Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение»

Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение» [15.10.13]

Тема: Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение»

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 55.21K | Скачано: 283 | Добавлен 15.10.13 в 23:00 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2012


Содержание

1. Предмет изучения социальной психологии и делового общения 3

2. Основные функции дисциплины «Деловое общение» 10

3. Тест 12

4. Список используемой литературы 13

 

Предмет изучения социальной психологии и дело­вого общения.

Человеческое общение — многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой и другими науками.

С точки зрения этики, общение — это одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, говоря словами К. Маркса, "индивиды как физически, так и духовно творят друг друга..." В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, но и вырабатывают взаимопонимание, совместные решения.

В социально-психологическом плане общение—это одновременно и обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, это и обращение индивида к самому себе, к собственной душе, совести, мечтам. Это процесс воспитания и самовоспитания, форма творчества, помогающая выявлять и развивать лучшие стороны личности.

В раскрытии сущности "делового" общения, то есть общения в сфере производства, обычно выделяются три наиболее общие категории: отношения, отражения, деятельность (деньги). Эффективность делового общения, прежде всего, определяется деятельностью индивидов. Эта деятельность имеет общественно значимый эквивалент, который, в конечном счете, может измеряться, в том числе и таким ценностным показателем, как деньги. В управлении все элементы общения важны: и "отношения", и "отражение", но главное — безусловно "деятельность".

Деловое общение – общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и так далее.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться в различных формах:

Таким образом, деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта (при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту; формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого).

Предметом делового общения является дело.

Дело всегда является предметом делового общения, которое служит для организации и оптимизации, повышения эффективности того или иного вида предметной деятельности.

Содержание делового общения – социально-значимая совместная деятельность людей, предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации.

Предметом дисциплины «Деловое общение» являются психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых груп.

Основой науки делового общения является – психология. Психология включает в свою структуру две крупных отрасли:

- общая психология, которая изучает различные психические процессы (память, мышление, воображение) и их различные психические свойства (темперамент, способности);

- социальная психология, которая изучает проблемы социальных отношений, и которую даже выделяют в отдельном междисциплинарном процессе.

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы. (Определение В. Г. Крысько)

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой)

Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свой объект, предмет и  задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и так далее.

Основополагающей и  методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях) – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия  "психология нации",  "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология.

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время, как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальной психологии,  изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах носит название психологии малой группы.

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают,  обычно называют массовидными,  а поведение в них людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов,  психологию массовых  коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations,  и другое. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов в  социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные). 

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные.

И, наконец, по степени осознанности  социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»

Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

Если же посмотреть еще глубже, то их связывает не просто общение, а взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности, создающее условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. При таком взаимодействии решаются не только цели общества, но и личные цели человека, такие как: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности; стремление к повышению своего жизненного уровня; стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля; стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Однако нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные дня себя и одновременно для других людей социальные условия. В противном случае человек ставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества.

 

Основные функции дисципли­ны «Деловое общение».

Методологический фундамент и рамки предметной области науки «деловое общение» определяет и ее социальные функции. Важнейшая их них — гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения.

Будучи тесно связано с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов.

В деловых ситуациях крайне важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, психологического воздействия и доминирующего поведения. Поэтому науке «деловое общение» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия.

Прогностическая функция проявляется и в разработке практических рекомендаций для делового взаимодействия и деловой коммуникации. Эти рекомендации, опираясь на теоретический базис, подкрепляются экспериментальными исследованиями.

С реализацией различных «идеологий» делового     взаимодействия связана аксиологическая функция науки «деловое общение». Она проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых     партнеров         профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. Совокупность этих функций представлена на рис.1

Рис.1. Функции науки деловое общение

Рис.1. Функции науки деловое общение

 

Тест

Укажите, какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:

а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психоло­гические характеристики самих этих групп;

б) наука, изучающая психологические особенности трудовой де­ятельности человека, закономерности развития трудовых навы­ков, соответствие профессии;

в) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедея­тельности индивидов.

Ответ: а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психоло­гические характеристики самих этих групп;

Так как, социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

 

Список используемой литературы

  1. Психология и этика делового общения:Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.с.411
  2. В.Е.Рева. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ, 2003. С.135
  3. (Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. Крысько Владимир Гаврилович)
  4. Деловое общение: учебник; Региональный финансово-экономический институт.-Курск,2008. С.138

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 55.21K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
15.10.13 в 23:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе