Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по информатике »

Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Роль информационного ресурса в развитии современного общества [30.09.10]

Тема: Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Раздел: Бесплатные рефераты по информатике

Тип: Курсовая работа | Размер: 227.59K | Скачано: 367 | Добавлен 30.09.10 в 13:47 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Оглавление

Введение 3

1. Теоретическая часть. 5

1.1. Понятие информационных ресурсов. 5

1.2. Виды и классификация информационных ресурсов. 9

1.3. Роль информационных ресурсов и информационных услуг. 12

Заключение 15

2. Практическая часть 16

2. 1. Общая характеристика задачи 16

2.2. Алгоритм решения задачи 18

Список использованной литературы 22

 

Введение

Информатика – наука о средствах, методах и способах получения, хранения, передачи, отображения и обработки информации. Понятие информационного ресурса является основополагающим понятием информатики.

Ресурс – это запас или источник средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые. В дополнение к этому,  одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем  значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельства этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Тема работы «Роль информационного ресурса в современном обществе» очень актуальна в наше время. Вообще говоря, роль информатики в развитии общества огромна. Появление ЭВМ – универсальные машины для обработки информации означало революцию в области информационных технологий. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального ресурса, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Прогрессивное  увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных статей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества в производстве, науке, образовании, медицине.

Объектом данной работы является информационный ресурс. Предмет: роль информационного ресурса в развитии современного общества.

Для рассмотрения данной темы необходимо изучить понятие информационного ресурса, его виды и, что самое главное, это сделать вывод о том, что все-таки какую роль играет информация в нашей жизни, а следовательно и в современном обществе.

В практической части нужно решить задачу при помощи MS Excel: построить таблицы по приведенным данным; провести вычисления, а результаты представить в табличном и графическом видах; организовать межтабличные связи.

При выполнении курсовой работы я использовала ПК с процессором Intel® Core™ 2 Duo CPU T8100, операционной системой Windows Vista Ultimate Service Pack 2, пакет программ Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word и табличный вычисления в среде Microsoft Excel.

 

1. Теоретическая часть.

1.1.  Понятие информационных ресурсов.

Существуют различные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Вместе с тем, данное определение сильно сужает понятие которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, трудовым, финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (израсходованные финансы, сожженное топливо), а информационный ресурс остается «несжимаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Информационные ресурсы служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.

Информационный продукт – результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений). Он также фиксируется на материальных носителях (документах, базах данных и т.п.)

Для существования и распространения информации должна иметь материальный носитель, без которого она не может передаваться, обрабатываться и восприниматься. Под материальным носителем понимается материальный объект или среда, которые служат для представления и передачи информации (бумага, магнитный или лазерный диск, электромагнитное поле и т.д.)

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующая самостоятельно в природных условиях. Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности. Она базируется на уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. [ 5]

Информация об объектах, событиях и процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Сообщение – информационное отражение реальных событий в символьной, графической или мультимедийной форме. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными. В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажный документ, магнитные диски). Для того, чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должен быть выполнен ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений  или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формированных средств. Данные отражают факты в той последовательности, в которой они появляются, поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратится в информацию. Под информацией понимается результат обработки данных, адресованный конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений. Можно воспользоваться и наиболее общим понятием: под информацией понимаются сведения об объектах и процессах в окружающей среде, которые снижают неопределенность и позволяют адекватно реагировать на происходящее.

Не существует четкой границы между понятием «данные» и «информация», так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т.е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны.

Соотношение между данными и информацией следующее: данные – некоторая форма существования информации,  а информация – полезное содержание данных. Извлечение информации из данных происходит в соответствии с потребностями, зависящими от целей управления. Информация имеет смысл только в приложении к конкретному человеку.

Следующим важным понятием, которое используется совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие «знания». Знания – проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являютя неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств.

Соотношение между знаниями информацией такое же, как и между данными и информацией. Данные и знания всегда первичны, а информация – вторична. Также как и данные, знания в большинстве случаев должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для принятия решения. [2, 16]

Исходя из этого, существует база данных и база знаний.

База данных – это структурированная совокупность взаимосвязанных данных.

База знаний – это база данных, содержащая знания.

Таким образом, подводя итог, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний.  

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

 

1.2. Виды и классификация информационных ресурсов.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1. Средства массовой информации.  К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, «Вести» и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда  на сайте.

2. Электронные библиотеки. Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3. Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных – это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов данных – это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип – это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4. Сайты. Корпоративный сайт – это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе; контактную информацию.

В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайты, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило на сайте можно познакомится с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессионально, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено огромное количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5. Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронными почтовыми ящиками, блогом (а также познакомится с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами.

Информационный портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.

И еще в этом пункте я хочу рассмотреть классификация информационный ресурсов, которая представлена ниже:

Информационные ресурсы:

1. Библиотечные ресурсы

2. Архивные ресурсы

3. Научно-технические ресурсы

4. Правовые ресурсы

5. Информация государственных (властных) структур

6. Отраслевая информация

7. Финансовая и экономическая информация

8. Информация о природных ресурсах

9. Информация предприятий и учреждений

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существует специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные издания, патентные службы. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексов, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и ной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования.

 

1.3. Роль информационных ресурсов и информационных услуг.

Вообще говоря, роль информатики в развитии общества огромна. А прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества в производстве, науке, образовании и медицине.

Но вообще в своей работе я хотела бы рассмотреть роль средств массовой информации на общество и роль информационных услуг в настоящее время.

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение и радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи  в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитие средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает современный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средств массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками, создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние  на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

С момента наступления Информационной эры начался процесс развития ее технологий, коренным образом изменяя не только жизнь человека, но и его сущность. Интернет уверенно завоевывает себе право быть общепризнанным средством массовой коммуникации (СМИ) и оказывает постепенно возрастающее влияние на формирование мировоззрений общества. Общество, как организм, формирует новые стереотипы общественного сознания. Интернет приобрел роль не только всемирного хранилища информации, но и превратился в средство горизонтальной (неиерархической) массовой коммуникации.

Для представителя современного общества каждое СМИ выполняет одновременно несколько функций – информирование, просвещение, развлечение, а так же разъяснение правовых норм и прав человека и народов, а также ведение информационного диалога с идеологическими оппонентами.

Я думаю, что, несмотря на то, что телевидение по-прежнему является наиболее популярным СМИ, все больше людей стали уделять ему меньше времени, так как пользуются Интернетом.

В условиях существования нового информационного общества Интернет-технологии являются неотъемлемой частью нашего бытия. Феномен Интернет играет одну из основополагающих ролей развития индивидуализированного человека  при постоянном поддержании коммуникации с окружающим миром. Информационная революция привела к тому, что глобальной компьютерной сети Интернет принадлежит особое место в информатизации общества. Интернет – это удобный и доступный источник информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного опыта человечества.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту  исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т.п. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

 

Заключение

В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс.

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Следует отметить следующее, что само понятие информационного ресурса сформировалось не так давно, в начале 80-х годов, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна. Информационные ресурсы значительно облегчают нашу жизнь.

 

2. Практическая часть

2. 1. Общая характеристика задачи

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей  хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 1. и 2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис. 2), и в графическом виде.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.

4. Сформировать и заполнить форм калькуляции стоимости (рис. 3.)

Расход продуктов

Компоненты

 выпечки

Стоимость изготовления

1 кг компонента, руб.

Бисквит

15,00

Тесто песочное

7,00

Крем сливочный

25,00

Крем масляный

23,00

Глазурь

12,00

Рис. 1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

Стоимость выпечных изделий

Изделие

Состав

Количество компонента в изделии, кг

Стоимость изготовления

1 кг компо-нента, руб.

Стоимость компонента в изделии, руб.

Пирожное бисквитно-кремовое

Бисквит

0,30

15,00

 

Крем масляный

0,10

15,00

 

Глазурь

0,05

15,00

 

Пирожное песочное со сливочным кремом

Тесто

песочное

 

0,20

 

12,00

 

Крем сливочный

 

0,10

 

25,00

 

Рис. 2. Расчет стоимости выпечных изделий

 

Хлебозавод «Колобок»                                           

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

 

Калькуляция стоимости выпечных изделий

 

Изделие

Состав

Стоимость

компонента в изделии, руб.

Пирожное бисквитно-кремовое

Бисквит

 

Глазурь

 

Крем масляный

 

ВСЕГО                             

 

Пирожное песочное со сливочным кремом

Тесто песочное

 

Крем сливочный

 

ВСЕГО

 

 

            Бухгалтер ______________________

 

Рис. 3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

 

2.2. Алгоритм решения задачи смотрите в файле

 

Список использованной литературы

  1. А.Н.Гуда. (2009). Информатика: общий курс. Ростов-на-Дону: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко".
  2. Б.Е.Одинцова, п. (2008). Информатика в экономике.
  3. В.А.Каймин. (2008). Информатика. ИНФРА-М.
  4. В.В.Евсюков. (2003). Экономическая информатика. Тула: Издательство "Гриф и К".
  5. Информационные ресурсы: определение, классификация, развитие. (б.д.). Получено 10 03 2010 r., из http://www.realib.ru/links/0
  6. Информационный ресурс. (б.д.). Получено 29 02 2010 r., из http:www.dvags.ru/uk/1.3.html
  7. Понятие информационного ресурса. (б.д.). Получено 29 02 2010 r., из http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-17.html
  8. Роль средств массовой информации. (б.д.). Получено 29 02 2010 r., из http://synopsis.kubsu.ru/informatic/operator/lecture/themel_2.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 227.59K
Скачано: 367
Скачать бесплатно
30.09.10 в 13:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе