Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по информатике »
Тема: Роль информационного ресурса в развитии современного общества
Раздел: Бесплатные рефераты по информатике
Тип: Курсовая работа | Размер: 891.13K | Скачано: 386 | Добавлен 02.11.11 в 19:56 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Новороссийск 2010
Оглавление
Введение 3
1.Теоретическая часть 5
Введение 5
1.1. Понятие информационного ресурса 5
1.2. Формирование и использование информационных ресурсов 7
1.3. Роль информационных ресурсов в современном обществе 10
Заключение 14
2. Практическая часть 15
2.1. Общая характеристика задачи 15
2.2. Описание алгоритма решения задачи 17
Список использованной литературы 22
Введение
Особенностью современного этапа развития общества является переход от индустриального к информационному обществу. При этом имеется ввиду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы – знаний.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Тема работы «Роль информационного ресурса в развитии современного общества» весьма актуальна, т.к. информация – очень важный элемент любой эпохи, тем более XXI века, потому и лозунг современности гласит «кто владеет информацией, тот владеет миром».
Целью курсовой работы является исследование современных информационных ресурсов общества. Для этого необходимо определить, что такое информационные ресурсы, изучить их формирование и использование; определить роль информационных ресурсов в современном обществе.
В практической части необходимо решить задачу в MS Excel по формированию формы калькуляции стоимости выпечных изделий, производимых хлебозаводом «Колобок». А именно построить таблицы по приведённым данным, сделать вычисления и результаты вычислений представить в виде таблицы и в графическом виде, организовать межтабличные связи, сформировать и заполнить выходной документ.
При выполнении данной курсовой работы использовался ПК с процессором Intel Pentium Dual CPU 2,21 ГГц и 2,00 ГБ ОЗУ, с операционной системой Microsoft Windows XP Professional версия 2002 Service Pack3. Для оформления теоретической и практической части использовался пакет прикладных программ Microsoft Office 2007: текстовый редактор Microsoft Word и табличный процессор Microsoft Excel.
1. Теоретическая часть
Введение
Основным предметом труда до ХХ века являлись материальные объекты. Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце ХХ века впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «информационные ресурсы», которое вскоре стало новой экономической категорией [1,с. 19].
1.1. Понятие информационного ресурса
Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.
В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д.
Т.е. информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике. Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать [2, с. 27].
Разные источники дают разное понятие информационных ресурсов, однако, в Федеральном законе от 20.02.1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы - "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" [3,с.240].
Следует понимать, что документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, определение информационных ресурсов может звучать и так: "знания, подготовленные людьми для социального и экономического использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе". Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, документов и т.д.
Информационные ресурсы характеризуются:
Основной особенностью информационных ресурсов является то, что в отличие от других видов ресурсов (материальных, природных и прочих) они практически неисчерпаемы; по мере развития общества и роста потребления информации их запасы не убывают, а растут. В процессе применения информационные ресурсы постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.
1.2. Формирование и использование информационных ресурсов
Для формирования и использования информационных ресурсов необходимо создание единого информационного пространства. Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Эффективное формирование и использование информационных ресурсов возможно только в хорошо структурированном информационном пространстве при наличии достаточных для поиска сведений о составе, содержании и размещении доступных информационных ресурсов.
Без подробных сведений невозможно организовать управление этими ресурсами и в целом информационной деятельностью.
Информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям [5, с.12].
Информационные ресурсы являются объектами права собственности. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Российская Федерация и субъекты РФ являются собственниками информационных ресурсов создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также полученных путем иных установленных законом способов. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ; информационные ресурсы субъектов РФ [3, с. 240].
К государственным информационным ресурсам относятся:
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, которые в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Как показывает международная практика, негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это, прежде всего, финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации [7, с. 210-213].
Государственные и негосударственные информационные ресурсы должны образовать систему совместных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
Решение проблем использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность и целесообразность создания и эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень информатизации общества. Обеспечения доступа к информации для всех слоев общества, для всех граждан и организаций признается ключевой задачей информатизации и построения информационного общества, как на международном, так и на национальном уровне.
1.3. Роль информационных ресурсов в современном обществе
Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна ведь газеты, радио, телевидение, мобильная связь и, конечно, Интернет – они формируют наше представление о мире.
Информационные ресурсы значительно упрощают нашу жизнь, делают ее более мобильной, способствуют высокой эффективности, выполняемой нами работой; в общем, они являются хорошим помощником в современной жизни общества.
Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь поверхностное, приближенное представление о них.
Каталог информационных ресурсов Internet описывает основные подходы к поиску и использованию информации в различных предметных областях: законодательстве и трудоустройстве, иммиграции и общении, культуре и искусстве и т.д.
Сайты, посвященные деловой информации, занимают очень значительное место в Internet. Любая крупная поисковая система или электронный каталог имеет в своем составе множество разделов, посвященных экономическим новостям, электронной коммерции, информации о разнообразных компаниях и т.д.
Электронная почта является самым массовым средством электронных коммуникаций Internet, через нее можно получить доступ практически ко всем ресурсам Internet, а так же информационным ресурсам других сетей.
Важным в современном обществе является становление правового государства, поэтому возникла необходимость обеспечения юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Президенту РФ и Министерству юстиции РФ, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры РФ, которое контролирует сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.
Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся:
Т.к. информационные ресурсы все больше и больше укрепляют свои позиции в современном обществе, и без них человечество уже не представляет свое существование, встает вопрос о достоверности и защите информационных ресурсов.
Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
Заключение
В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.
Обобщая изученную тему можно сказать, что информационные ресурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач.
Перспективы развития информационных ресурсов огромны, т.к. современное общество постоянно совершенствуется, познает новые грани мира, развивает науку и технику.
2.Практическая часть
2.1.Общая характеристика задачи
Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпеченных изделий, приведены на рис. 1 и рис. 2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпеченных изделий (рис. 2), и в графическом виде.
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпеченных изделий.
4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 3).
Расход продуктов
Компоненты выпечки |
Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб. |
Бисквит |
15,00 |
Тесто песочное |
7,00 |
Крем сливочный |
25,00 |
Крем масляный |
23,00 |
Глазурь |
12,00 |
Рис. 1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий
Стоимость выпечных изделий
Изделие |
Состав |
Количество компонента в изделии, кг |
Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб. |
Стоимость компонента в изделии, руб. |
Пирожное бисквитно-кремовое |
Бисквит |
0,30 |
|
|
Крем масляный |
0,10 |
|
|
|
Глазурь |
0,05 |
|
|
|
Пирожное песочное со сливочным кремом |
Тесто песочное |
0,20 |
|
|
Крем сливочный |
0,10 |
|
|
2.2. Описание алгоритма решения задачи смотрите в файле
Список использованной литературы
1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник /Под ред. проф. В.В.Трофимова – М.: Высшее образование, 2006. – 480 с.
2. Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В, Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений – Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 560 с.
3. Большой юридический энциклопедический словарь. Под ред. Барихина А.Б. 2-е издание перераб. И доп. – М.: Книжный мир, 2008. – 792 с.
4. Информационные системы в экономике: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальностям экономики и управления /Под ред. Титоренко Г.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 463 с.
5. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные системы: учебное пособие для вузов – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 465 с.
6. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс: Учебник для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлениям «Информатика и вычислительная техника» /Акулов О.А., Медведев Н.В. – М.: Омега-Л, 2005. – 552 с.
7. Фридланд А.Я. Основные ресурсы информатики пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Астрель-АСТ Профиздат, 2005. – 283 с.
8. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика. – М.: Проблема информации, 1993. – 90 с.
9. Информатика в экономике: Учебное пособие /Под ред. проф. Одинцова Б.Е., проф. Романова А.Н. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 478 с.
10. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Word, Excel и другие офисные средства – М.: ОЛМА Медия Групп; ОЛМА ПРЕСС Экслибрис, 2008. – 416 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.