Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Контрольная по Истории экономических учений Вариант 21

Контрольная по Истории экономических учений Вариант 21 [25.10.10]

Тема: Контрольная по Истории экономических учений Вариант 21

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.26K | Скачано: 334 | Добавлен 25.10.10 в 21:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Вариант 21

Содержание

1. Институционализм 3

2. Классическая школа политической экономии. 3

3. Школа социалистов-утопистов. 8

4. Марксизм. 9

5. Историческая школа Германии 10

6. Маржинализм 12

7. Неоклассическая школа.. 13

Список использованной литературы 16

 

1. Институционализм

В конце 19 – первой трети 20 веков в западной экономической мысли возникло новое направление, получившее вскоре широкое распространение и ставшее в конце века одним из наиболее популярных в мировой экономической науке. Это направление – институционализм.

Само понятие «институционализм» впервые употребил в 1918 году Американский экономист Уолтон Гамильтон, определивший категорию «институт» как «вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев». Но, традиционно, как главных представителей направления, рассматривают трех американских экономистов: Т.Веблена,  У.К.Митчелла и Дж.Р.Коммонса. Т.Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Дж.Р.Коммонс – социально-правовой (юридический), У.К.Митчелл – конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Отсчет институционализма принято вести от программной статьи Т.Веблена «Почему экономика не является эволюционной наукой» (1898). В 1899 году в США вышла его книга под названием «Теория праздного класса». Впоследствии Торстейн Веблен (1857 - 1929) (сын эмигрантов – крестьян из Норвегии, доктор философии из Йельского университета) выпустил еще несколько книг, развивая свою концепцию.

Подход Веблена к экономическим проблемам был следующим: он рассматривал человека как личность, находящуюся в определенной общественной среде и учитывал развитие самой этой общественной среды, то есть её эволюцию. А эволюция общественной структуры – это, говоря словами  Т.Веблена, «процесс» естественного отбора институтов». По определению Т. Веблена, «иституты – это результаты процессов, происходящих в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени». Последователи Т.Веблена поясняли, что институты – это совокупность общественных обычаев, в котрых закрепился преобладающий образ мышления для группы или всего народа. То есть это мир привычек и обычаев, к которому каждый из нас приспосабливает свою жизнь. Под рубрику институтов попадают также  такие явления, как государство, семья, моральные и правовые нормы, экономические явления и механизмы. Можно говорить об институтах присяжных заседателей, адвокатуры, общественного мнения, моды, высшего образования, свободного предпринимательства, частной собственности, кредита и т.д.

Т.Веблен считал, что эволюция общества должна сопровождаться реформированием. Сценарий реформ Веблена состоит в неуклонном ускорении научно-технического прогресса и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. То есть предприниматели, инженеры, техники, рабочие из мира индустрии (сферы материального производства) заинтересованы в совершенствовании производства, в то время как представители мира бизнеса (сферы обращения) ориентированы исключительно на прибыль. Для ускорения социально-экономического развития, говорит Веблен, власть в обществе должна перейти к технократам, которые в состоянии провести рациональное преобразование индустриальной системы. И индустриальная система перестанет служить интересам «абсентеистских собственников» (монополистов).

Джон Р. Коммонс (1862-1945) ввел понятие действующего коллективного института, как регулятора экономического поведения людей. Наиболее интересными работами ученого были «Институциональная экономическая наука» (1934), «История труда в соединённых штатах» (1918-1935), «Правовые основания капитализма» (1924), «Экономическая теория коллективных действий» (1950). Исследуя такие коллективные институты, как семя, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам. В особенности Коммонс прослеживает роль трёх общественных институтов – корпораций, профсоюзов и политических партий – в установлении согласованности действий индивидов. Правовой аспект Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть ни что иное, как результата юридического соглашения «коллективных институтов».

Дж. Коммонс был убежден в необходимости проведения государством реформ в области законодательства и создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.

Как известно из истории экономики, юридические (правовые) аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса и антимонопольные реформаторские идеи в трудах т. Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг., в период так называемого нового курса президента США Ф. Рузвельта.

Уэсли Клэр Митчелл (1874-1945) – ученик и последователь Т. Веблена. Его основные работы: «История зелёных билетов» (1903), «Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте» (1908), «Деловые циклы» (1913), «Лекции о типах экономической теории» (1935), «Измерение деловых циклов» (1946), написанная в соавторстве с А. Бернсом.

У. Митчелл исходил, прежде всего, из идей Т. Веблена. Следуя им, он настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими. В частности с проблемами социологии, культуры и другими, обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состоит, во-первых, в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и др.) так называемых не экономических факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и её математической обработки. И, во-вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. У. Митчелл особо выделял государственные институты, и он считал возможным и необходимым государственное воздействие на экономику в области денежных, финансовых и  кредитных факторов во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа. То есть он полностью разделял важную для всех институционалистов идею о необходимости государственного регулирования экономики.

Следует отметить, что в работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Чтобы ответить на вопрос, к какой школе экономической науки 19 века наиболее близок институционализм, необходимо рассмотреть методологии школ экономической науки, существовавших в 19 веке.

 

2.Классическая школа политической экономии.

Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического  способа производства. Адам Смит (1723-1792) – гениальный английский экономист, основоположник классической школы, ввел понятия «экономический человек» и «невидимая рука», ставшие затем знаменитыми.

Яркие представители классической школы первой половины 19 века – Давид Риккардо (1772-1823) и Жан Батист Сэй (1767-1832), а второй половины 19 века – Томас Роберт Мальтус (1766-1834) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Классики очертили круг фундаментальных проблем, сформировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего было не возможно её дальнейшее развитие. Развитие экономической науки 20 века, в частности и институционализма, стало возможно только при опоре на прочный фундамент классической школы.

С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными. Т. Веблен утверждал, что классическая экономическая наука страдает серьезными пороками в самой своей основе, что она занимается абстракциями, которые мало соотносятся с реальной жизнью. Он раскритиковал основы классической школы за то, что она не учитывает историческое развитие общественной среды и не описывает человека, как личность, существующую в этой среде.

В классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума. А институционализм утверждает, что интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом.

Т. Веблен  придерживался острой критической оценки идей экономического либерализма, саморегулируемости и безкризисности народного хозяйства, «естественного» совпадения в условиях свободного предпринимательства личных интересов «экономического человека» с общественными.

В то же время, во взглядах Дж. Милля, одного из завершителей классической политической экономии, можно отметить некоторое сходство с институционализмом. Милль связывал возможности развития общества с научно-техническим прогрессом (сходство с технократическими идеями Т. Веблена). Он полагал, что по мере развития общества будет улучшаться положение трудящихся, часть капитала перейдёт в руки рабочих, рабочие будут участвовать в управлении предприятиями и в прибылях.

Также, будучи убеждённым в том, что «общим принципом должно быть laisser fair», то есть невмешательство государства в деловую жизнь и механизм саморегулирования экономики (принцип классической школы политэкономии), он допускает идеи активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества и связанные с этим реформы. Миль обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих её и т.д.

 

3. Школа социалистов-утопистов.

Первоначальные формы утопического социализма можно найти уже в период античности и средневековья. По мере развития капитализма утопический социализм образует различные  школы и направления. Интенсивное его формирование начинается в период зарождения капитализма – в эпоху Возрождения и Реформации. Виднейшими представителями были: Томас Мор (1478-1538) в Англии, Т. Кампанелла в Италии, Я. Гус в Чехии, Т. Мюнцер в Германии и др. Все они придерживались принципов общности имущества, обязательного для всех труда и равного распределения благ. Термин «утопия» (с греческого буквально «место, которого нет»), впервые применённый Т. Мором, означал вымышленный остров, на котором было создано идеальное общество, в дальнейшем стал использоваться для характеристики вымышленных общественных порядков.

В первой половине 19 века идеи социалистов утопистов нашли своё отражение в разработках экономической мысли лидеров нового поколения социалистов-утопистов: Р. Оуэна (1771-1858) в Англии, К. Сен-Симона (1760-1825)  и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции. Все они пропагандировали идеи социальной справедливости, критиковали капиталистический строй, где царят эксплуатация и угнетение. Эти идеи носят не просто утопический, а антирыночный характер. Все социалисты утописты были предшественниками разработанной К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) теории научного социализма.

 

4. Марксизм.

Совместная работа Маркса и Энгельса имела большое значение для  формирования и развития нового направления в экономике – марксизма. В 1867 году был опубликован том «Капитал» - I том основного труда К. Маркса, посвященного исследованию капиталистического способа производства. Тома II (1885) и III (1894) – посмертные. Их содержимое было извлечено Энгельсом из объёмистых рукописей Маркса. К. Маркс ввёл в экономический анализ понятие прибавочной стоимости и разработал её теорию.

Как система марксизм возник в 40-е годы 19 века и имеет много общего с классической школой политэкономии, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Но в самостоятельную систему марксизм превращается благодаря новой методологии, включающей такие подходы, как диалектический материализм, метод историзма и классовый подход.

В исследовании экономических процессов диалектический материализм определяет первичность сферы производства и рассматривает экономические процессы в их постоянной смене и развитии, а источником смены и развития служат внутренние противоречия данных процессов.

Метод историзма позволил рассматривать процессы и явления в их становлении и развитии совместно с порождающими их условиями, что позволило марксизму утверждать о переходящем характере капитализма к более прогрессивной общественно-экономической формации – коммунизму.

Классовый подход основан на борьбе антагонистических классов. Этот процесс – движущая сила развития общества, которая в конечном счёте должна неизбежно привести к социалистической революции и диктатуре пролетариата.

Немарксистская позиция Т. Веблена наиболее очевидна в его концепции реформ. Так, критикуя «паразитический» образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье – владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности, а также осуждая подчинение сферы «индустрии» миром «бизнеса», стремящегося в лице финансистов и крупных предпринимателей лишь «к возможно большей прибыли», он ратовал не за революционное устроение «классового антагонизма» и победу «диктатуры пролетариата», а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемую реформированием.

Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создания правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов».

 

5. Историческая школа Германии.

В середине 19 века в Германии возникает новое направление экономической мысли, получившее называние исторической школы. Немецких мыслителей не устраивала абстрактность теорий классической политэкономии. Они не считали их универсальными, пригодными для всех стран и, прежде всего для Германии. Кроме того, они полагали, что на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только базисные факторы (экономика и политика), но также и такие как географические условия, историческое развитие, национально-культурные традиции и даже черты национального характера. Благодаря им экономика каждой отдельной станы развивается по своим собственным, только ей присущим законам.

Родоначальниками немецкой исторической школы считаются Адам Мюллер(1798-1846) и Фридрих Лист (1798-1846).

А. Мюллер считал, что политэкономия – наука национальная, и что национальный интерес всегда должен превалировать над личным. Он разработал вопросы взаимодействия государства и религии, государства и этики.

Ф, Лист вслед за Мюллером развивал национальную идею, считая нацию единым целым. Он считал, что государственная власть должна координировать развитие и функционирование всех звеньев народного хозяйства, делая акцент на национальных интересах.

В 19 веке историческая школа Германии прошла в своем развитии два этапа:

1. 40 – 60 – е годы 19 века – период старой исторической школы. Её основные представители – В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс.

2. 70 – 90 – е годы 19 века – новая историческая школа. Лидеры – Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер.

А в первой трети 20 века  существовал третий этап исторической школы – новейшая историческая школа. Представители – В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

Заслуга представителей исторической школы Германии в том, что они обосновали необходимость применения исторического метода в экономических исследованиях, в обращении к рассмотрению экономики с учётом анализа социальных, психологических и религиозных проявлений.

В области методологии институционализм имеет много общего с исторической школой Германии. Однако историзм и учёт факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и символизируют схожесть методологических принципов  этих двух школ, но не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последней. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А. Смита, немецкие авторы второй половины 19 века всецело поддерживали идеи утверждения в Германии свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всём протяжении развития человеческого общества. И, в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намёки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство».

 

6. Маржинализм.

В течение последних 30-и лет 19 века классическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). Название учения – маржинализм происходит от слова «marginale», которое в переводе с англо – французского означает «предел». Определение предельных величин для характеристики происходящих изменений в явлениях – это важное отличие маржинализма от классической политической экономии, авторы которой, как правило, характеризовали сущность экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине.

Методологии маржинализма были свойственны следующие основные черты: субъективно-психологический подход к экономическому анализу (отрицание значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), признание примата потребления над производством и функциональный подход к оценке экономических явлений. В центре внимания маржиналистов была проблема меновой ценности благ – пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценности благ полезностью их дополнительной единицы и сочетавшей фактор  полезности с фактором редкости.

Карл  Менгер (1840-1921) – основатель Австрийской психологической школы маржинализма – первым изложил теорию предельной полезности. Представитель этой же школы Евгений фон Бём – Баверк (1851-1926) ввел в экономическую науку категории субъективной и объективной предельной полезности. Следующий представитель – Фридрих Визер  (1835-1926) – разработал теорию альтернативных издержек.

Уильям Джевонс (1835-1882) – основатель Английской школы маржинализма – был одним из первых маржиналистов математиков. Он сформулировал закон убывающей полезности; предложил концепцию двусторонней, двутоварной бартерной торговли.

Леон Вальрас (1834-1924) – основатель Лозаннской школы маржинализма. Он разработал модель общего экономического равновесия с помощью математических методов. Другой представитель Лозаннской школы Вильфредо Паретто (1848-1923). Он определил условие равновесия, получившее название «оптимум Паретто».

 

7. Неоклассическая школа.

Альфред Маршалл (1842-1924) – один из ведущих представителей неоклассической экономической теории лидер «кембриджской школы» маржинализма. Неоклассическое направление считается вторым этапом в развитии маржинализма. Главный труд  А. Маршалла - «Принципы экономической науки» (1892). В нем систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений западноевропейской экономической науки. Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает  проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривал как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. Таким образом, он обосновал принцип экономического равновесия – как соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями, и ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая установлена в точке равновесия спроса и предложения.  На графике – это точка пересечения кривых спроса и предложения, которую принято называть «крестом Маршалла». Также А.Маршал создал концепцию эластичности спроса, которая вскрывает функциональную зависимость  спроса от изменения цены.

Неоклассическая теория А. Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономической науки. Также следует отметить, что благодаря А. Маршаллу начали  широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило учёным решать практические задачи.

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) – основатель «американской школы» маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической теории конца 19 века. Наиболее значимые его труды -  «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства». Дж. Б. Кларк использовал принцип предельных величин  для решения проблемы распределения общественного дохода. В результате он сформулировал закон специфической производительности и закон  предельной производительности.

 Дж. Б. Кларк занимался в основном преподавательской деятельностью. В начале (1872-1895) в качестве профессора экономики в ряде американских колледжей, в том числе в Картонском колледже (Минесота), где среди его студентов был Т. Веблен, который в дальнейшем стал противником экономической теории своего учителя, придерживавшегося «чистой экономической науки». Веблен решительно возражал против центрального тезиса  неоклассической теории – благосостояния, согласно которому совершенная конкуренция при некоторых ограничениях ведёт к оптимальным результатам.

Таким образом, можно сказать, что институционализм – это альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то есть без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе. А институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. То есть институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и не экономические проблемы социально-экономического развития. В то же время институционализм использует основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка).

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сказать, что институционализм являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории и, прежде всего, маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков, а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

 

Список использованной литературы.

  1. История экономических учений: Учебник для вузов/Под. ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 391 с.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА – М, 1998 – 288 с.
  3. История экономических учений / Под. ред. В. Автономова. О. Ананьина, н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА – М, 2000. – 784 с. – (серия «Высшее образование»).
  4. Майбурд Е.М.

Введение в историю экономической мысли, от пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита – Пресс, 1996. – 544 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.26K
Скачано: 334
Скачать бесплатно
25.10.10 в 21:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе