брачные

Отец, мать, ребенок

Дом, обстановка

Кольца, обручение, контракт

Добывание пищи, одежды, жилья

Экономические

Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец

Фабрика, офис, магазин

Деньги, торговля, марка, реклама

Поддержание законов и правил

Политические

Законодатель, субъект права

Общественные здания и места

Флаг, кодекс, хартия

Содействие соборным отношением, углубление веры

Религиозные

Пастор, прихожанин

Собор, церковь

Крест, алтарь, библия

Социализация людей, приобщение их к ценностям и практикам

образование

Учитель, ученик

Школа, колледж, учебник

Диплом, степень
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания  технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.
 
Заключение
Итак, что мы выяснили в ходе работы:
социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
 
Список использованной литературы
1.    Гидденс Э. Социология. – Челябинск, 1999 – 433 с.
2.    Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2009 – 357 с.
3.    Кравченко А.М. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004 – 452 с.
4.    Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М.: 1969 – 370 с.
5.    Нигматуллина И.В., семенова А.И. Социология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. 2-ое издание испр. и допол. – Уфа: Издательство «Печатный дом», 2006 – 159 с.
6.    Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1999 – 350с.
7.     Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 448с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 17.75K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
06.10.10 в 19:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе