Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Основные идеи маржинализма

Основные идеи маржинализма [22.04.15]

Тема: Основные идеи маржинализма

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.13K | Скачано: 277 | Добавлен 22.04.15 в 17:03 | Рейтинг: -1 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение  3

1.    Сущность теории маржинализма  4

2.    Теория стоимости «австрийской» школы маржинализма  6

2.1.    К. Менгер: теория предельной полезности  7

2.2.    Е. Бём-Баверк: теория субъективной и объективной предельной полезности  8

2.3.    Ф.Визер: теория альтернативных издержек  9

3.    Теория стоимости «кембриджской» школы маржинализма. А.Маршалл  12

Заключение  16

Список литературы  17

 

Введение

1870-е годы образуют естественный рубеж в развитии экономической мысли. Последние десятилетия XIX века стали эпохой бурного экономического развития ведущих западноевропейских стран и США как следствие завершившегося промышленного переворота. Передовые в экономическом плане страны вступают в период промышленного капитализма. Появившиеся рыночные элементы экономики обострили внимание экономистов к ценообразованию, заставили по-новому анализировать вопрос о стоимости, который являлся ключевым во всех экономических теориях.

Основные  положения господствовавшей в экономической теории классической школы не соответствовали действительности: они ставятся под сомнение и подвергаются критике. В частности критикуется классическая трудовая теория стоимости, говорившая об объективных закономерностях формирования цены. Классическая школа политической экономии творчески исчерпала свой потенциал.  

Кроме этого, в 70-80 – х. годах наступает фаза длительной депрессии мировой экономики, выход из которой связан с  ужесточением конкуренции за счёт появления первых монополий. Теоретического осмысления происходивших процессов не последовало. Кризис привёл к более пристальному изучению действительности, к переоценке ценностей и восприятию новых идей, которые ранее игнорировались. Такими стали идеи маржиналистского анализа ценообразования.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из основных положений маржинализма – теории стоимости с точки зрения «австрийской» и «кембриджской» школ. Но прежде необходимо рассмотреть сущность самой теории маржинализма и её особенности.

 

1. Сущность теории маржинализма

Термин «маржинализм» происходит от французского «marginal» -предельный. Маржинализм исходит из того, что в принятии экономических решений ключевое значение приобретают предельные величины (предельная полезность, производительность, доход и т.д.). В этом состоит одно из ключевых отличий маржинализма от классической политической экономии, которая при характеристике экономических явлений использовала средние или суммарные величины.

Маржинализм базируется на принципиально новых методах экономического анализа, которые, впоследствии, изменили предмет экономической науки. Таким предметом была объявлена проблема распределения ограниченных ресурсов. Данная проблема выражает отношение человека к готовым продуктам (товарам), величина (предложение) которых изначально задана и фиксирована. При этом все субъекты обмена (владельцы факторов производства, производители, продавцы, покупатели) выступают как равноправные участники, и маржиналисты возводят в абсолют субъективно-психологический принцип поведения этих субъектов. Каждый отдельный хозяйствующий субъект действует исключительно в собственных эгоистических интересах и стремится к извлечению максимальной личной прибыли. Такое поведение маржиналисты считали рациональным. При взаимодействии хозяйствующих субъектов с их индивидуальными интересами формируются законы экономической жизни. Отсюда важнейшим предметом исследования маржиналистов становятся не факты и явления хозяйственной жизни, а суждения хозяйственных субъектов по поводу этих фактов и явлений (психология субъектов).

На основе психологического принципа маржиналисты говорят о возможности объяснить экономические явления поведением отдельных индивидов, т.е. о методологическом индивидуализме.

В отличие от классиков, которые считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, маржиналисты признавали примат потребления над производством. Экономика для них являлась системой взаимозависимых хозяйствующих субъектов, которые распоряжаются экономическими благами. Поэтому именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов деятельности как отдельных предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.

Маржинализм широко применяет математические методы и вытекающий из них функциональный подход. Причём математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний. Функциональный же подход, заменив причинно-следственный, стал важнейшим инструментом анализа, превратил экономическую теорию в точную науку. 

Все эти методы, особенности маржинализма явились революционными в господствовавшей экономической теории, поэтому все изменения получили название «маржиналистской революции».

Формирование маржиналистской концепции условно можно разделить на два этапа. Начало развития маржинализма связывают с теориями «австрийской» школы (К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер), временные рамки данного периода – 70-е гг. – середина 80-х гг. XIX века. Второй этап – середина 80-х – конец 90-х. гг. XIX века – представлен концепциями «кембриджской» школы и её главного представителя - А.Маршалла.

 

2. Теория стоимости «австрийской» школы маржинализма

Наиболее ранняя маржиналистская школа сформировалась в Австрии, названная в силу этого «австрийской» школой.

Важнейшее место в теоретических построениях австрийской школы занимает субъективно-психологический метод исследования (последовательный и бескомпромиссный субъективизм). В противовес классической теории трудовой стоимости и марксистской теории прибавочной стоимости австрийцы выдвинули оригинальную теорию ценности. Согласно ей в основе цены товара лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительная стоимость или полезность самого товара. Цены зависят исключительно от субъективных оценок данной полезности (предельной полезности) участниками хозяйственного процесса. Предельная полезность – субъективная оценка каким-либо индивидуумом последней единицы наличного запаса определённого потребительского блага.

Другая особенность австрийской школы состоит в том, что её представители утверждали, что нет однозначно определяемой точки равновесной цены, а есть только интервал, в котором эта цена находится. Данное положение основано на утверждении об отсутствии непрерывных функций спроса и предложения в силу невозможности бесконечного деления благ. Отсюда следует вывод о невозможности применения в австрийской теории математических методов. Австрийский маржинализм – чисто словесный, без формул и диаграмм, что объяснялось стремлением отразить некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично.  

Существует и иная черта австрийского маржинализма, в которой выражается стремление к реалистичному анализу: рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Австрийцы рассматривали не столько оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс и уделяли большое внимание фактору времени в экономике.

Основателем австрийской школы считается профессор Венского университета К.Менгер. Его идеи были развиты Ф.Визером, который также являлся профессором Венского университета, и профессором того же университета, президентом Австрийской академии наук и министром финансов Е. фон Бём-Баверком.

 

2.1. К.Менгер: теория предельной полезности

Карл Менгер (1840 – 1921) первым рассмотрел влияние предельной полезности на процесс ценообразования, первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость полезности от редкости товаров и интенсивности их потребления.

Все экономические блага, по К.Менгеру, обладают ценностью. Ценность же придаёт благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следовательно, ценность имеет чисто субъективный характер: «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует». Данное определение ценности стало общей исходной позицией «австрийской» школы.

Величина субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного  и объективного.

Субъективный фактор отражает зависимость ценности блага от того, какое место в иерархии занимает потребность, которую можно удовлетворить с помощью этого блага. Из зависимости следует, что чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом  данного блага и предельная полезность последнего (и наоборот).

Объективный фактор ставит в зависимость ценность блага от его количества (редкости). Объём запаса блага действует в прямо противоположном направлении: если он увеличивается, то при фиксированной интенсивности потребности предельная полезность блага снижается (и наоборот).

Следует отметить, что К.Менгер исходит из условия фиксированной величины предложения. В таких условиях ценность блага зависит исключительно от спроса, который, в свою очередь, изменяется под воздействием динамики предельной полезности блага. Это послужило основанием для формулирования принципа снижающейся полезности: полезность (потребительная стоимость) всех единиц однородного блага определяется наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица блага. Иными словами, К.Менгер полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы этого блага.

Принцип снижающейся предельной полезности иллюстрирует «таблица Менгера», где по столбцам расположены потребности в порядке убывания важности, а по строкам – «последовательные акты удовлетворения потребности».

2.2. Е.Бём-Баверк: теория субъективной и объективной предельной полезности

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851 – 1914) продолжил теорию предельной полезности К.Менгера. В попытке преодолеть противоречивость построений К.Менгера он стал различать субъективную и объективную предельную полезность.

Субъективная полезность, согласно Е.Бём-Баверку, является индивидуальной оценкой стоимости товара покупателем или продавцом. Верхняя (максимальная) граница цены товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за эту границу цена не может, так как в противном случае покупатель нарушит принцип максимального удовлетворения своих потребностей, что противоречит рациональному поведению субъекта согласно маржинальной концепции. Нижняя (минимальная) граница цены определяется субъективной оценкой полезности данного товара продавцом. В соответствии с тем же принципом рационального поведения субъекта цена  не может перейти и этот предел. Это означает, что рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной границ, а установится в результате столкновения и примирения обеих оценок (в результате торга).

На практике данная модель работает лишь в отношении покупателя, т.к. в реальной жизни он ограничен в назначении цены имеющимся у него объёмом денежных средств, который и устанавливает верхний предел цены. По отношению же к продавцу модель не совершенна, т.к. продавец (собственник товара) может сбывать на рынке товары, которые специально не предназначены для продажи, а являются излишками. Эти излишки не так ценны на продавца, а, следовательно, цены на них он может устанавливать ниже минимальной границы, что противоречит принципу рационального поведения.

Объективная ценность, по Е.Бём-Баверку, - это меновые пропорции (цены), которые формируются на рынке в результате конкуренции. Введение данного понятия поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения цен в денежном выражении. Поэтому Е.Бём-Баверком вводится понятие предельной полезности денег – сумма предельных полезностей товаров, которые можно приобрести на последнюю единицу денежного дохода. Это внесло новые противоречия в логичные рассуждения о стоимости товара.  

 

2.3. Ф.Визер: теория альтернативных издержек

Как уже говорилось, одним из основных положений австрийского маржинализма было положение о господстве сферы распределения над сферой производства. Однако австрийцам было очевидно, что не только фактор субъективной оценки блага потребителем влияет на установление цены. Очевидным являлся факт, что издержки производства не могут не закладываться в стоимость произведённого товара. Попытку «психологизировать» издержки, истолковать их с точки зрения маржинализма предпринял Фридрих Визер (1851 – 1926).

 Согласно Ф.Визеру ценность издержек определяется не ценами, уплачиваемыми за факторы производства, а полезностью этих факторов. Полезность факторов зависит от альтернативных возможностей их использования. Отсюда и название концепции Ф.Визера – «теории альтернативных издержек». Иными словами, использование ресурсов в одном направление исключает их использование в другом. Отказ от альтернативного использования необходимо компенсировать.

Теория упущенных возможностей основана на двух положения.

Во-первых, ресурсы, предназначенные для производства, всегда ограничены, поэтому, как было указано выше, они могут использоваться только альтернативно.

Во-вторых, согласно положениям «австрийской школы» средства производства нужны не сами по себе, а для создания конечной продукции. Это «промежуточный» товар, спрос на который зависит от спроса на продукты конечного использования. Здесь Ф.Визер указывает, что все блага можно разделить на потребительские и производственные, относя к последним средства производства и труд. Покупатели не способны оценить полезность факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через оценку предельной полезности потребительских благ. Таким образом, не издержки производства придают ценность (стоимость) товарам, а наоборот, издержки приобретают ценность от созданных с их участием товаров. В этом положении вновь отражается первичность сферы потребления, что соответствовало теории маржинализма.

Перенося свою теорию на практику, Ф.Визер указывал, что каждый предприниматель стремится найти такую комбинацию факторов, которая обеспечит ему минимум издержек и максимум результата. В итоге ресурсы всего общества распределяются оптимально, а цены устанавливаются на уровне, соответствующему спросу и предложению. Данный постулат получил название закона издержек Визера. Его суть: ценность производительных средств, принимающих форму издержек, определяется не величиной затрат на их производство, а ценностью продукта, который будет изготовлен с использованием этих средств.

Хотя теория альтернативных издержек и не решает проблемы распределения издержек между факторами производства, но она затрагивает действующий принцип оптимального распределения ресурсов в соответствии с предельной полезностью факторов производства.

Основным недостатком теоретических построений «австрийской» школы при определении ценности (стоимости) было полное абстрагирование от производства, его затрат, оказывающих не менее решающее влияние, нежели процесс обмена, на формирование цены. Поэтому «австрийская» школа не смогла создать теоретическую модель ценообразования, которая бы адекватно отражала закономерности реальных рыночных отношений. Но, с другой стороны, проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязей полезности и стоимости прочно вошли в сферу экономической науки именно благодаря австрийцам.

 

3. Теория стоимости «кембриджской» школы маржинализма. А.Маршалл

Профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл (1842 – 1924) был представителем второго этапа «маржиналистской революции». В этот период происходит смена названия экономической науки и отказ от термина «политическая экономия». А.Маршалл вводит новое название – «экономикс», отражавшее переход маржиналистов к исследованию экономики вне социальных форм, т.е. к «чистой» экономике.

Происходит и отказ от понятия «стоимость» и полный переход к анализу рыночной цены и механизмов её установления. А.Маршалл поставил задачу создать синтетическую теорию стоимости на основе различных, зачастую противоположных концепций, обобщил положения пострикардианской школы политической экономии и  австрийской школы маржинализма. В результате его теория цены, названная «крест Маршалла», разрешила спор между двумя альтернативными теориями стоимости – теорией предельной полезности и теорией издержек.

А.Маршалл в целом принимал методологическую систему маржинализма, в особенности её нейтральный подход к предмету исследования. В то же время он обоснованно критиковал позицию австрийской школы по вопросу примата субъективных оценок предельной полезности в анализе процесса ценообразования, отводя последним место одного из влияющих на спрос факторов. Одновременно он выступал против классической теории трудовой стоимости. Подобная позиция привела к отрицанию одного из ведущих методов анализа – причинно-следственного. Взамен А.Маршалл предложил свой аналитический, функциональный метод, получившего в дальнейшем название метода частичного равновесия. Согласно этому методу, в каждой отдельной ситуации исследователь должен принимать постоянными все элементы, кроме одного, который анализируется. Благодаря А.Маршаллу начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими  явлениями, что позволило решать практические задачи.

Центральное место в творчестве А.Маршалла и всей «кембриджской» школы занимает изучение рыночного механизма ценообразования. Исходным пунктом теории ценообразования А.Маршалл считал, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В итоге, цена на товар устанавливается в результате согласования цены спроса и цены предложения.

Цена спроса определяется в теории А.Маршалла предельной полезностью, но в отличие от «австрийской» школы он абстрагируется от психологической, субъективной оценки этой полезности. Спрос, по А.Маршаллу, зависит от цены товара и количества денег, которым располагает человек для его покупки. Это положение позволило сформулировать «общий закон спроса», устанавливающий обратную зависимость между ценой и спросом.

Развивая теорию цены спроса, А.Маршалл создаёт концепцию эластичности спроса, которая вскрывает функциональную зависимость спроса от изменения цены.

Цена предложения, по А.Маршаллу, определяется предельными издержками производства. Понятие издержек производства А.Маршалл трактует с теоретической и прикладной позиций.

Издержки производства в теоретической концепции имеют психологическое содержание и  определяются суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. А.Маршалл полагал, что в процессе производства и рабочий и работодатель приносят жертвы. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми условиями; жертвой работодателя – отложенные удовольствия от личного потребления капитала или необходимость их ожидания. Исходя из этих рассуждений, А.Маршалл делает вывод, что цена предложения конкретного товара должна обеспечивать компенсацию отрицательных ощущений субъектов производства, и, таким образом, цена предложения включает в себя заработную плату и предпринимательский доход.

Но настоящим достижением прикладного характера стали исследования А.Маршалла, посвящённые выявлению динамики издержек производства в зависимости от изменения объема производства на микроэкономическом уровне. А.Маршалл предложил три возможные модели динамики издержек. Согласно первой модели, существуют отрасли, где предельные издержки, а, следовательно, и цена предложения, не зависят от объёма производства (закон постоянной производительности). Согласно второй модели, есть отрасли, в которых с увеличением объёма производства предельные издержки при создании дополнительной единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи). И наконец, согласно  третьей модели, есть отрасли, где по мере расширения производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно рост цен предложения. Таким образом, А.Маршалл включил в теорию ценообразования положение о зависимости цены предложения от издержек производства.

Как уже отмечалось, А.Маршалл в своём анализе широко использовал математические методы, но наибольшее предпочтение среди этих методов отводил графическому. Так, спрос и предложение тоже имеют графическую иллюстрацию: кривая спроса – нисходящая кривая, предложения - восходящая. В точке пресечения этих кривых устанавливается равновесная рыночная цена. Но, в то же время, А.Маршалл указывал, что понятие «равновесная цена» имеет смысл только применительно к определённому периоду времени. Исследование фактора времени в ценообразовании стало его важным вкладом в экономическую теорию.

В краткосрочном периоде приоритет ценообразующего фактора получает спрос, т.к. предложение не имеет возможности приспособиться к изменению спроса. В данном периоде любое повышение спроса ведёт к росту цены. Предприниматель в этом случае получает временный дополнительный доход (квазиренту), который уже может использовать для изменения условий производства.

Наступает долгосрочный период, где роль ценообразующего фактора приобретает предложение и связанные с ним издержки производства.

Предложенный А.Маршаллом механизм ценообразования более сбалансирован, нежели концепция «австрийской школы». Анализ фактора времени, влияния издержек производства на цену оказал существенное влияние на последующее развитие экономической науки. Именно теории А.Маршалла положили начало новому направлению в экономической мысли, получившее в дальнейшем название неоклассического направления.

 

Заключение

 

Итак, маржинализм, оформившись в качестве самостоятельного течения во второй половине XIX века, был основан на новых методологических принципах, сконструировал целостную теоретическую систему, которая охватывает все разделы экономической науки.

Несмотря на некоторое несовершенство теоретических построений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочисленных последующих исследований рынка и ценообразования. Проблемы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов рынка и многие другие прочно вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.

Развитие маржинализма характеризовалось возникновением его основных школ: «австрийской» и кембриджской».

Идеи «австрийской школы», сформулированные К.Менгером, Е.Бём-Баверком и Ф.Визером, получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост иных школ маржинализма, в том числе «кембриджской» школы, ярким представителем которой был А.Маршалл. Введённые «кембриджской» школой в научный оборот концепции цены, спроса, предложения и издержек производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используются и модифицируются разработанные А.Маршаллом теории.

Идеи маржинализма господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х годов XX века. Только возникновение кейнсианства заметно ослабило его влияние.

 

Список литературы

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 478 с.
  2. Биншток Ф.И. История экономических учений: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: РИОР, 2008. – 192 с.
  3. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 784 с. – (Высшее образование).
  4. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Авадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391 с.
  5. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 271 с. – (Высшее образование).
  6. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480 с. – (Высшее образование).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

-1
Размер: 20.13K
Скачано: 277
Скачать бесплатно
22.04.15 в 17:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе