Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Деловое общение как особый вид общения

Деловое общение как особый вид общения [28.04.08]

Тема: Деловое общение как особый вид общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.12K | Скачано: 262 | Добавлен 28.04.08 в 23:02 | Рейтинг: +63 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2007


Содержание

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения 3

2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику 7

3. Практическое задание 19

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

Список использованной литературы 20

 

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности»1 ( Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 253.). Общение необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоциональ­но-оценочного) характера.

Таким образом, деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опы­том, предполагающим достижение 'определённого результата, ре­шение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с по­мощью переписки или технических средств.

Прямое деловое общение обладает большей результативнос­тью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвен­ное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.                                      

В целом деловое общение отличается от обыденного (нефор­мального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные за­дачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дру­жеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не пре­следуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

Особенности (признаки) делового общения заключаются в том, что:

—   партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

—   общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

—   основная задача делового общения — продуктивное сотруд­ничество.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором, определяю­щим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпри­нимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы XX века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых де­лах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сфор­мулировать и обосновать основные принципы этики делового об­щения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «дело­вой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

— Пунктуальность – только поведение че­ловека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все во­время распространяется на все служебные задания. Специ­алисты, изучающие организацию и распределение рабоче­го времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

—   Конфиденциальность – секреты  уч­реждения, корпорации или конкретной сделки необходи­мо хранить так же бережно, как тайны личного характера.

—   Любезность, доброжелательность и приветливость – в  любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчика­ми, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно.

—   Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Нужно уважать мнение других, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.  Уверенность в себе не должна мешать  быть скромным.

 — Внешний облик – главный  под­ход — вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников своего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть оде­ваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

—   Грамотность –   внут­ренние   документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя упот­реблять бранных слов.

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния иди воздействия на людей. Сре­ди наиболее употребительных из них выделяются убеждение, внушение, принуждение.           

      —   Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеж­дение — ненасильственный, а значит, и нравственно пред­почтительный метод влияния на партнеров по общению.

—   Внушение, как правило, не требует доказательств и логичес­кого анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влия­нием авторитета, общественного положения, обаяния, ин­теллектуального и волевого превосходства одного из субъек­тов общения. Большую роль во внушении имеет сила при­мера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

—   Принуждениенаиболее насильственный метод воздей­ствия на людей. Предполагает стремление заставить челове­ка вести себя вопреки его желанию и убеждениям, исполь­зуя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям.

Этими признаками деловое общение и отличается от социального, а также семейного общения.                                

На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситу­ация общения (обычная, экстремальная), общественное или слу­жебное положение (властные, полномочия) и личностные качества субъектов общения.

 

2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику

             В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды (Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — С. 232):

1.  «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собе­седника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливо­сти, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2.  Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению.

3.  Светское общение, определяемое формальной вежливостью.  Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4.  Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

           6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две боль­шие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное обще­ние (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, опре­деляемое служебными и социальными статусами людей, и нефор­мальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

Общение — сложный многогранный процесс, включающий1: (Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Наука, 1987. - С. 178)

•   формирование определенных образцов и моделей поведения;

•   взаимодействие людей;

•   взаимное влияние людей друг на друга;

•   обмен информацией;

•   формирование отношений между людьми;

•   взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

• формирование образа внутреннего «Я» человека. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедея­тельности и духовных устремлений.

 В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть четыре цели:

•   цель общения находится вне самого взаимодействия субъектом;

•   цель общения заключена в нем самом;

•   цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

•   цель общения — приобщение его самого (инициатора) к цен­ностям партнера.

Деловое общение реализуется в различных формах:          

—    деловая беседа:

—   прием подчиненных;

—   деловые переговоры;

—   деловые совещания и собрания;

—   публичные выступления.

Итак, рассмотрим деловую беседу. Всем без исключения предпринимателям и руководителям про­изводств приходится вступать в деловую беседу с партнерами по бизнесу — поставщиками сырья, комплектующих или готовых из­делий, а также с потребителями. От того, насколько хорошо умеет предприниматель или директор завода организовать и вести пере­говоры, зависит успех его дела, его репутация. Искусству ведения переговоров специально обучаются во всем мире. Правильно подготовленный к переговорам человек сможет добиться своей цели, не обидев при этом партнера и оставив о себе, благоприятные впечатления. Подготовка к переговорам включает два основных направления работы: решение организационных воп­росов и проработка основного вопроса переговоров.

Дело­вой прием проводится на ранней стадии партнерства с другой фир­мой, после установления с ней контактов, выявляющих взаимную заинтересованность. Готовясь к встрече с партнером, необходимо наметить свою тактическую линию. Для этого полезно усвоить так­тические приемы, которые можно применить в ходе переговоров, добиваясь своей цели.

Прием «ухода» или «уклонения от борьбы» применяется, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения, или что­бы не давать партнеру точную информацию, однозначный ответ.

«Пакетирование» — к обсуждению предлагается не один воп­рос, а несколько.

«Завышение требования» состоит в том, чтобы включить в со­став обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безбо­лезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать взамен аналогичных шагов со стороны партнера.     

«Расстановка ложных акцентов собственной позиции» заключается в продемонстрировании партнеру крайней заинтересованности в решении какого-то вопроса, который в действительности яв­ляется второстепенным.

«Выдвижение требований в последнюю минуту» — в конце переговоров, когда остается только подписать контракт, один из партнеров выдвигает новые требования. Если другая сторона очень заинтересована в контракте, она примет эти требования.

К этому следует добавить и важность использования особых инструментов коммуникационных эффектов:

— эффект визуального имиджакак правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это перво­начальное впечатление накладывает отпечаток на дальней­шие взаимоотношения. Нужно использовать эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство так­та, чтобы излучать обаяние, элегантную манеру общения, уверенный и доброжелательный взгляд;

— эффект первых фраззакрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу привлекающая к себе внимание;

—   эффект аргументацииречь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации;

—   эффект интонаций и паузособенность человеческого вос­приятия состоит в том, что интонации и паузы способству­ют 10—15-процентному приращению информации, вызы­вая у собеседников ассоциации и предложения;

—   эффект художественной выразительностиэто грамотное построение предложений, правильные словоударения, ис­пользование риторических приемов, метафор, гипербол.

—   эффект релаксации (расслабления) — тому, кто умеет вовре­мя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет в переговорах больше, чем не умеющему это делать.

Следует учитывать также, что естъ ряд факторов, отрицатель­но влияющих на ведение дел:  дискомфорт физической среды, непривлекательность по­мещения, неудобство сидений, несвежий воздух, озабоченность собеседников какими-то служебными или личными делами, расстроенность психологического состо­яния, амбиции, зависть, недоброжелательность, неграмотность речи выступающего, невыразительность фраз, некомпетентность собеседника, неприятие имиджа собеседника.

В повседневной жизни каждый человек в процессе общения утверждает собственное «Я», свою оценку тех или иных явлений, свое отношение к ним. Благодаря опыту, знаниям, способностям у людей складываются различные по глубине и степени разработан­ности личные принципы и правила, позволяющие считать что-то доказанным, а что-то сомнительным. Но это бывает до тех пор, пока в споре не встретится оппонент, владеющий теорией и практикой аргументации, всем ее арсеналом, либо когда собственная аргументация не станет объектом критики, опровержения или просто се­рьезного рассмотрения. Победа в споре — вещь весьма изменчивая. Может быть, и не нужно стремиться победить, разрушить позицию противника, взло­мать оборонительные ряды его доводов. Никто не любит проигры­вать. И, зачастую, победа — это кратчайший путь нажить себе врага. Смысл общения любого человека заключается в той реакции, которую он вызывает. А чтобы получить нужную реакцию, необхо­димо подготовиться к общению с партнером.

Любой мужчина, даже если он сидит в министерском кресле, должен при появлении женщины в его кабинете подняться и, вый­дя из-за стола, ждать, пока она не представится и не подаст ему руку. Себя он может не называть, так как посетитель, разумеется, знает, к кому явился на прием.

Важно уметь задавать вопросы собеседнику и слушать его. Воп­росы являются регламентаторами беседы. Если необходимо более подробно узнать суть проблемы и ее детали, то целесообразно зада­вать вопросы открытого типа: Что? Где? Когда? Как? Зачем?, на ко­торые невозможно ответить односложно. Если собеседник страдает излишней разговорчивостью, говорит сбивчиво, упуская главное, то помогут вопросы закрытого типа: Должен ли? Был ли? Имеется ли? Будет ли?.                             

Тон беседы должен быть нейтральным. Нельзя начинать беседу с отказа или утверждения невозможности решить проблему, обычно это вызывает обратную реакцию, ведет к возникновению конфликтной ситуации. Даже если ответ по сути отрицательный, нужно тактично подвести собеседника к этому выводу, убедитель­но и аргументировано показать невозможность принятия положительного решения по объективным причинам. Чтобы беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете, необходимо, во-первых, понравиться собеседнику. Деловая беседа состоит из пяти фаз: начало беседы — фаза 1; передача информации — фаза 2; аргументирование — фаза 3; опровержение доводов собеседника — фаза 4; принятие решения — фаза 5.

Ручка и бумага являются, как правило, наиболее важными вспомогательными средствами в деловых беседах. Публикации и брошюры рекомендуется использовать для под­крепления своей аргументации, они должны быть подобраны строго по тематике, а их объем ограничен. В ходе деловых переговоров по техническим вопросам, особенно при большом количестве участников, рекомендуется использо­вать диапроектор для наглядности объяснений.  

На вопросы, связанные с выбором стиля речи, в какой-то мере даст  ответ изучение стиля разговора. Существует три основных стиля ведения разговора, выделенных Дэвидом Робинсоном. Первый стиль — человек может разговаривать как «родитель», с ребенком. Второй стиль — «ребенок» обращается к «родителю» за под­держкой. Конечно, это не значит, что человек говорит по-детски, но отношения, которые связывают его с тем, о чем и кому он говорит, напоминают отношения «родителя» и «ребенка». Третий стиль — стиль «взрослого», когда говорящий не выра­жает свое отношение к тому, что он говорит, и ожидает от собеседника того же эмоционально нейтрального ответа.

Эти три стиля ведения разговора условно можно обозначить тремя пересекающимися окружностями. Параллель­ное использование стилей позволяет добиться наибольшей эффек­тивности во время беседы и мобилизовать силы подчиненных.

 Конфликтная ситуация в беседе чаще возникает из-за неуме­ния быстро оценивать обстановку, определить психологическое состояние собеседника и снять излишнее напряжение. Возбужден­ный человек в конфликтной ситуации пытается подсчитать нанесенный ему моральный ущерб и отыскать каверзный вопрос, на­ходя удовлетворение в том, если соперник не сможет на него ответить убедительно. Вежливо нужно завершить беседу. Когда все вопросы уже решены, руководитель с видом искреннего сожаления должен указать собеседнику на свое положение, необходимость заниматься другими вопросами.                

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые переговоры.

Переговоры по сравнению с деловой беседой имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства. Первым этапом переговорного процесса может быть ознако­мительная встреча (беседа), в процессе которой уточняется пред­мет переговоров, решаются организационные вопросы, или встре­ча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит  от результатов  предварительных контактов. Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений меж­ду партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров: рациональность, понимание, общение, достоверность, избежание менторского тона (убеждение), принятие стороны. Наиболее оптимальными днями для переговоров являются вторник, среда, четверг. Самое благоприятное время дня — через полчаса-час после обеда, когда мысли о еде не отвлекают от реше­ния деловых вопросов.

Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного  решения. Существуют следующие виды вопросов: информационные вопросы предназначены для сбора сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо; контрольные вопросы важно использовать во время любого разговора, чтобы выяснить, понимает ли вас партнер; провокационные вопросы позволяют установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел; альтернативные вопросы представляют собеседнику возмож­ность выбора; подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопо­нимание; встречные вопросы направлены на постепенное сужение раз­говора и подводят партнера по переговорам к окончательному ре­шению; ознакомительные вопросы предназначены для выявления мне­ния собеседника по рассматриваемому вопросу; вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, продолжает ли  партнер придерживаться высказанного ранее мнения; однополюсные вопросыподразумевают повторение собесед­ником вашего вопроса в знак того, что он понял, о чем идет речъ; вопросы, открывающие переговоры, весьма важны для эффек­тивного и заинтересованного обсуждения – у  партнеров по перего­ворам сразу же возникает состояние положительного ожидания; заключающие вопросы направлены на скорейшее положитель­ное завершение переговоров.

Успешное ведение переговоров во многом зависит от соблю­дения партнерами таких этических норм и принципов, как точ­ность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внима­ние к чужому мнению), конкретность.                       

Наряду с диалоговым общением существуют различные фор­мы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.

Информативное собеседование – каждый  участник кратко докладывает о положении дел начальнику, что позволяет избежать по­дачи письменных отчетов и дает возможность всем получить пред­ставление о состоянии дел в учреждении,

Совещание с целью принятия решения – координация  мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения организации, для принятия решения по конкретной проблеме. Творческое совещание – использование  новых идей, разработка перспективных направлений деятельности. Также по тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые, Исходя из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные.

К совещаниям предъявляется ряд этических требований, ре­гулирующих взаимоотношения как между начальниками и подчи­ненными, так и между его участниками. Так, этически оправданным со стороны начальника будет приглашение участников на совещание, на котором планируется рассмотрение важного воп­роса, не по телефону через секретаря, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с числом участников, необходимое освещение, проветриваемостъ помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию).    Основной элемент собрания или совещания — дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой — поиск истины.

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления, презентации прихо­дится в среднем 20—25 минут, которые тратятся на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке пла­на необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект при­учает к стройности и краткости изложения, четкости формулиро­вок.

Теоретики ораторского искусства рекомендуют разбивать под­готовку к выступлению на три этапа: организация логической канвы – задача выступления, поиск формы сообщения, репетиция.                                     Чтобы не утомить слушателей «сухомяткой» речи, оратор должен при подготовке формы выступления подобрать свежие, интересные, неожиданные факты, афоризмы, нарисовать яркие картины. Нужно не тянуть выступление на одной ноте, а разумно модулировать голос, акцентировать важное. Нужно рисовать общие и крупные планы, переходить от широких абстрактных обобщений к конкретному, частностям, давать общеисторические броски и бытовые детали. Такой калейдоскоп увлечет слушателя в поток мыслей и чувств ора­тора, а это залог — успеха.

Малейшая оплошность — и слушатель  перестанет слушать. Если оратор начнет запинаться и извиняться, то слушатели начнут сомневать­ся в компетентности оратора, а также в том, стоит ли вообще его слушать.  Необходимо вступить в контакт со слушателями. Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются не­посредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть по­верх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели.

Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные конфликты.

Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначе­ния эффективного и неэффективного слушания. Существует много руководств по поводу того, как надо говорить, но почти нет пособий, посвященных искусству слушания. Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

Если в общении человек ориентирован на себя, а не на собесед­ника, то он:  не организует свои мысли перед тем, как их высказать, а говорит спонтанно, надеясь, а точнее, требуя, чтобы дру­гие «поспели» за ним;  из-за небрежности или неуверенности не выражает свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность; говорит слишком длинно и хочет сказать слишком много в одной фразе, так что каждая последующая информация «забивает» предыдущую, и слушатель к концу уже не по­мнит, что было вначале; говорит, не обращая внимания на содержание высказыва­ний собеседника; продолжает говорить, даже не замечая, реагирует слуша­тель или нет.       

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в соци­альной психологии. Термин «социальная перцепция», то есть со­циальное восприятие, впервые был введен американским психо­логом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совме­стной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провёл целую серию экспериментов по изучению воспри­ятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социо­культурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Общение определяется тем представлением о партнере, кото­рое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Психологические исследования показали, что в основе воспри­ятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические ме­ханизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

 

3. Практическое задание

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

Основные формы делового общения

Проявление их на практике

«Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять личностные характеристики партнера.

Проявляется в разговоре с человеком, который мало знаком, скрытен.

Формально-ролевое общение – где регламентированы очень четко содержание и средства общения разными социальными ролями партнеров. д

Проявляется в разговоре, например, в больнице  врач –  я пациент, в автобусе контролер – я пассажир автобуса, в магазине продавец – я покупатель. Также, например, в форме общения – деловые переговоры, прием подчиненных. 

Деловое общение – цель его – организация и оптимизация какой либо предметной деятельности. В нем проявляется признак убеждающего общения.

Проявляется, например, в учебной деятельности. В формах такого общения, как деловые переговоры, деловые совещания и собрания.

Светское общение – определяется формальной вежливостью партнеров.

Проявляется в разговоре с мало знакомыми людьми, например, на приемах, для поддержания ритуализированного контакта.

Духовное общение – духовное межличностное общение, захватывает глубинные структуры личности.

Разговор с подругой, человеком, который готов выслушать, посоветовать, посочувствовать.

Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению.

Проявляется в разговоре с негативной реакцией. А также в форме делового общения, как публичные выступления, где собеседник демонстрирует, например, свою силу и т.д.

 

Список использованной литературы:

  1. Кукушин В.С.Психология делового общения: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ«МарТ». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Новые технологии»)
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+63
Размер: 26.12K
Скачано: 262
Скачать бесплатно
28.04.08 в 23:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе