Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [09.03.12]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.01K | Скачано: 463 | Добавлен 09.03.12 в 10:05 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2012


Содержание

  1. Введение
  2. Задание 1.Раскройте сущность исторического познания и охарак­теризуйте его основные функции. Какие из них представляются наи­более важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
  3. Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
  4. Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
  5. Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государ­ства? Обоснуйте свой выбор.
  6. Задание 5. Тест.
  7. Список используемой литературы

 

Введение

Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить.

Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно.

На Руси историю не изучали, её знали. Правда, это была «священная история», её ведь можно уместить в одну фразу: люди погибали, но пришел Сын Божий, погибающие Его распяли, а Он воскрес и теперь не обязательно погибать. До Петра Первого и школ–то почти не было, а какие были – в тех только евангельскую историю изучали, только подробнее, чем это рассказывали в семье.

Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.

Чтобы так беспокоиться о стране, надо её любить. Чтобы любить, надо её знать. Чтобы знать страну – надо знать её историю. Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай.

Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.

Современные страны не всегда держатся на общих деньгах, но всегда – на общих представлениях об истории. Для англичанина, француза, немца война кончилась 8 мая 1945 года. Для жителей России – 9-го мая. В школах одних учили, что война началась 1 сентября 1939 года, а других – что она началась 22 июня 1941 года. Школьники изучают историю всюду, но одну и ту же войну учебники разных стран называют по-разному: «второй мировой войной» или «великой отечественной войной».

Такое изучение истории похоже на изучение географии. История изучает время, география – пространство. Граница между странами проходит по земле и по времени. Часто это совпадает: страны спорят о том, где чья земля, доказывая свою правоту тем, кто когда-то эта земля принадлежала предкам этого народа, а не какого-то другого.

Впрочем, вовсе не нужно изучать историю, чтобы одинаково с другими думать. Для этого достаточно зубрить учебник истории. Зубрёжка никому ещё не помогала любить, даже страну. Можно зубрить и не историю, не правду о прошлом, а ложь о прошлом.

Всегда, когда учат, что один народ лучше или хуже, добрее или коварнее другого, – это ложь. Как в семье всегда ложь считать, что один ребёнок лучше или хуже другого.

Ложь кажется всесильной. Человек идёт в школу, ничего не зная об истории или зная всё очень приблизительно, с ошибками. Он должен сдавать экзамену по учебнику, его оценка зависит от его верности тому, что в учебнике написано. Если в учебнике будет ложь – он будет повторять ложь и верить в ложь. Не нравится – можете уезжать в Уганду – там, возможно, не заставляют учить историю.

Если бы ложь была всесильна, надо было бы запретить преподавать историю с ошибками. Лучше вообще не преподавать физику, чем 
преподавать физику хотя бы с небольшими ошибками. Лучше пусть человек вообще не трогает электрические приборы, чем думает, что можно спокойно совать пальцы в розетку.

Ложь не всесильна. История есть не только прошлое. История есть не только выдумки и ложь о прошлом. История есть умение отличить ложь от правды, узнать о прошлом то, что оно само про себя не знало. Именно такая история и требует изучения.

Историю изучают не для того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность. 

 

Задание 1.

Раскройте сущность исторического познания и охарак­теризуйте его основные функции. Какие из них представляются наи­более важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. История — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; политическая экономия, изучающая отношения людей в процессе производства или экономическую структуру общества; юридические науки, объектами изучения которых являются государство и право; лингвистика — учение о языке, и др. Исследованием общественных явлений и процессов занимаются социология и демография, психология и логика, этика и эстетика, литературоведение и география. Близко соприкасаются с этими проблемами математика, некоторые отрасли естествознания.

Каждая из названных наук, занимающихся изучением отдельных сторон общественного процесса, вносит свой вклад в понимание общества как единого целого. Взятые в совокупности, они дают полную и стройную, научно обоснованную картину общественного развития во всем его многообразии и сложности.

В системе наук об обществе история занимает видное и почетное, место. Она теснейшим образом взаимосвязана с ними. Нельзя представить себе успешное развитие общественных наук без последовательного применения принципов историзма и использования богатейшего конкретного материала, которым располагает история, так же как не может быть плодотворных исторических исследований или даже простого изучения истории как учебной дисциплины без глубокого знания философии, экономической теории, учения о государстве и праве и других разделов обществоведения.

Многое сближает историю с остальными общественными науками. У них общий объект изучения — общество, единая теоретическая основа, сходные задачи и методы исследования. Все общественные науки по своему существу историчны. Однако история, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет, свои особые, четко очерченные задачи, свои познавательные особенности и обусловленные этим свои собственные исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей обществоведения.

В современном языке термин «история» употребляется неоднозначно. Этим словом можно назвать любой процесс развития, происходящий в окружающем нас мире, а также любое происшествие, приключение или рассказ о нем. Но историки пользуются им чаще всего в двух случаях: 1) для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) для обозначения науки, которая изучает этот процесс. Иными словами, термин «история» означает как действительные события, происходившие в прошлом, так и их отражение в нашем сознании. История — общественная наука, представляющая собой одну из важнейших форм самосознания людей. Но она не единственная наука, занимающаяся изучением развития общества. Особенностью исторической науки является то, что она занимается исследованием общественных явлений и процессов, происходивших в прошлом, т. е. имеет дело с уже совершившимися событиями, которые начались и закончились до их изучения, с уже достигнутыми результатами. Взгляд ее по преимуществу ретроспективен. Это, конечно, не означает, что история имеет дело с какими-то отжившими и утратившими всякий смысл вещами и понятиями. Прошлое обладает определенной степенью реальности. Совершившиеся события хотя и прекращают свое существование, но не исчезают вовсе, не уходят в небытие, а продолжают жить в памяти и памятниках, в накопленном опыте социальной жизни, в материальных и культурных ценностях, созданных нашими предшественниками.

Историческая наука, анализируя прошлое и повествуя о нем, обращает свои выводы к настоящему и будущему, активно, участвует в решении самых актуальных и насущных социальных проблем. Грань, отделяющая прошлое от настоящего, непостоянна и подвижна. Непрерывно течет река жизни, и то, что происходит сегодня, завтра уже становится историей. Поэтому история и современность в нашем понимании практически неразделимы. По выражению Герцена, «последняя страница истории есть наша современная действительность». И, тем не менее, история — это наука о прошлой жизни человечества, изучающая минувшие процессы общественного развития.

Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая и, по моему мнению, важнейшая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

 

Задание 2.

Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

Огромен был вклад народов древнего Востока в мировую культуру. Давно исчезли древневосточные рабовладельческие государства, многие из шумных когда-то городов лежат в развалинах, занесенные песками, но упорный труд народа не пропал даром. Созданная в течение тысячелетий высокая культура была унаследована народами, жившими позднее, развита ими и легла в основу современной культуры человечества.

Несмотря на разорительные войны, беспощадное угнетение трудящихся масс, народы древнего Востока по развитию культуры шли впереди всего человечества. Здесь было много искусных ремесленников, художников и ученых. Трудом крестьян и рабов были созданы огромные по тому времени каналы и плотины, выстроены крупные города с замечательной архитектурой. . В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов) . Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

В Уруке был построен комплекс священных сооружений - заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. 
В словесном искусстве шумеры первыми применили способ беспрерывного рассказа о событиях.

За три тысячи лет до нашей эры, когда еще почти всю Европу покрывали девственные леса и болота, а жители ее занимались охотой и рыболовством, в странах Востока на сотни километров уже расстилались возделанные трудом земледельцев и рабов поля и сады, пересеченные каналами. Народы древнего Востока освоили многие неизвестные ранее полезные растения: хлопок, лен, чай, виноград, приручили коз, овец, верблюдов, ослов, коров, а позже и лошадей, птиц, кошек и других животных.

В то время как в Европе лишь кое-где ютились убогие поселки охотников, рыболовов и первых земледельцев, на древнем Востоке уже существовали крупные города с шумными рынками, с кварталами ремесленников, где выделывали тонкие ткани, лепили, обжигали и расписывали посуду, изготовляли изящные украшения. В городах возвышались башни, откуда жрецы вели наблюдения за небесными светилами, величественные храмы и дворцы. Между городами древнего Востока пролегали оживленные караванные дороги.

Развитие хозяйства на древнем Востоке привело к возникновению там науки и письменности. Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Возникновение и развитие письменности были вызваны накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Различные народы древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

Благодаря работам, связанным с измерением полей и проведением каналов, с подсчетом рожая, запасов продовольствия и т. п., возникла математика — геометрия и арифметика. Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии.

 Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет.

Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать такие явления, как затмения Солнца и Луны.

В странах древнего Востока появились искусные врачи, которые умели лечить некоторые болезни и даже делали простейшие операции.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки.

Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІV в до н э был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии. 
Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. 
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал  - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.

Народы Древнего Востока создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.

 

Задание 3.

Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвешение.

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

Французское Просвещение.

Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.  Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты – члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм.

Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»).

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

Великая французская революция.

Примерно 99 процентов населения Франции составляло так называемое третье сословие и лишь один процент привилегированные сословия – духовенство и дворянство.

Третье сословие было в классовом отношении неоднородно. В его состав входили и буржуазия, и крестьянство, и городские рабочие, ремесленники, беднота. Всех представителей третьего сословия объединяло полное отсутствие политических прав и стремление изменить существующий порядок. Все они не хотели и не могли дальше мириться с феодально-абсолютистской монархией.

10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. 11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монархия.

Главные итоги Великой французской революции:

Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности.

Земли многих (но не всех) дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками (парцеллами).

Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций в странах, не имевших их ранее.

Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791 гг.), Законодательное собрание (1791-1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

Революция породила новое государственное устройство – парламентскую республику.

Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

Была преобразована финансовая система: отменен сословный характер налогов, введен принцип их всеобщности и пропорциональности доходам или имуществу. Провозглашена гласность бюджета.

Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.

В начале XVIII в. мануфактурное производство в Европе вступило в последний этап своего развития, непосредственно предшествующий промышленной революции. Это положение относится прежде всего к Англии, Голландии и Франции. Наиболее развитой в промышленном отношении страной Европы была Англия. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной.

Промышленный переворот – переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.

Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу угля, производство железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. 

Для большинства стран Западной Европы XVIII столетие было веком качественно новых явлений в сельском хозяйстве. Особенно была знаменита Норфолкская шестипольная система севооборота: поле делилось на 19-20 участков, использовалось по шесть участков, комбинируемых в известной последовательности практически без применения пара. Комбинированный посев снижал опасность недостаточно высокого урожая в холодные весны.

Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.

 

Задание 4

Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государ­ства? Обоснуйте свой выбор.

Процесс образования единого Российского государства выразился в: а) объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское великое княжество; б) изменении самого характера государственности, преобразовании политической организации общества.

В 1325 году  Московским князем стал Иван Данилович Калита. Это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита . . Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать.«Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белоозерск, Галич, Углич…»Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье.   При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

 Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской.

В годы правления Ивана III (1462-1505) формирование русского централизованного государства сопровождается ликвидацией удельной системы. Этому процессу с самого начала сопутствовала жесткая централизация. Бывшие уделы теряли не только свою политическую независимость, но и всякие другие автономные права. Удельным князьям было запрещено держать собственные вооруженные силы и администрацию. Вместо них была создана единая система формирования вооруженных сил страны. Все феодалы должны были в случае войны, по приказу Великого князя, являться ко двору Великого князя.  Иван III и его сын Василий III — великие князья Московские — стали именовать себя с конца XV в. «государями всея Руси».
Раньше титул государь относился только к ханам Золотой Орды. Окончательного политического суверенитета Иван III добился в 1480 г., после разгрома войск хана Большой Орды Ахмата. В этот период в некоторых документах его уже именовали царем. Считая себя правопреемником Византии, Иван III взял в качестве герба своего государства византийский герб с изображением двуглавого орла. Именно тогда появился символ монархической власти — шапка Мономаха, тогда же появились такие атрибуты самодержавия, как скипетр и держава.

В период царствования Ивана IV Грозного (1533- 1584 гг.) в стране был проведен целый ряд преобразований. Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов, первый из которых был созван по инициативе молодого царя в 1549 г.

Судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов — «Судебник» Ивана IV, который ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В «Судебнике» впервые в России закон был провозглашен единственным источником права.

Губная реформа представляла собой преобразование местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел была изъята из суда наместников и волостелей и передана «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Губная реформа была направлена, прежде всего, против кормленщиков и административного произвола. Вместе с тем она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов.

Земская реформа была продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 1550-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Военная реформа утвердила принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 1550-х гг. было создано новое стрелецкое войско. Важную роль в укреплении вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий.

При Иване Грозном началось завоевание Поволжья, где находилось множество осколков распавшейся Золотой Орды, и Сибири — с такими же мелкими территориальными образованиями распавшейся Синей Орды. Иван отвоевал земли Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Первым результатом военной экспансии молодого царя стало завоевание земель Казанского ханства и взятие Казани. Поход на Казань был предпринят после того, как было укреплено поместное войско и созданы новые виды вооруженных сил. После упорной борьбы, в октябре 1552 г., столица Казанского ханства была взята русскими войсками. В результате в состав Московского государства вошли плодородные земли Поволжья, что давало возможность царю предоставлять значительные земельные пожалования своим слугам и увеличивать тем самым численность поместного войска. Для управления этим краем был создан специальный Казанский приказ.

В 1556 г. царским войскам почти без боя удалось взять Астрахань. С этого времени Волга становится великой русской рекой и важнейшим торговым путем Московского государства. В состав Московского царства вошли земли Большой Ногайской Орды, кочевавшей между Волгой и Уралом, территория Московского государства расширилась вплоть до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды приступили к завоеванию Западной Сибири. Колонизация происходила постепенно, но настойчиво и неуклонно. Набранный промышленниками Строгановыми отряд казаков под руководством Ермака отправился покорять Сибирь и в октябре 1582 г. захватил столицу Сибирского ханства Искер. В 1598 г. воевода Данила Чулков захватил в плен сибирского хана, и с этого времени русский царь стал прибавлять к своему титулу слова «царь Сибирский».

В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти

Правление Ивана Грозного практически разорило страну, нанесло непоправимый вред многим боярским родам, обескровило народ.

К концу царствования Ивана Грозного накопившиеся противоречия привели к глубочайшему всеобщему кризису. Общество потеряло устойчивость, все находилось в хаотическом движении. Князья и бояре перемещались со своих вотчин, на их земли заселялись служилые люди. Шла жестокая борьба между землевладельцами за крестьян. Они закабалялись, а не желавшие этого бежали. Тягловое население сокращалось, а подати на него возрастали из-за беспрерывных разорительных войн. Массовые опалы и казни вынуждали бояр и князей бежать за границу, прежде всего в Литву и Польшу.

Благодаря вмешательству Ивана IV был оборван наметившийся в середине XVI в. в России процесс формирования сословий как сложно организованных, корпоративных структур, автономных по отношению к государственной власти.

К концу правления Ивана IV русские сословия сформировались как сословия «служилые», жестко подчиненные контролю и руководству государственной власти.

Экономика страны находилась в упадке. Прежде всего из-за глубокого кризиса в сельском хозяйстве, основном производителе товаров. Развитие промышленности было поверхностным. Расширению ее способствовали завоевания на востоке. Приобретение низовий Волги вызвало рост рыбных промыслов.

Государственные финансы расстраивались и из-за ухудшения внешнеэкономических связей. Поражение в войнах с Ливонией закрыло балтийские порты для экспорта российских товаров. Не было для них путей в Европу и через враждебные Литву, Польшу, Крым. Иван IV не сумел защитить интересы своих подданных (производителей товаров и торговых людей) ни военными ни дипломатическими способами. В первые годы царствования Иван IV через Нарву ежегодно вывозились из России пенька на ста судах, в конце – только на пяти. Объем экспорта сократился в четыре раза. То же было и с другими товарами.

Налоги являлись источником эксплуатации. Правительство пользовалось ими самым нерациональным образом. Всякую потребность оно удовлетворяло введением нового налога. Оно не задумывалось над вопросом о соответствии между налоговым бременем и платежными средствами населения. Страна буквально катилась в пропасть.

Спектр мнений историков и других просвещенных людей о причинах смуты довольно широк. Но в любом случае ее основание закладывалось при Иване Грозном. Интересно на сей счет категоричное утверждение Н.И. Костомарова: «Тяжелые болезни людских обществ, подобно физическим болезням, излечиваются не скоро, особенно когда дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению, а продолжению болезненного состояния; только этим объясняются те ужасные явления Смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу испорченных соков, накопившихся в страшную эпоху Ивановых мучительств».

Иван Грозный разрушил старый порядок, на создание нового у него не хватило времени.

 

Задание 5.

 Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Начало книгопечатания

2. Древний мир

Б. Изобретение фотографии

3. Средневековье

В. Начало изготовления цветного стекла

4. Новое время

Г. Изобретение компьютеров

5. Новейшее время

Д. Изобретение ткацкого станка

 

 

А – 3; Б – 4; В – 2; Г – 5; Д – 1

 

Список используемой литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. Дербов Л.А. Введение в изучение истории: Учебное пособие
  3. Личман Б.В. История России, 2005.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.
  5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. А.Н. Сахарова.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2000.
  6. Флоря Б.Н. Иван Грозный.-М.: Мол. гвардия, 1999.: ил.-(Жизнь замечат. людей, Сер. Биогр. Вып. 766).
  7. Хорошкевич А.И. Россия в системе международных отношений середины XVI в.-М.: «Древлехранилище», 2003.
  8. ://www.port-folio.org/2005/part166.htm «Кротов Я. «Зачем изучать историю»
  9. www.library.ru/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+8
Размер: 34.01K
Скачано: 463
Скачать бесплатно
09.03.12 в 10:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе