Тема: Социальные институты: термин, виды и функции
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.15K | Скачано: 343 | Добавлен 20.06.12 в 23:17 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Орел 2011
Содержание
Введение 3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 4
2. Виды и функции социальных институтов 8
3.Ответ на вопрос: Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? 12
Заключение 14
Список литературы 15
ВведениеВыбранная тема реферата актуальна, так как социальные институты являются наиболее устойчивыми элементами социума.
Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий - это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.
Цель данной работы - рассмотрение и изучение темы «Социальные институты».
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «социальный институт»;
- рассказать про институционализацию общественной жизни;
- рассмотреть виды и функции социальных институтов, жизненные циклы социального института.
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизниТермин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Есть и другой подход к социальным институтам. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, «Социальный институт» — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. История цивилизации, по мнению Т.Веблена, есть смена различных социальных институтов. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от разрушений и катаклизм.
Социальные институты Э.Дюркгейм образно определял как «фабрика воспроизводства» социальных отношений и связей. В данном случае под институтами подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких отношений является, например церковь, государство, собственность, семья.
Американский социолог Н.Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты – это человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации.
Большинство социологов считают, что система социальных институтов включает, пять основных институтов:
1. институты семьи и брака, являющиеся институтом первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство населения;
2. политические институты, связанные с завоеванием и осуществлением политической власти, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы);
3. экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения разного типа);
4. институты образования и культуры. ориентированные на создание, развития и распространения научных знаний, духовных и культурных ценностей, на развитие подрастающего поколения, подготовку кадров (образование, наука, искусство);
5. институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.
Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы института религии: потребность в разрешении духовных сомнений, вере, духовное учение, служители культа, священники, места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.
Ресурсы института образования: желание обучающихся получать знания и социализироваться, оборудование для изучения курса, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний, учебная литература и источники информации.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
1) Возникновение потребности, формирование общих целей
2) Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
3) Практическое применение, принятие этих норм и правил
4) Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института
Без институционализации не может существовать ни одно современное общество. Институционализация как процесс упорядочивания, укрепления социальных связей и отношений предполагает появление соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической, духовной и т.д. Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки превращаются в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир, базируется само общество
Виды и функции социальных институтовКаждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.
В зависимости от сферы действия можно указать на следующие институты:
1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым различным критериям — пол, возраст, образование, способности;
2) регулятивные (сюда относятся все механизмы социального контроля);
3) культурные (религиозные, связанные с образованием, искусством);
4) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности.
. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности.
Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Ответ на вопрос: Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
зарождение организации.
- период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
-период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
- период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.
Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры
Проанализировав функции и дисфункции социальных институтов, можно ответить, что в их деятельности возникла дисфункция, которая выражается в неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Некоторые социальные институты, продолжают существовать, так как на них возлагается другая, немаловажная роль. Так, например, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) - федеральный орган исполнительной власти. Расположен в Москве. Осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, а также реализацию мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей. Несёт ответственность за развитие физкультуры и спорта в РФ и выступление сборных команд страны.
Тем не менее, существуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.
ЗаключениеВ данной работе предложена попытка раскрыть понятие «социальный институт», рассказала про институционализацию общественной жизни, были рассмотрены виды и функции социальных институтов.
Подводя итоги, можно отметить, что понятие «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом.
Большинство социологов считают, что система социальных институтов включает, пять основных институтов:
1. институты семьи и брака,
2. политические институты,
3. экономические институты,
5. институты религии,
4. институты образования и культуры.
Без институционализации не может существовать ни одно современное общество. Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки превращаются в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии.
Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:1.Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья. 2.Социализация. 3.Производство и распределение. 4.Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.
Список литературы1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.— 1984.—№1..
2.ВышегородцевМ.М.Общаясоциология.-М.:КноРус,2011
3.Каменская Е.Н. Социология: конспект лекций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008.
4.Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Проспект, 2010. - 480 с.
5.Социология: учебно-методический комплекс / О. В. Кузьмена. - Новосибирск:СибАГС,2004.
6. Фененко Ю.В. Социология. - М.: Проспект, 2007..
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы