Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [22.05.12]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.18K | Скачано: 294 | Добавлен 22.05.12 в 12:01 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2011


Задание 1.

Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются  наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

История выполняет несколько социально значимых функций:

  1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
  2. Практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
  3. Мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.
  4. Воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

На мой взгляд, самыми важными из них являются все функции. Познавательная потому, что каждый человек должен знать историю не только своей страны, но и всего мира в целом, чтобы грамотно и в полной мере представлять картину мира прошлого. Изучая историю, мы узнаем, какие изменения происходили в той или иной стране, к чему это привело.

Воспитательная функция важна тем, что она, как было уже замечено выше, формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм. Показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Практически-политическая функция тоже играет немаловажную роль, так как история помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Ведь в политике учитываются мнения большинства, а не отдельно взятого индивида.

Мировоззренческая функция не менее важна, так как формирует взгляды на мир, общество и законы его развития. Это происходит потому, что история содержит данные о значимых деятелях, событиях прошлого.

 

Задание 2.

Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества: они научились обрабатывать железо и получать сталь, стекло и изделия из него. Были изобретены компас, бумага, порох. Почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации — Древнюю Грецию и Рим.

Искусство Древнего Востока монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для древнего искусства вообще. Важнейшими достижением материальной культуры Древнего Востока, определяющим фактором его развития, стало создание культуры земледелия. Строились оросительные каналы. На Востоке были впервые выведены культурные злаки и растения: пшеница, ячмень, просо, лен, виноград, бахчевые, финиковая пальма. Тысячелетиями вырабатывались ценные земледельческие навыки, изобретались новые орудия труда, в том числе тяжелый плуг. Наряду с земледелием пастбища в поймах рек способствовали широкому развитию скотоводства, были одомашнены многие виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд. В городских центрах высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из которого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. В Двуречье камень, где он был величайшей редкостью, с успехом заменялся обожженной глиной; из нее же возводили здания и создавали предметы быта. Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов.  Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и -- изредка -- метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов - ювелирные изделия для знати, храмовая утварь. Потребности хозяйственной деятельности, развитие торговли и обмена, опыт наблюдения за явлениями природы способствовали зарождению первых научных знаний. Необходимость обмера земли, подсчета урожая, строительства каналов, сооружения грандиозных зданий и военных сооружений привели к возникновению основ математики. Древним египтянам человечество обязано созданием десятичной системы счисления, они даже имели специальный иероглиф для обозначения миллиона. Математики Египта умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, трапеции, круга, вычислять объем усеченной пирамиды и полушария, решали алгебраические уравнения с одним неизвестным. Дошедшие до нас математические тексты говорят об умении жителей Двуречья возводить число в степень, извлекать квадратные и кубические корни по особым формулам, вычислять объем. При расчетах применялись дроби. Предполагается, что им была известна арифметическая и геометрическая прогрессия. Сохранились клинописные таблицы умножения (до 180 тыс.) и деления. Довольно обширные знания имели цивилизации Востока и в астрономии. Древние ученые установили взаимосвязь природных циклов, разливов рек с изменением положения небесных светил. На основе тысячелетних наблюдений, передававшихся от поколения к поколению, были составлены календарные системы, созданы звездные карты.

Глубокие познания были накоплены учеными Древнего Востока и в области медицины. Так, мумификация умерших в Древнем Египте позволила врачам в совершенстве изучить анатомию человеческого тела и систему кровообращения. На высоком уровне в Египте и Двуречье находилась диагностика определения болезней, распознавание их симптомов. Врач должен был открыто заявить больному -- излечимо ли его заболевание. Существовала медицинская специализация. Для лечения использовались различные средства. Прежде всего это веками накопленный опыт составления очень сложных лекарств, органических и неорганических соединений. Широко практиковались массажи, притирания, компрессы. При необходимости осуществляли хирургические операции.

Потребность государства в большом количестве грамотных людей привела к созданию первоначальных образовательных систем. были созданы придворные школы писцов для аристократии и ведомственные школы для подготовки писцов-чиновников. Вся система образования древневосточных цивилизаций была теснейшим образом переплетена с религиозно-мистическими представлениями. Поэтому объективные научные данные преподносились в неразрывном единстве с древними религиозными мифами.

Также активно развивалось религиозное мышление. Появилось много направлений религии, мифологии. Для возвеличивания богов и царей создаются монументальные сооружения, храмы, в которых обитают боги, и через которые можно приблизиться к богам. 

Древние цивилизации Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Литература выполняла функцию религиозного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смысле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлениях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам. То же самое можно сказать и о древневосточной эпической литературе -- в основном это религиозные мифы о золотом веке, о богах и героях.

 

Задание 3.

Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в.

XVIII век являлся последним этапом перехода от феодализма к капитализму. Исторического процесса составлял из  утверждения господства классических форм буржуазно-капиталистического общества и его культуры. Этот процесс проходил по-разному в разных странах. В Англии — промышленная революция, переход к машинной капиталистической индустрии. Во Франции — подготовка к классической буржуазной революции, освобожденной от религиозной оболочки в выражении своих политических и социальных идеалов. Но, несмотря на национальную специфику политической и культурной революции отдельных стран, основные черты их общности заключались в кризисе феодализма и его идеологии и в формировании прогрессивной идеологии просветителей. XVIII в. — век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов.

Рассмотрим основные направления развития культуры общества Западной Европы того времени.

Философия. Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. В Германии – школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте). Италия - Джамбаттиста Вико осуществляет диалектизацию философии нового времени. Англия - философия Беркли дает теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе. Это такие великие философы, как:

  1. Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он различает три формы государственной власти – деспотия, монархия и республика. Его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, были прогрессивны в XVIII в. и актуальны для современней политической ситуации в России.
  2. Вольтер (1694-1778). Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму.
  3. Жан-Жак Руссо (1712-1778). Идеолог революционной мелкой буржуазии. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

И другие.

Литература и музыка. В этом веке начинается процесс изменения в соотношении видов и жанров искусства, который завершиться в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI—XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Проза развивается как жанр, стремящийся показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии. Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Значительны успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

Изобразительное искусство и архитектура. Искусство становится утонченным, разнообразным, оно анализирует чувства и настроения. Живопись теряет универсальную полноту охвата духовной жизни человека. Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко. Рококо в архитектуре проявило себя главным образом в области декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного.

На ряду с культурным развитием общества, развивалось и экономика. Главным событием этого времени был промышленный переворот в Англии. Основными факторами промышленной революции были:

Активно развивалась промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство, и, как уже было упомянуто, социальная структура. Мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным.

Прогрессирующее разделение труда, концентрация орудий производства и рабочих, специализация районов потребовали коренного улучшения средств транспорта. Еще в начале XVIII в. Англия отставала в этом отношении не только от Франции, но и от Италии. Стоимость перевозок постоянно сокращалась. Строительство дорог и каналов успешно осуществлялось и в других странах.

XVIII столетие было веком торговли. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Торговля европейцев со странами Азии сводилась с пассивным балансом. Долгое время в ней преобладали восточные ремесленные изделия, табак, пряности, чай, кофе. В торговле с Америкой часто главной статьей ввоза туда становились обращенные в рабство африканцы.

Особенностью таких стран, как Италия и Франция, было существование издольщины – краткосрочной крестьянской аренды с преобладанием натуральных платежей, хотя в целом для Европы XVIII в. были характерны изменения структуры аренды: повышение роли капиталистической аренды, значительно большее вовлечение наемного труда; увеличение нормы эксплуатации мелких арендаторов за счет как прямого роста арендных платежей, так и изменения их структуры и формы.

 

 

Задание 4.

Перечислите основных деятелей российской истории  XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.

  1. Иван IV Грозный.
  2. Дмитрий Донской.
  3. Иван Федоров.
  4. Сергий Радонежский.
  5. Иван Калита.
  6. Андрей Рублев.
  7. Ермак Тимофеевич.
  8. Дмитрий Боброк.

Лично я считаю, что наибольший вклад в развитие государства внес Иван IV грозный. Родился 25 августа 1530, село Коломенское, умер в Москве 18 марта 1584 года. Главное достижение Ивана Грозного – создание жестко централизованной монархии – соответствовало аналогичным процессам в Западной Европе, однако для колонизации здесь не нужно было пересекать океаны. Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен). В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. С 1560-х годов в России появляется устойчивый тип государственной печати. Ввел опричнину.

Внешняя политика. Три казанских похода, итогом которых стало взятие Казани. Астраханские походы 1554 и 1556 годов. И результате Астрахань взята без боя, и Астраханское ханство было подчинено Московской Руси. Войны с Крымским ханством. Войска Крымского ханства устраивали регулярные набеги на южные территории Московской Руси с начала XVI века (набеги 1507, 1517, 1521 годов). Их целью было ограбление русских городов и пленение населения. В царствование Ивана IV набеги продолжились. последний большой поход крымского хана в царствование Ивана IV, закончился уничтожением крымско-турецкого войска. Для решительного разгрома русского государства двинулась 120-тысячная крымско-турецкая орда. Однако в битве при Молодях враг был уничтожен 20-тысячным русским войском под водительством воевод М. Воротынского и Д. Хворостинина — в Крым вернулось 5−10 тысяч (см. Русско-крымская война 1571—1572). Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 году и разгром крымской орды под Москвой в 1572 положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе.

Победитель при Молодях, Воротынский, уже в следующем году был по доносу холопа обвинен в намерении околдовать царя и умер от пыток, причём во время пыток сам царь своим посохом подгребал угли.

Ливонская война. Итог - переговоры официальных представителей России и Швеции начались осенью 1582 и завершили в августе 1583 подписанием в Мызе двухлетнего перемирия с уступкой шведам новгородских крепостей — Яма, Копорья и Ивангорода. Подписывая перемирие на такой срок, русские политики рассчитывали, что с началом Польско-шведской войны им удастся вернуть захваченные шведами новгородские пригороды и не хотели связывать себе руки.

В 1580 разгромил немецкую слободу. Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства — Искера — положили начало обращения местного населения в православие: войска Ермака сопровождали четыре священника и иеромонах. Но эта экспедиция была совершена вопреки воле царя. Царь Иван IV велел Строгановым под страхом "большой опалы" вернуть Ермака из похода в Сибирь и использовать его силы для "оберегания пермских мест". Но в то время как царь писал свою грамоту, Ермак уже нанес Кучуму сокрушительное поражение и занял его столицу.

 

Задание 5. Тест.

Установите соответствия.

1.Первобытная эпоха

А.Начало книгопечатания

2.Древний мир

Б.Изобретение фотографии

3.Средневековье

В.Начало изготовления цветного стекла

4.Новое время

Г.Изобретение компьютеров

5.Новейшее время

Д.Изобретение ткацкого станка

1 –

2 –

3 – А, В

4 – Б, Д

5 – Г

 

Список литературы.

  1. Всемирная история. Глава 10. http://www.portal-student.ru/Vsem-32.php
  2. История древнего востока. Учебное издание. Под ред. В.И. Кузищина, изд. 2-е, прераб. и доп., Высшая школа, 1998. http://bibliotekar.ru/polk-17/index.htm
  3. Всемирная история. http://maxbooks.ru/worhi/histos01.htm
  4. М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. http://www.opentextnn.ru/history/?id=1943
  5. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  6. http://repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю) – КОПР «История».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 23.18K
Скачано: 294
Скачать бесплатно
22.05.12 в 12:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе