Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по информатике »

Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Роль информационного ресурса в развитии современного общества [09.10.12]

Тема: Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Раздел: Бесплатные рефераты по информатике

Тип: Курсовая работа | Размер: 1.13M | Скачано: 373 | Добавлен 09.10.12 в 20:15 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2012


Содержание

Введение 2

1. Теоретическая часть 3

Введение 3

1.1. Информация. Роль и значение информационных революций 4

1.2. Информационные ресурсы 6

1.3. Информационное общество 8

1.4. Роль информатизации в развитии общества 9

1.5. Информационная культура в информационном обществе 14

Заключение 15

2. Практическая часть 16

2.1. Общая характеристика задачи 16

2.2. Описание алгоритма решения задачи 18

Список использованной литературы 24

 

Введение

Информатизация обеспечивает переход общества от индустриального этапа развития к информационному. Сегодня знание информационных процессов, происходящих в профессиональной деятельности, умение искать необходимую информацию, правильно ее использовать является необходимой составляющей информационной компетентности современного человека.

Тема курсовой работы «Роль информационного ресурса в развитии современного общества» очень актуальна, так как в процессе информатизации общества происходит проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и связанные с принятием ответственных решений. При этом уже сейчас информационные технологии оказывают решающее воздействие на многие сферы деятельности людей и общество в целом.

Для раскрытия темы работы необходимо рассмотреть основные понятия, используемые при изучении информационного ресурса, его виды, сделать вывод о том, какую роль играет информация в нашей жизни, а, следовательно, и в современном обществе.

В практической части необходимо решить экономическую задачу на ПК, а именно: построить таблицы по приведенным данным, сделать вычисления и результаты вычислений представить в виде таблиц и в графическом виде, организовать межтабличные связи, сформировать и заполнить итоговый документ.

Курсовая работа выполнена на ПК с процессором Intel Centrino, с операционной системой Microsoft Windows Vista. Для оформления теоретической и практической частей курсовой работы использован пакет программ Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word и табличный процессор Microsoft Excel.

 

1. Теоретическая часть

Ведение

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это США.

В большинстве развитых стран понимают, что отставание в области информационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Многие страны имеют национальные программы  информатизации с учетом местных особенностей и условий.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями.

 

1.1. Информация. Роль и значение информационных революций

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с накоплением и обработкой информации, которую он получает из окружающего мира при помощи органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Имеется множество определений понятия информации – от общего философского:

«Первоначально смысл слова «информация» (от лат. informatio – разъяснение, изложение) трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению: «знания, сведения, сообщения, известия, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом». Затем смысл этого слова начал расширяться и обобщаться». [2, с. 9]

Информация не является ни материей, ни энергией, в отличие от которых  может возникать и исчезать. Информация может поступать непрерывно или дискретно, т.е. в виде последовательности отдельных сигналов.

Информация имеет определенные функции в обществе:

Информации присущи определенные свойства:

Без информации не может существовать жизнь в любой форме и не могут функционировать созданные человеком любые информационные системы.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационых революций – преобразований общественной отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Первая революция связана с изобретением письменности и появлением возможности передачи знаний от поколения к поколению. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, изменившего индустриальное общество, культуру. Третья (конец  XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились радио, телефон, телеграф, позволявшие оперативно передавать информацию на различные расстояния и накапливать ее. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессора и появлением персонального компьютера. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

 

1.2. Информационные ресурсы

Ресурс – запасы, источники чего-либо.

Определение информационных ресурсов было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», а именно: информационные ресурсы   -  отдельные  документы  и  отдельные массивы   документов,   документы   и   массивы    документов    в информационных  системах  (библиотеках,  архивах,  фондах,  банках данных, других информационных системах). [6]

Иными словами информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

В отличие от других видов ресурсов (материальных, природных и т.д.), информационные ресурсы практически неисчерпаемы: по мере развития общества и роста потребления информации их запасы не исчезают, а наоборот – растут. В процессе применения они постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.

Информационные ресурсы бывают:

Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к обширным информационным ресурсам. В настоящее время наряду с глобальной сетью Internet существуют следующие виды информационных ресурсов:

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и т.д.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Политика государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения задач социально-экономического развития страны.

 

1.3. Информационное общество

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества – общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущая сила такого общества - производство информационного, а не материального продукта.

Основные черты информационного общества:

Помимо положительных моментов существуют и опасные тенденции:

 

1.4. Роль информатизации в развитии общества

Особенностью современного этапа развития общества является переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, называют информатизацией.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине ХХ в. Известно, что общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. В мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса, называемого информатизацией.

Неизбежность информатизации обусловлена резким возрастанием роли и значения информатизации. Для нормального функционирования организации любого масштаба уже не достаточно только традиционных для индустриального общества ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, энергетических), необходимо знать, как наиболее эффективно эти ресурсы использовать, иметь информацию о технологиях. Поэтому существенным ресурсом стала информация, которая приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с дальнейшим развитием современного социально-экономического явления информатизации и глобальным переходом человечества от индустриального к информационному типу общественно-экономического устройства. Такой тип экономики характеризуется рядом принципиально новых моментов:

Информация обладает ценным специфическим свойством – в процессе использования она не расходуется, расширение ее потребления практически не имеет ограничений. Еще одной важной особенностью информации является ее высокая ресурсосберегающая способность: широкое применение современной информационной техники создает решающие предпосылки для того, чтобы ресурсы информации могли замещать в различных сферах деятельности и подразделениях предприятий живой труд, энергию и средства производства путем использования компьютерных экономико-математических моделей, способствующих оптимизации процессов планирования, управления и производства.

В промышленном производстве информация используется в виде результатов научных разработок по совершенствованию основных фондов и предметов труда, знаний и навыков производственного персонала. Автоматизация управления технологическими процессами приводит:

Автоматизация финансово-экономической деятельности предприятия приводит:

Так, например, в машиностроении время проектирования новой модели изделия составляет от нескольких месяцев до нескольких лет и является критическим параметром. Применение информационных систем позволяет сократить длительность проектирования практически вдвое. 

В области управления персоналом на основе автоматизации решаются задачи:

Комплекс знаний, умений, навыков каждого сотрудника является основным ресурсом каждого предприятия. Использование информационных систем приносит существенный вклад в рост эффективности предприятия, обеспечивая возможность измерения и оценки кадрового ресурса в целях его наилучшего использования. Автоматизированная система позволяет вести совокупную информацию по выявлению, оценке и анализу всех профессиональных свойств сотрудников и открывает доступ к ней руководителям подразделений. Руководитель любого отдела, подразделения может оперативно участвовать в процедурах назначения сотрудников, планирования и развития, оценки и аттестации. Автоматизация рутинных процессов высвобождает время работников кадровой службы, позволяя им сосредоточиться на вопросах управления персоналом: анализа эффективности найма, обучения, перемещения сотрудников, планирования их развития в соответствии с потребностями предприятия, расчет упущенной прибыли.

В настоящее время во всем мире значительно повышаются требования к скорости предоставления информации. Например, задержка в получении информации на один день обходится такой фирме, как «General Electric» (производитель электротехнического, медицинского оборудования, бытовой техники и др.) в 1 млн. дол. Все это делает неизбежным увеличение затрат на добывание и использование информации, на всемирное развитие структур экономического шпионажа. Развитые страны мира (США, Германия, Япония) перенесли акцент разведывательной деятельности с военно-политической в область глобального бизнеса с целью сбора сведений в интересах своих корпораций для обеспечения их преимущества на мировом рынке. 

В настоящее время для России подобная ситуация также характерна. Зарубежный капитал старается активно контролировать наукоемкие области производства через различные фонды поддержки научных исследований, консультативные советы, а также путем создания небольших акционерных обществ закрытого типа с участием интересующих их российских предприятий, при этом имея официальный доступ к служебной конфиденциальной информации.

Итак, роль информации как специфического ресурса современной эпохи рыночной конкуренции быстро возрастает. Информационный ресурс все более активно используется в производственной практике для повышения эффективности факторов экономического роста предприятия.   

 

1.5. Информационная культура в информационном обществе

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Другими словами основой информатизации общества должна стать информационная культура пользователей, которая должна быть сформирована в короткие сроки.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. [4 стр. 21]

 Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (математика, кибернетика, информатика).

В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с детства.

 

Заключение

При написании курсовой работы  изучены информационные ресурсы и их роль в развитии современного общества, в результате можно сделать следующие выводы.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

В период перехода общества от индустриального к информационному основой развития являются информационные ресурсы, в том числе средства их обработки и доставки потребителю (пользователю).

Информационные ресурсы практически неисчерпаемы: по мере развития общества и роста потребления информации их запасы не исчезают, а наоборот – растут, т.к. современное общество постоянно совершенствуется, познает новые грани мира, развивает науку и технику.

Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна. Информационные ресурсы значительно облегчают нашу жизнь.

 

2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика задачи

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 1 и рис. 2.

  1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 1, 2, 3).
  2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис. 2), и в графическом виде.
  3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.
  4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис.3).

Таблица № 1

Расход продуктов

Компоненты
выпечки

Стоимость изготовления
1 кг компонента, руб.

Бисквит

15,00

Тесто песочное

7,00

Крем сливочный

25,00

Крем масляный

23,00

Глазурь

12,00

Рис. 1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

Таблица № 2

Стоимость выпечных изделий

 

Изделие

Состав

Количество
компонента
в изделии, кг.

Стоимость
изготовления
1 кг компонента, руб.

Стоимость
компонента
в изделии, руб.

Пирожное
бисквитно-кремовое

Бисквит

0,30

15,00

 

Крем масляный

0,10

15,00

 

Глазурь

0,05

15,00

 

Пирожное песочное
со сливочным кремом

Тесто песочное

0,20

12,00

 

Крем сливочный

0,10

25,00

 

Рис. 2. Расчет стоимости выпечных изделий

Таблица № 3

 

Хлебозавод "Колобок"

 

 

 

 

 

 

 

Расчетный период

 

 

 

 

 

с

по

 

 

 

 

 

__.__.20__

__.__.20__

 

 

 

Калькуляция стоимости выпечных изделий

 

 

 

Изделие

Состав

Стоимость
компонента
в изделии, руб.

 

 

 

 

Пирожное
бисквитно-кремовое

Бисквит

 

 

 

 

 

Крем масляный

 

 

 

 

 

Глазурь

 

 

 

 

 

                                Всего

 

 

 

 

 

Пирожное песочное
со сливочным кремом

Тесто песочное

 

 

 

 

 

Крем сливочный

 

 

 

 

 

           Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бухгалтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

 

2.2. Описание алгоритма решения задачи смотрите в файле

 

Список использованной литературы

  1. Информатика. Программа. Лабораторный практикум для студентов II курса всех специальностей / ВЗФЭИ. Москва: Экономическое образование, 2006. 94 с.
  2. Информатика: базовый курс / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. - 574 с.
  3. Информатика: Учебное пособие. Е.Л. Жукова, Е.Г. Бурда. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 272 с.
  4. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с.
  5. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика. А.И. Ракитов – М.: Проблема информации, 1993. – 90 с.
  6. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24 «Об информации, информатизации и защите информации».
  7. PC для пользователя. В.Э. Фигурнов. - Издание 7-е. – М.: ИФРА-М, 1997. – 640 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 1.13M
Скачано: 373
Скачать бесплатно
09.10.12 в 20:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе