Тема: Социальные институты: понятие и институционализация
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.78K | Скачано: 291 | Добавлен 12.01.11 в 11:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: 2010
Содержание
Введение 3
1.Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 4
2. Виды и функции социальных институтов 7
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? 12
Заключение 15
Список литературы 16
ВведениеВ процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядочивают поведение входящих в данные организации людей. В таких случаях отдельные индивиды оказываются втянутыми в такие социальные общности, в которых их поступки, их поведение будет организовано на общих для всех установлениях, нормах, правилах, целях и задачах.
Одним из таких общественных объединений, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий, их более или менее рациональную упорядоченность, являются социальные институты. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди тем самым утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом.
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер(1820-1903). Согласно учению Г.Спенсера любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп обеспечивать свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института.
Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу.
Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
• потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
• потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
• потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
• потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
• потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:
• постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
• четкое определений функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;
• регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;
• наличие социально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на:
1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам- пол, возраст, образование, вид занятия, способности;
2) регулятивные, определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей.
Институты могут быть культурными( идеологические, религиозные, связанные с образованием, искусством и т.п.), а также интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности.
Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются эндогенные(внутренние) и экзогенные(внешние) факторы.
Среди экзогенных важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей.
Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп.
Процесс институциализации, т.е. возникновения, формирования социальных институтов, включает в себя несколько этапов.
Первый этап представляет собой возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение армии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и создаваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государства, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой момент отразить нападение врагов или распространить власть своего государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.
Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и организованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социальным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового социального института (например, цели политической партии, воплощаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).
Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обязательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)
Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (например, политическое бюро партии, ее исполком или командные структуры в армии) и регуляторов поведения (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушителям норм в армии).
Пятый этап институциализации воплощается в создании характерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).
Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержанта или офицера в армии) и социального статуса в обществе.
Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особенностей и эффективности функционирования социальных институтов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социология придает большое значение исследованию функций социальных институтов.
1. Виды и функции социальных институтов.Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти;
3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4) военный - институты, организующие законное наследие;
5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.
• потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят:
1.Политические партии, имеющие своей целью завоевание
и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качест
ве главных средств деятельности этого социального института ис
пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия
протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и
ниспровержения.
2.Система права- социальный инструмент императивного
(т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и
т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий
на основе действующих в обществе законов, совокупность кото
рых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще
ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо
действий личности с ближайшей социальной средой и обществом
в целом.
3.Государство — социальная структура господства, которая
постоянно возобновляется в результате совместных действий лю
дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в
той или иной сфере общества- политической, экономической, об
разовательной и др. - через деятельность правительства.
По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.
• потребность в средствах существования (экономические институты, производство); Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финансы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы,учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.
• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); Институт образования - система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
• потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии). Институт религии— совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
Неосновные социальные институты:
• Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
• Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
• Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
• Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
• Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет не фундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность Т. Веблен возводил к потребности или склонности человечества к соперничеству.
Общая черта тех и других - выполняемые функции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.
Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонние развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустит в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
• регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
• создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
• обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
• социализация индивидов;
• воспроизводство членов общества;
• социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;
• производство и распределение материальных благ;
• функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов.
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.
Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.
Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Чем стабильнее, упорядоченнее функционируют все социальные институты, тем крепче общество, динамичнее его развитие. Но происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (людей, групп, слоев, классов), следовательно, меняется характер взаимодействия социальных институтов с социальной средой. Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражения в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, понижении его социального авторитета, трансформации отдельных функций в деятельность, направленную не на достижение рациональной цели, а на поддержание собственного существования. Такой институт начинает испытывать различные трудности: недостаток материальных средств, подготовленных кадров, нарастание организационных неурядиц. Все это - внешние, формально-организационные проявления дисфункций, а не содержательные, о чем говорилось выше.
В такой ситуации чаще всего теряется основное качество социального института - деперсонализация. Принцип деперсонализации заключается в том, что функционирование социального института, удовлетворяющего социальным потребностям, в основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи, решаемые данным институтом: от их склонностей, установок, ценностных ориентации и иных субъективных характеристик. Оптимальная деятельность социального института достигается за счет объективно действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей (когда каждый субъект знает свой маневр), и этим обеспечивается четкое исполнение возложенных на институт задач. Дисфункция в деятельности института заставляет подгонять его работу под интересы отдельных лиц, их персональных качеств.
Не удовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы, нормативно не регулируемые виды деятельности. Они на полузаконных или вовсе незаконных основаниях восполняют дисфункцию законных институтов. Эти новые силы вторгаются во все сферы деятельности и порождают имущественные, хозяйственные, уголовные, административные правонарушения, так как действуют вопреки существующим нормам морали и права, юридическим законам. В современном российском обществе наблюдается быстрый рост преступности, которая носит в основном структурированный, хорошо организованный характер, так как действует на основах четкой субординации и жесткой дисциплины. Ее чертами являются планируемость, распределение преступных ролей, т.е. каждый субъект имеет свои интересы и специализацию. Добытые преступным путем огромные средства идут на подкуп чиновников в мэриях, правительственных учреждениях и т.п.
Естественно, что профилактику подобного рода правонарушений надо начинать с переориентации деятельности социальных институтов, чтобы они в большей степени удовлетворяли имеющиеся и возникающие социальные потребности, а также создавать новые социальные институты и трансформировать сами социальные потребности, постепенно меняя общественное сознание при оценке данной социальной потребности.
ЗаключениеОбщество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т.е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т.д Понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Список литературы1. Социология : учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.] ; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.
2. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. для вузов / Е.М. Бабосов.- 2-е изд.,перераб. и доп.- Мн.: «ТетраСистемс», 2004.- 640с.
3. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко.- 2-е изд., перераб.и доп.- М.: Академический Проект, 2001.- 508с.
4. Добреньков В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2001.-624с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы