Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »
Тема: Социологическая мысль в России (вторая половина XIX в. - начало XX в.)
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.16K | Скачано: 362 | Добавлен 16.02.12 в 13:25 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Владимир 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление 4
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского 10
3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
К середине XIX в. Россия, несмотря на экономическое и социально-политическое отставание, достигла уровня развития социологической науки, который ни чуть не уступал европейскому.
Основными деятелями социологической науки периода второй половины XIX- начала XX в., были такие талантливые русские социологи, как П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Де-Роберти, Н.И. Кареев и другие.
Социология этих мыслителей никогда не была единой наукой, как например физика или астрономия. Одновременно существовало немалое количество школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления базировались на противоположных, мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались достаточно различными подходами к определению предмета исследованию и возможностью его познания.
Изучение взглядов, суждений мыслителей прошлого на проблемы, идеи, задачи страны позволяет сделать выводы о том, какой должна быть страна, цивилизация в целом, к чему следует стремится каждому человеку.
Осмысление понятия социологической мысли становится необходимым условием современной науки. Именно поэтому главная задача данной работы – определить характеристику, становление, типологию, проблемы, задачи социологической мысли.
СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Одним из наиболее ярких представителей субъективной школы философии рассматриваемого периода являлся известный русский социолог П. Л. Лавров (1823-1900).
Согласно его учению: "Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития". Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. Лаврова дано только там, где дана солидарность. "Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах…Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей" [1, с.75]
Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия. Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии.
Суть субъективного метода социологии П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».
Также ярким представителем субъективного метода был выдающийся ученый, социолог, общественный деятель Н.К. Михайловский (1842-1904).
Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что невыполним. Ведь социолог — не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому, делает вывод Н. Михайловский, «в социологии неизбежно применение субъективного метода». Подобный метод породил его субъективную социологию. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский - «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «главный его творец».
В основе его субъективного метода лежит учение о двуединой правде, совмещающей в себе объективную и субъективную правду. Социолог считал, что явления общественной жизни необходимо осмысливать, опираясь на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ неизбежно дополняется субъективными оценками исходя из нравственных и иных позиций. Явления общественной жизни, писал Михайловский, несут большой заряд субъективности, идущей от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. «Социологическая теория борьбы за индивидуальность проходит красной нитью через все его произведения».[4,c.186] Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному им закону Антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей, в «палец от ноги общественного организма». Михайловский считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Он обосновывает принцип верховенства личности над обществом. Исходя из своих мировоззренческих установок, Михайловский анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа же - это масса людей, способная увлекаться примером, опять-таки высоко благородным или низким, или же нравственно безразличным. Подражание масс своему герою - явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы.
Социолого-психологические концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии - и в академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность психологической.
Одним из ярких представителей этого направления является Де-Роберти Евгений Валентинович (1843-1915).
Главные составляющие его теории - био-социальная гипотеза происхождения общества и теория развития цивилизации как эволюции знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации).
На основе био-социальной гипотезы Де-Роберти строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие - общественная группа - личность - цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ, жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, - род, племя - были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой "органическую множественность". В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в "надорганическое единство". В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство). В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии "органического единства", т.е. биол. эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени "надорганической множественности", на которой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. [2, c. 45]
Таким образом, на исторической, или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека. И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, - через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, - в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания - главное, что характеризует стадию культуры, цивилизации.
Значительный вклад в обоснование психологического направления внес Н.И. Кареев (1850-1931).
Среди социологических работ данного историка, социолога можно отметить следующие: «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические этюды», «Старые и новые этюды об историческом материализме», «Введение в изучение социологии», «Основные направления социологии и ее современное состояние», «Общие основы социологии» и многие другие.
В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно, прежде всего, видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Также как и Де-Роберти, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, так как, по его мнению, явления всегда имеют психологическую основу. Они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля, инстинкты, интуиция и образ мыслей.
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, так как обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека: на ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.
На основе данных положений социолог строит свою теорию общества. Она в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.
Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей психологическое направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.
МНОГОФАКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.М.КОВАЛЕВСКОГО
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация трудов разностороннее образованного и широко мыслящего ученого в области социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, М. М. Ковалевского (1851-1916).
По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. Центральное место во взглядах М. М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами.
Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов - экономического, политического, психологического, культурного и др.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальный прогресс, для него всегда выступал демографический, позволявший обнаруживать зависимость между ростом народонаселения и формами экономической жизни. Рассматриваемый фактор он, с целью его глубокого анализа, изолировал, выделял из других, но, что называется, "не зацикливался" на нем, а выстраивал целую цепь других, касающихся различных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных процессов. Эта цепь в одном из вариантов выглядела так: рост населения - плотность населения - формы производства распределение и порядок влечения - социальный порядок и т.д. В обозначенном подходе и состоял смысл плюралистической модели Ковалевского.
Методология многофакторного анализа того или иного эволюционного процесса строилась российским социологом по следующей схеме:
1)определялся ведущий фактор (главная причина) эволюции анализируемого объекта;
2)для обоснования этого определяющего значения использовались различные методы (сравнительно-исторический, статистический, этнографический и другие);
3)выявлялись иные факторы, влиявшие на эволюционный процесс;
4)устанавливалась иерархия этих факторов. Отсюда, считал ученый, нужны в первую очередь не схемы, а монографические, всеобъемлющие, широкие исследования тех или иных эволюционных процессов.[3, c.235]
Идея плюрализма в социологии была не новой. Она формулировалась еще О. Контом и Г. Спенсером. Но у Ковалевского эта идея получила наиболее полное воплощение. Он не только утверждал, что социологическое исследование социальных процессов требует учитывать множество факторов и связей между ними, но и последовательно реализовывал этот принцип в своих работах.
М. М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы. Опираясь на учение о прогрессе, М. М. Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в противоестественной форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если эта гармония нарушается, тогда появляется почва для революции. Социологию определял как науку об организации и эволюции человеческого общества. Предмет социологии - изучение биологических, психологических и экономических факторов прогресса, выступает как синтез результатов, полученных конкретными общественными науками. Содержание прогресса рассматривается как расширение солидарности и рост "замиренной сферы" (на основе примирения противоположностей). Универсальным социальным законом развития общества с его точки зрения является закон "роста человеческой солидарности". А такие явления, как классовая борьба, социальная революция - отклонение от нормы. Ковалевский считает, что природа общества должна выражаться в социальной гармонии – социология должна объяснять прошлое и настоящее, разнообразие форм человеческой солидарности и ее природу.
Солидарность возникает из влияния множества причин, нельзя выделить какой-либо отдельный фактор и отдать ему предпочтение. Анализирует вопросы взаимосвязи социологии с историческими науками, многофакторную основу общества, разрабатывает и использует социально-исторический метод исследования. С именем Ковалевского связано понятие генетической социологии, задачи которой - анализ образования основных общественных институтов.
РУССКИЙ ИСТОРИК XIX В. Н.Н. КАРЕЕВ НАЗВАЛ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО «САМЫМ КРУПНЫМ СОЦИОЛОГОМ В РОССИИ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В НЕЙ СОЦИОЛОГИИ». ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТАКОЕ СУЖДЕНИЕ?
Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) — философ, писатель, публицист, литературный критик.
Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Николай Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ».[2,c.121]
Николай Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».
В своей теории «разумного эгоизма» Николай Гаврилович дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие».
Таким образом, русский историк Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии», а это означает, что «он был социологом, сам того не зная».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое влияние на формирование и развитие социологической мысли России оказала социология субъективного метода, главными представителями которого были известные русские социологи, П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Большое внимание этих социологов было уделено разработке учения об обществе в целом, выявления закономерностей и направленности его развития, теории общественного прогресса.
Огромный вклад в формирования социологической мысли было вложено представителями психологического направления, в частности Де-Роберти и Н. Н. Кареевым. Направленность этих социологов существовала направлена в изучении психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Значительным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация трудов М. М. Ковалевского и М.М. Чернышевского.
Ковальский выдвинул свой мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма, значение историко-сравнительного метода, теорию общественного прогресса.
Таким образом, социологическая мысль в России второй половины XIXв. - начала XXв. оказала огромное влияние на развитие и будущее страны.
Список использованной литературы
1.Лавров П. Философия и социология: Избранные произведения. М., 1965. Т. 1
2.История философии в СССР. М., 1968.
3.Г.Е. Зборовский. История социологии. - М.:Гардарики, 2004г.
4.Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев и др. – М.: Аспект пресс, 1996
5.Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 2е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд.-М.,2006.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.