Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальные институты и их виды в современном обществе

Социальные институты и их виды в современном обществе [07.10.11]

Тема: Социальные институты и их виды в современном обществе

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.36K | Скачано: 268 | Добавлен 07.10.11 в 12:16 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2010


Содержание
Введение 1
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 2
2. Виды и функции социальных институтов 9
3. Практический вопрос 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
 
Введение
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида.
Социальные институты и организации в системе социальных связей – это то, на чем держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о социальных институтах. Из цели вытекает ряд задач:
-    изучить институционализацию общественной жизни;
-    рассмотреть виды и функции социальных институтов;
-    проанализировать продолжение существования некоторых социальных институтов, даже если они не выполняют возложенные на них функции.
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.).
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
 
1.    Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

           Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом.
    Приведем несколько понятий «социального института» данных знаменитыми учеными – социолагами, которые наиболее точно отражают сущность социальных институтов.
    Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие [3,c.120].
    Современный английский социолог профессор Кембриджского университета Э.Гидденс дал следующее определение исследуемого нами понятия. Социальные институты – это устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве, т.е. повторение схожих, однотипных моделей действий и поведения индивидов, отдельных друг от друга социальным временем и пространством [3, с. 133].
Российский социолог А.И. Кравченко дает следующее определение: социальные институты – относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья. Религия, образование, экономика, управление [3, с. 185].
Американский социолог Н. Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты – это человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации [8, с. 219].
Этот список можно продолжать и дальше, потому что в литературе насчитывается более 30 понятий социального института.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества.
Отметим следующие виды институтов.
Например Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1.    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2.    политический - институт  власти;
3.    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4.    военный – институт, организующий законное наследие;
5.    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом [3, c.189].
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения [3, c.78].
Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы института религии:
-    потребность в разрешении духовных сомнений, вере;
-    духовное учение;
-    служители культа, священники;
-    места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.
Ресурсы института образования:
-    желание обучающихся получать знания и социализироваться;
-    оборудование для изучения курса;
-    преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний;
-    учебная литература и источники информации.
Институционализация – правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д.; образование институтов; образование социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах [2, с.127].
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
-    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
-    формирование общих целей;
-    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
-    появление процедур, связанных с нормами и правилами;
-    институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
-    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
-    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,  нормами и образцами поведения.
 
2. Виды и функции социальных институтов
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы.
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные [5, c.179].
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.
Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).
3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца [5, c.781-783].
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
    Так же социальные институты делятся по следующим типам.  
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Социальные институты могут быть формальными и неформальными.
Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между его субъектами осуществляются на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.
Неформальные институты не имеют таких четко оговоренных правил. Взаимодействие осуществляется на основе межличностных доверительных отношений  и связи (дружбы и внебрачные сожительства).
В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:
1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения [4, c.109].
Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов — экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
Например, институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Социальные институты имеют и свой жизненный цикл.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1.    зарождение организации.
2.    период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.
3.    период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4.    период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт  ликвидируется или реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. К примеру, если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.
 
3.  Практический вопрос
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции?
Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние, и внешние факторы. Среди последних важнейшими являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменение социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены, прежде всего, накоплением человечеством новых знаний. Кроме того, большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают изменения в ценностных ориентациях, особенно способы оценки объективной реальности, формирующие «миросозерцание» конкретной культурной общности.
Внутренние  изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.
Происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов, следовательно, меняется характер взаимодействия социальных институтов с социальной средой. Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражения в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Такой институт начинает испытывать различные трудности: недостаток материальных средств, подготовленных кадров, нарастание организационных неурядиц. В такой ситуации чаще всего теряется основное качество социального института - деперсонализация. Принцип деперсонализации заключается в том, что функционирование социального института, удовлетворяющего социальным потребностям, в основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи, решаемые данным институтом: от их склонностей, установок, ценностных ориентации и иных субъективных характеристик. Оптимальная деятельность социального института достигается за счет объективно действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей, и этим обеспечивается четкое исполнение возложенных на институт задач. Дисфункция в деятельности института заставляет подгонять его работу под интересы отдельных лиц, их персональных качеств.
 
Заключение
Существующая система социальных институтов общества очень сложна. Это связано, во-первых, с тем, что человеческие потребности, стимулирующие создание данных социальных институтов, очень сложны и многообразны, а во-вторых, с тем, что социальные институты постоянно видоизменяются, так как некоторые элементы структуры института в ходе исторического развития общества или утрачиваются, или наполняются новым содержанием, появляются новые задачи и функции.
Все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга.
Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормального функционирования всего общества. Система социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.
Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.
 
Список используемой литературы
1.    Гидденс Э. Социология. – Челябинск, 1999 – 433 с.
2.    Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2009 – 357 с.
3.    Кравченко А.М. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004 – 452 с.
4.    Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М.: 1998 – 370 с.
5.    Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред.В.И.Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. —  448c.
6.    Нигматуллина И.В., Cеменова А.И. Социология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. 2-ое издание испр. и допол. – Уфа: Издательство «Печатный дом», 2006 – 159 с.
7.    Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1999 – 350с.
8.     Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998 – 349с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.36K
Скачано: 268
Скачать бесплатно
07.10.11 в 12:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе