Тема: Социальные институты: жизненные циклы социального института
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 14.32K | Скачано: 337 | Добавлен 18.11.11 в 17:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2011
Содержание
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни
1.1. Понятие «социальный институт» 3
1.2. Институциализация общественной жизни 4
2. Виды и функции социальных институтов
2.1. Виды социальных институтов 5
2.2. Функции и дисфункции социальных институтов 7
2.3. Жизненные циклы социального института 9
3. Практический вопрос 10
Список литературы 11
1.1. Понятие «социальный институт»Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.
В социологии имеется не одно, а множество определений социального института.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.
Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен, трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.[2;стр.511]
На основе всех выше сказанных определений, можно вывести одно наиболее обобщающее. Социальный институт – исторически сложившийся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. [5;стр.181]
Основные социальные институты:
• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
• потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
• потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
• потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Основные элементы социальных институтов:
• цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
• образцы, или правила, поведения;
• символические черты;
• утилитарные черты;
• устные и письменные традиции.
1.2. Институционализация общественной жизниИнституционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.[2;стр.515]
Этапами институционализации выступают:
1) возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
2) появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;
3) принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;
4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Поскольку в обществе постоянно появляются те или иные потребности (какие-то потребности при этом исчезают), процессы институционализации непрерывно сопровождают функционирование социальных систем. И сам социальный институт представляет собой постоянно развивающуюся систему, охватывающую совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.
2.1. Виды социальных институтовВсе социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (фундаментальные) и неглавные (частные). Вторые скрываются из первых, как более мелкие образования.
Главных институтов в обществе пять:
- потребности в воспроизводстве рода – Институт семьи и брака.
- потребности в безопасности и социальном порядке – Политические институты.
- потребности в добывании средств существования – Экономические институты.
- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров – Институты образования.
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни – Институт религии.[3]
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).
2.2. Функции и дисфункции социальных институтов.Функция – это та польза, которую социальный институт приносит обществу.
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов.
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).
3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.[3]
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность.
Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц.
2.3. Жизненные циклы социального институтаПод динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных
процесса:
1) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1. зарождение организации.
2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию.
3.Практический вопрос
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Ведь важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.
Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, а так же больших затрат. Это приводит к тому, что недействующий уже институт продолжает все еще существовать, но уже в «плавающем состоянии».
Список литературы1. Волков Ю.Г. Социология: учебник/ Ю.Г. Волков. – ИЗД. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448с.;
2. Добреньков В.И. Социология: Учебник/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.;
3. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России [Электронный ресурс]/ С.С. Новикова. – Электрон. дан., 2003. - Режим доступа:http://www.i-u.ru/biblio/archive/novikova_soc/default.aspx, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.03.2011);
4. Соколов С.В. Социология: учеб.пособие/ С.В. Соколов. – М.: ФОРУМ, 2008. – с.;
5. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы