Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. - начало XX в.)

Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. - начало XX в.) [30.03.11]

Тема: Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. - начало XX в.)

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 252.66K | Скачано: 309 | Добавлен 30.03.11 в 21:05 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2010


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 4
2. МНОГОФАКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.М. КОВАЛЬСКОГО 5
3. РУССКИЙ ИСТОРИК XIX В. Н.Н. КАРЕЕВ НАЗВАЛ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «САМЫМ КРУПНЫМ СОЦИОЛОГОМ В РОССИИ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В НЕЙ СОЦИОЛОГИИ». ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНОЧАЕТ ТАКОЕ СУЖДЕНИЕ? 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
 
ВВЕДЕНИЕ
       Тема моей контрольной работы  представляет  интерес  для  исследования,  поскольку история социологии России X1X – начала XX  веков  –  это  часть  общемировой социологической науки.
      Зарождение социологии в России  началось  в  середине XIX в.  Несмотря  на  значительное  экономическое  и  социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука  пришла  к  нам  с Запада,  отечественная  социология   концу  XIX  в.   достигла   уровня   не уступающего  европейскому.  Сложные  и  обостряющиеся  социальные   проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории.  Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться  на  достижения европейской социологии.  Большое  влияние  на  нее  оказали  взгляды  Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской  социологии:  Ковалевский,  Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
      Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного.  Уже  на  первом  этапе  ее становления    появилось    множество    направлений,    зачастую    имеющих принципиальные различия и отстаивающих противоположные позиции.
      В то же время необходимо отметить особенность  развития  социологии  в
России и её одностороннюю связь с наукой Запада, т. к. деятельность  русских социологов была практически неизвестна западным ученым.  В  1916  г.  Н.  И. Кареев писал: ”То, что делается в России по части науки и философии,  кроме, пожалуй, естествознания, остаётся большей частью неизвестным или очень  мало известным на Западе ”. Но это не означало, что все  русские  социологи  были незнакомы Западу. В основном благодаря личному общению на Западе узнавали  о научной жизни в России. Цель контрольной работы можно  представить,  как:  изучение  зарождения  социологии  в России и формирования различных направлений. [1, с.19]
 
1.    СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века по 1918 года ХХ века, второй – с начала 20х годов до конца 50х, третий – с начала 60х годов до наших дней.
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829-1900) и Н.К. Михайлов (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработки теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, и динамичными структурами и отношениями.
Основную задачу социологии П.Л. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия её упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Михайловский же задачу социологии видел в исследовании личности во всех её проявлениях: биологических, психологических, социальных – и на этом основании – установлении факторов социального идеала. Всё это он обозначил термином «борьба за индивидуальность».
Михайловский всесторонне обосновал концепцию о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду, с позиции этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе этики, политики и т.д. Его представления об этом выражалось в двух понятиях Правды-Истины и Правды-Справедливости. С торжеством этих двух составляющих единого целого он связывал будущее общество свободного труда. Правда-Истина, как её понимали Лавров и Михайловский, - это знание, достигаемое с помощью беспристрастного объективного изучения событий. Правда-Справедливость – другой вид знания, зависящий от нравственных установок социолога по отношению к изучаемым явлениям. Таким образом, в теориях этих социологов получил развитие оценочный момент как обязательный в структуре социального познания. При этом он постоянно подчёркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опереться на субъективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизменно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций.
Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учёт многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которой говорил П. Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления. 2) Субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. [12, с. 117]
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Т. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, Х. Штейнталем и т.д.
Главные труды Е. Де-Роберти и Н. Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались одного мнения.
Все проблемы социологии можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей, и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности.  По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, как их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.
В работе «Основные направления психологии социологии и её современное  Н.И. Кареев указал на две основные стороны  психологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Подобно другим представителям психологического направления в социологии Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которых воплощаются их чувства, воли и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основных стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности  и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а так же «справедливые и несправедливые общественные явления» . Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
 
2.    МНОГОФАКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.М. КОВАЛЬСКОГО
       Многофакторный подход к изучению общества связан с творчеством  Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. Центральное место во взглядах М. М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов - экономического, политического, психологического, культурного и др. М. М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.
        Опираясь на учение о прогрессе, М. М. Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в противоестественной форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если эта гармония нарушается, тогда появляется почва для революции. Социологию определял как науку об организации и эволюции человеческого общества Предмет социологии - изучение биологических, психологических и экономических факторов прогресса, выступает как синтез результатов, полученных конкретными общественными науками. Содержание прогресса рассматривается как расширение солидарности и рост "замиренной сферы" (на основе примирения противоположностей). Универсальным социальным законом развития общества с его точки зрения является закон "роста человеческой солидарности". А такие явления, как классовая борьба, социальная революция - отклонение от нормы. Ковалевский считает, что природа общества должна выражаться в социальной гармонии – социология должна объяснять прошлое и настоящее, разнообразие форм человеческой солидарности и ее природу.
         Солидарность возникает из влияния множества причин, нельзя выделить какой - либо отдельный фактор и отдать ему предпочтение. Анализирует вопросы взаимосвязи социологии с историческими науками, многофакторную основу общества, разрабатывает и использует социально- исторический метод исследования. С именем Ковалевского связано понятие генетической социологии, задачи которой - анализ образования основных общественных институтов. Общие тезисы:
1. Социология, наука, исследующая формы проявления усиления и ослабления солидарности между сознательными и органическими особями. Предмет социологии включает четыре элемента: 1) животные, общества, в которых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) общественные идеалы; 4) практические задачи.
2. Рассматривая все, мы выделяем 3 общих закона функционирования социального тела: 1) общебиологический закон 2) общий социальный закон 3) общеполитический закон. Предметом Социологии было учение о борьбе за индивидуальность, в ней охватываются и объясняются для меня все когда-либо интересовавшие меня социальные факты и вопросы.
3. Центральной категорией социологии является понятие прогресса как расширения солидарности и роста замиренной сферы. Предмет социология - проблема прогресса в его организации и эволюции.
4. Всесторонне рассматриваются 3 социальные проблемы: 1) основные начала, содержания и места экономического интереса в жизни людей; 2) социальный прогресс; 3) роль политической власти революционного меньшинства в историческом развитии социальный законы являются продуктом человеческой воли и чел расчета, они возникают и уничтожаются вместе с обществом.
ВЫВОД: Социология – наука об организации и эволюции человеческого общества. Предмет социологии – изучение биологических, психологических и экономических факторов прогресса. Социология осуществляет синтез результатов, полученных конкретными общественными науками. Придавал большое значение взаимосвязи социологии и истории. Создал своеобразную концепцию социального прогресса: содержание прогресса: расширение солидарности и рост замиренной сферы; универсальный специальный закон – закон роста человеческой солидарности.
 
3.    РУССКИЙ ИСТОРИК XIX В. Н.Н. КАРЕЕВ НАЗВАЛ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «САМЫМ КРУПНЫМ СОЦИОЛОГОМ В РОССИИ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В НЕЙ СОЦИОЛОГИИ». ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНОЧАЕТ ТАКОЕ СУЖДЕНИЕ?
        Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) — писатель, публицист, философ, общественный деятель. Мысли о воспитании, пронизывающие художественные и публицистические произведения Чернышевского — важный аспект его философской позиции. Проблему формирования личности Чернышевский рассматривал, опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Л. Фейербаха. Согласно Чернышевскому, человек формируется совокупностью биологических и социальных факторов. Отдельные качества личности развиваются под влиянием экономических условий, общественных институтов, литературы, семьи и школы; наследственность не играет большой роли. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского. Задача воспитания «новых людей» предполагала гармоничное соединение духовного и физического развития личности. Важнейшими составляющими духовного развития Чернышевский считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание.
       Быть социологом в стране, где социология десятилетиями официально не признавалась либо не имела статуса самостоятельной науки, если не невозможно, то по крайней мере очень непросто. Русский историк Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии», а это означает, что «он был социологом, сам того не зная». Быть социологом и не подозревать этого в период, когда общественность Европы и Америки активно обсуждает проблемы социологии, согласимся, вполне по-русски.
         В 60—80-е годы советские ученые стремились реально быть социологами и не скрывали того. Но в научных табелях о рангах они проходили по графе «философы». Все это время социология боролась за научное признание, шаг за шагом отвоевывая себе жизненное пространство. Драматургия борьбы ярко проявилась в бесконечных дискуссиях о предмете социологии. Пожалуй, никто в мире не затратил столько времени и сил на выяснение того, что никак не отражается на практике эмпирических и прикладных исследований. В Европе и Америке существуют десятки определений социологии, их формулирует под свои задачи и цели чуть ли не каждый второй. Никто не запрещает другим придерживаться противоположного мнения. Видимо, нигде в мире не существует феномена «коллективная дискуссия» о предмете социологии и нигде коллективное мнение не навязывается остальным.
            В 20-е, 30-е, 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы регулярно возникали коллективные эпидемии по расшифровке того, что не следует расшифровывать. Хотя результаты дискуссии для практики социологической науки оказывались малоплодотворными, они постоянно возобновлялись. Приобщиться желали почти все социологически мыслящие профессионалы и дилетанты, но конечные решения, стратегию определяли «генералы». Лишь они верно понимали линию партии и правильно ее интерпретировали, с ней сообразовывали осмысление природы и назначения социологии. Отклонения от нужной линии или выработанного «коллективным разумом» определения предмета социологии служили поводом для применения идеологических санкций по отношению к девиантам. Примеров тому можно привести достаточно. Не имея никакой практической пользы, дискуссии выполняли ритуальную функцию идентификации сообщества с провозглашенной стратегией. Дискуссии выполняли еще одну важную функцию. Они служили прекрасной школой философской рефлексии по поводу социологии. Где еще можно было так воспарить в абстрактные выси псевдофилософских рассуждений о природе общества и при этом не быть битым профессиональными философами? Через философские упражнения по поводу предмета своей науки прошли все от мала до велика. Редакцию «Социса» периодически засыпают сочинения дилетантов и самоучек, пытающихся приспособить законы диалектики к механике скатывания шарика по наклонной плоскости либо к объяснению трансисторического процесса становления человеческого общества. Дискуссии о предмете социологии - во многом дань схоластической философии, из недр которой вышла социология советского периода. Такая философия одинаково далека и от подлинного марксизма, и от подлинной философии. Стремясь к самоидентификации, к четкому и однозначному определению предмета своей науки, социологи вели себя на самом деле как отпетые философы. И поплатились за это. Определение социологии как науки о закономерностях развития и функционирования социалистического общества порождало иллюзию, что доказать и проверить такие законы можно непосредственно в эмпирическом исследовании, проведенном где-нибудь в Тамбове или Воскресенске. Статьи, поступавшие в «Социс» в эпоху развитого социализма, пестрели числовыми регулярностями и процентовками, которые авторы ничтоже сумняшеся выдавали за подтверждение правильности законов исторического материализма. Простим их наивность. Как еще можно проверить общеисторические законы превращения социалистического труда в коммунистический, если не с помощью единственно доступного средства — социологического опроса? Социолог без Социологического опроса — не социолог. Но и без философских рассуждений об обществе он тоже, оказывается, не социолог, поскольку социология — часть философии. Двойственность научного статуса социологии оборачивалась на практике
двусмысленностью научных результатов. Таким образом, в истории отечественной социологии отмечаются два примечательных события: затянувшийся на столетие процесс институционализации и продолжающаяся полстолетия дискуссия о предмете социологии.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Зарождение социологии в России было связано  со  многими  трудностями, главной   из   которых,   пожалуй,   являлась   реакционность    российского правительства.  В  то  же  время  русские  социологи  находились  в   лучшем положении по  сравнению  с  западными  социологами.  Они  имели  возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли.  Ведь  все   основные  работы известных западных социологов, несмотря на цензуру, переводились на  русский язык и издавались в России с серьёзными  научными  комментариями.  Благодаря
систематическому ознакомлению с мировым опытом и  развитием  социологической науки в мире социологи в России достигли больших успехов.  Но,  несмотря  на то,  что,  на  развитие  социологии  в  России  повлияли  различные  течения западной социологии, она всё же выдвинула ряд оригинальных  теорий,  которые во многом были обусловлены своеобразием  развития  российского  общества.  В ряде случаев русские социологи  шагнули  дальше  западных,  часто  они  даже предугадывали то, что позднее повторили западные социологи. Они раньше  всех начали  обсуждать  проблемы,  которые  довольно   быстро   стали   принимать
межнациональный  характер  и  превращались  в  темы   первых   международных конгрессов.
      Процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие  в  связи  с   этим   знаний   об   обществе   как   целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии  в России. Социология этого  периода  выражала  в  различной  форме  требования буржуазного  изменения,  реформирования  в  России  порядков.   Поэтому   её появление в России после реформы 1861 г. является  не  случайным,  а  вполне закономерным,  так  как  в  это  время  начался   интенсивный   переход   от феодального   общества    к    капиталистическому,    с    его    процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и  устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.
      Стимулирующим фактором для  развития  социологии  в  России  оказалось усложнение социальной структуры российского общества. Произошёл бурный  рост городских сословий,  которые  до  реформы  были  совсем  незаметны  на  фоне крестьянства и дворянства. Развитие капитализма также привело  к  увеличению и усложнению состава городского населения, появилась масса новых  профессий, возросла мобильность населения, что  приводило  к  ломке  старых  культурных стандартов.
      Большое  значение  для  создания  социологии  имели  великие  открытия
естествознания первой половины и середины X1X века. Их значение  заключалось в раскрытии всеобщей связи  явлений  природы.  Они  доказывали,  что  как  в живой,  так  и  в  неживой  природе  происходит   развитие   и   превращении разнообразных  форм  движущейся  материи.            [3 с. 3-13]
      Следует  отметить,  что  русские  ученые  развивали  теории    ведущих
западных  социологов.  Так,  Лилленфельд  П.,  Новиков  К.А.,  Стронин  А.Н. опирались  на  труды  Герберта  Спенсера,  который  считал,   что   общество развивается по тем  же  законам,  что  и  живой  организм,  иногда  в  своих сравнениях доходя до крайности.
           Споры  о  том,  имеет  ли  Россия  свой  собственный  путь  развития или же должна следовать вслед за Западом ведутся до  сих  пор,  так что концепция Данилевского не утратило своего значения и по  сей  день.  Что касается анархизма, в основе которого лежит вера в  свободу  и  добровольную  ответственность каждого человека перед обществом, то  это  направление  было  неверно  истолковано  многими  революционерами  и  привело  к  значительным  тяжким  последствиям,  таким  как  убийство   царя.   Анархизм   во   многих теоретических положениях расходится с социализмом, но приверженцы этих  двух течений мирно сосуществовали, объединенные общей целью борьбы с царизмом.
      Что касается субъективной  школы,  просуществовавшей  больше  всего  и имевшей  наибольшее  влияние  на  русскую  социологию,   то   ее   положения значительно  изменились  за  время  ее   существования.   Это    направление  появилось как продолжение западных  позитивистских  идей.   Лавров  в  своих  исследованиях  опирался  на  предсоциологию.  Южаков  также придавал  большое  значение  солидарности  в  обществе,  и  особое  значение придавал  морали,  которую  он  понимал  как  “чисто  социальный",  продукт, являющийся важнейшим в истории общественного прогресса.
      Одной из важнейших заслуг  М.  Ковалевского  является  его  участие  в
духовном объединении и взаимном понимании Запада и России. Его достижения  в  области генетической социологии  пользуются  признанием  ученых,  и  по  сей день. Ортодоксальная методология, без  сомнения  оставила  большой  вклад  в  развитие российской  социологии.  Кистяковский,  яркий  представитель  этого направления  считал   необходимым   пересмотр   устоявшейся   в   социологии методологии  и  выступал  против  механического  перенесения  в   социологию терминов из естествознания. В.М.Хвостов, представитель   философского иррационализма   отрицательно   относился   к революции как форме разрешения социальных противоречий. Он полагал, что  “на основные вопросы  социологии”  можно  ответить  только  на  “психологической почве”, поскольку  в  своих  работах  опирался  на  психологические  методы. Большой вклад он внес в изучение организаций и общения.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Новикова. С. С.  «История развития социологии в России». М., 1996
2.    «Социология в России». Под ред. В. А. Ядова. М.: Изд – во института
социологии РАН 1988
3.    Добреньков В. И., Кравченко. А. И. «Социальная структура и
стратификация». М., МГУ, 2000  т.2
4.    Голосенко, И. А. Козловский В. В. «История русской социологии X1X-XX веков». М., Онега 1995
5.    Сорокин. П. А.  «О русской общественной мысли». СПб.: изд-во Алления 2000
6.    Медушевский. А. Н.  «История русской социологии». М., “Высшая школа” 1993
7.    Виленская Э. С. «Н.К.Михайловский и его идейная роль  в  народническом движении 70-х-начала 80-х годов XIX века». М., 1979
8.    Голосенко И. А., Козловский В. В.  «История  русской  социологии.  Х1Х - ХХ вв.», М., 1995
9.    Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». М., 1991
10.    Козьмин Б. П. «Н.Ткачев и революционное движение 1860-х гг».М., 1922
11.    Филипов  Р.В.  "Первый  этап   "хождения   в   народ"   (1873-1874)" Петрозаводск , 1960
12.    Кукушкина Е.И. Русская социология ХIХ – начала ХХ века, М., Московского университета
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 252.66K
Скачано: 309
Скачать бесплатно
30.03.11 в 21:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе