Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Предмет и задачи психологии делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.69K | Скачано: 260 | Добавлен 21.10.14 в 12:52 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Северный (Арктический) федеральный университет
Год и город: Архангельск 2013
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть
1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 4
2. Основные категории дисциплины «Деловое общение» 8
Практическая часть
Тест 11
Заключение 12
Список используемых источников.. 13
Введение
Деловое общение пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес. Общение с людьми - это наука и искусство. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы как специалистам, так и обществу в целом.
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалистов, не говоря уже о руководителях, которые могли бы успешно трудиться, не зная основ делового общения. Все это показывает в полной мере актуальность данной темы в современной жизни.
Важная особенность делового общения - строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером и т.д. Необходимо учитывать это и вести себя при деловом общении в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Порой люди в присутствии других сотрудников, посторенних лиц ведут себя фамильярно, забывают о служебной роли, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации. Целью данной контрольной работы является изучение психологии делового общения.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть основные проблемы дисциплины «Деловое общение»;
- Изучить основные категории данной дисциплины;
- Определить в чем заключается суть дисциплины «Деловое общение».
Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
Деловое общение - общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Оно включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Деловое общение может проявляться в различных формах. Это могут быть:
- деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
- деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
- публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия);
- собрания;
- пресс-конференции;
- деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
- собеседования (например, при приеме на работу);
- общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и т.д.
Таким образом, деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
В процессе делового общения его участники (официальные, должностные лица) могут преследовать свои цели: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.
Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации делового, управленческого общения на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности производства.
Для достижения продуктивных результатов делового общения следует придерживаться следующих принципов:
1. Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который требуется для выполнения порученной работы.
2. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Но это не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
4. Внимание к окружающим. Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Следует уважать мнение других, понимать, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Также необходимо прислушиваться к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество выполненной работы, необходимо дать понять человеку, что его мнение имеет значение. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным.
5. Внешний облик. Главный подход - вписаться в коллектив. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность. Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Рассмотрев, собственно, на каких принципах складывается деловое общение, необходимо обозначить проблемы, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. Среди них следует выделить:
Это означает умение анализировать собственные психические состояния, психологические особенности других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп и организаций. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.
Основные категории дисциплины «Деловое общение»
Важнейшим условием успешного делового общения является знание и понимание его категорий. К ним относятся понятия «Психология личности», «Психология общения» и, конечно же, «Психология рабочей группы».
Основной категорией среди них является «Психология личности».
«Психология личности» содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания данной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.
Знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Именно эти знания позволяют определить деловые отношения с конкретным человеком.
Другая важная психологическая категория - «психология общения».
Именно в процессе общения обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется его характер. Разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их ‑ социального становления, а также высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.
Но для высокого уровня общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Например, нужно учитывать, что в процессе общения между партнерами или коллегами по работе может возникнуть напряженность или конфликтная ситуация из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношения.
Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения: деловой разговор, беседа, обсуждения, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.
«Психология рабочей группы» - также важнейшая категория психологии и этики делового общения.
Коллектив, каковым и является, по сути, рабочая группа, потенциально -мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в рабочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные вследствие нечёткого распределения обязанностей и неправильного руководства конфликты на межличностном уровне.
Основа успеха любой современной коллективной деятельности -отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определённых предпосылок. В качестве предпосылок кооперативной взаимозависимости выделяются:
- свобода и открытость информационного обмена;
- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающее взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.
Современный деловой человек должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании. Активность делового человека проявляется в организованности, упорядоченности.
Тест
Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:
Ответ: А
Предметом дисциплины «Деловое общение» является закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров.
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела, создающих условия для сотрудничества людей.
Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп определяют предмет социальной психологии, которая взаимосвязана с деловым общением. А под развитием высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах понимается как социогенез.
Заключение
В данной контрольной работе были рассмотрены основные проблемы и основные категории дисциплины «Деловое общение».
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества.
Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
Понимание дисциплины «Деловое общение» с психологической стороны помогает нам осмыслить, как психологические качества личности, так и психологические характеристики межличностного общения деловых людей, что позволяет нам самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Список используемых источников
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.