Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [30.05.14]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.51K | Скачано: 193 | Добавлен 30.05.14 в 17:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


План работы

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. 3

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств. 6

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 18. Обоснуйте свой выбор. 10

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории 14-16 вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор. 13

Задание 5. Тест: 15

Список литературы.. 16

 

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

История – это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Научное познание окружающего важный компонент взаимодействия человека с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены государств и цивилизаций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Таким образом, под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и  социальных групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

История выполняет несколько социально значимых функций:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная функция заключается в том, что на основе исторических знаний возможна выработка обоснованного политического курса. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

6. Мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

На мой взгляд из всех этих основных функций нельзя выделить наиболее важные. Каждая из перечисленных мной функций важна по-своему. Познавательная функция способствует интеллектуальному обучению и развитию школьников и студентов. Воспитательная функция прививает нравственные и гражданские ценности. Прогностическая функция позволяет составить прогноз на ближайшее будущее. Функция социальной памяти позволяет выработать ориентир для человека. Практически-рекомендательная функция помогает выработать определенный политический план и курс. Поэтому, я думаю, что назвать какую-то функцию важнее других нельзя.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств

Месопотамская цивилизация представляет собой особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н. э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Важнейшие государства – Ур, Эрида, Ларс, Сиппер и др. Богатству своему они обязаны развитием ремесла и торговли. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Владыки городов возводили дворцы, храмы, гробницы. Они заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры также изобрели цветное стекло (ок. 2400 г. до н. э.), на высоком уровне развития находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше); ок. 2300 г. до н. э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н. э. была создана арифметика (в основе – 60-ричная система исчисления).

Специфика  месопотамской  культуры  в  том,  что  на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда, опыт Природы.

Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид – вот что главенствовало в культуре. Ритуалы и обряды занимали важное место. Это способствовало стабильности государства и культуры.

Пирамиды и оросительная система являлись наглядным свидетельством культуры Древнего Египта. В сознании египтян высота Нила связана с изменением положения Солнца: оно поднимается, достигает своего высшего положения и опять понижается, как и вода в Ниле.

Сфинкс – это тайна, многосмысленный образ. Гегель считал его символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. (Боги же изображались противоположным способом).

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Здесь впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупнейших достижений которой было некоторое развитие десятичной системы исчисления.

В древности в Индии возникает богатая и своеобразная наука. Во второй половине III тыс. до н. э. здесь уже известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В ведах, древнейших письменных источниках, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии, хирургии и др.), геометрии, изобретении шахмат.

Древнейший литературный памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Название происходит от корня "вид" – ведать. Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.

Одна из особенностей культуры Индии – кастовая система, появление которой связано с проникновением в Индию в середине II до н. э.  ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя  жизни.

Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси.

Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.

Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Основные памятники  эпической  литературы – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э.

Более  2-х тысячелетий эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои Кришна ("Махабхарата")  и  Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств современного индуизма.

Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.

На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник – танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.

Классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.

В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала  иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь,  но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.

Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны и многое другое. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.

Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир в их представлении  – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.

Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало умы и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам).

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 18. Обоснуйте свой выбор.

XVIII век занимает особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Западной Европы. Это - век Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Среди основных процессов и фактов развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. можно выделить следующие:

-господство рационализма;

-просвещённый абсолютизм;

-Северная война (1700-1721);

-Семилетняя война (1756-1763);

-Великая французская революция (1789-1794);

-война за испанское наследство (1701-1714);

-война за австрийское наследство (1741-1741);

-изобретение механической прядильной машины и прялки, печатной и паровой машин;

-укрепление парламентаризма;

-промышленный переворот в Англии (переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству);

-бурное развитие внешней торговли;

-аграрная революция (внедрение новой сельскохозяйственной техники и посадка новых сельскохозяйственных культур);

-повышение роли капиталистической аренды;

-строительство сетей магистральных дорог и судоходных каналов;

-распространение таких этических течений как масонство и хасидизм;

 Я считаю, что наиболее важными процессами и фактами в истории Западной Европы в XVIII веке являются Великая французская революция, Семилетняя война и промышленный переворот в Англии.

Великая французская революция (имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всем мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в). Революция привела к краху Старого порядка и утверждению во Франции нового, более «демократичного и прогрессивного» общества. Франция стала парламентарной республикой.

Семилетняя война (1756—1763) — крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена Войну также считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции и Испании. Также война считается первой окопной — из-за применения в войне большого количества редутов и других быстровозводимых укреплений. После войны Россия укрепила свою гегемонию в Европе, а Англия сумела вырваться вперед в колониальной гонке с Францией. Она приобрела новые территории: Канаду, Восточную Луизиану, острова Доминикана, Сент-Винсент, Гренада и Тобаго, Сенегал и все фактории Франции в Индии. К Испании отошла Западная Луизина.

В результате промышленного переворота середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство. Промышленная революция приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

 

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории 14-16 вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.

Основными деятелями российской истории 14-16 вв. являются:

1) Сергий Радонежский (3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

2) Иван Данилович Калита  (1288 — 31 марта 1341)  — князь Московский с 1325 (фактически с 1322) до 1341, Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337.

3) Дмитрий Донской  (12 октября 1350 —19 мая 1389). По моему мнению, внёс огромнейший вклад в развитие государства. Под предводительством именно этого князя русские полки разгромили войско Мамая в Куликовской битве, что стало поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

4) Иван III Васильевич, известен также как Иван Великий (22 января 1440 — 27 октября 1505). Великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного. В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства, что является большим вкладом в развитии страны. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Положен конец татаро - монгольскому игу.

5) Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470 – 12 XII1555) – писатель, публицист, переводчик.

6) Иоанн IV Васильевич (25 августа 1530 — 18 марта 1584) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547). К заслугам првителя можно отнести присоединение Астраханского и Казанского ханства, освоение Сибири, создание нового Судебника. Расширил границы государства и торговые пути, что тоже очень важно.

7) Ермак Тимофеевич (1539 — 6 августа 1585) — казачий атаман, завоеватель Сибири.

8) Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь.

9) Василий Иванович Шуйский (1552 — 12 сентября 1612) — представитель княжеского рода Шуйских, русский царь c1606 по 1610 годы.

10) Козьма Минин и Дмитрий Пожарский (ум. 1616 г. и 1578–1642 гг.) в одночасье стали лидерами нации, благодаря созданному ополчению  против поляков.

11) Патриарх Филарет (ок. 1554 — 1 октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея России (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию, двоюродный брат царя Феодора Иоанновича.

Наибольший вклад, на мой взгляд, в развитие государства внес Иван IV, поскольку во время его правления был проведен ряд важнейших реформ, осваивались новые земли и районы, а также велась активная внешняя политика.

 

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. начало книгопечатания

2. Древний мир

2. изобретение фотографии

3. Средневековье

3. начало изготовления цветного стекла

4. Новое время

4. изобретение компьютеров

5. Новейшее время

5. изобретение ткацкого станка

Ответ: 1-5, 2-3, 3-1, 4-2, 5-4.

 

Список литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 461 с.
  2. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 207 с.
  3. История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов / Под ред. М.В. Зотовой. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 208 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 38.51K
Скачано: 193
Скачать бесплатно
30.05.14 в 17:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе