Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [02.04.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.18K | Скачано: 258 | Добавлен 02.04.13 в 11:59 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Оглавление

1.Введение 3

2.Задание 1. Сущность исторического познания его основные функции 4

3.Задание 2. Культурные достижения древневосточных государств 5

4.Задание 3. Процессы и факторы развития общества в странах Западной

 Европы в XVIII в  7

5.Задание 4.Основные деятели российской истории XIV–XVI вв 8

 6.Задание 5. Тест 10

7.Заключение 11

8.Список литературы 12

 

Введение:

Что такое история? Существуют разные ответы на этот вопрос. Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, чело­века, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое челове­чества во всей его конкретности и многообразии.

Бесспорно, что именно человек находится в центре истории. Суще­ствует его естественное право знать свое прошлое, т.е. знать историю.

Русская история таит в себе множество персонажей, у которых есть чему поучиться. С детства, еще в школе, нас учат патриотизму.

История не математика, где существует только один пра­вильный ответ. Она многовариантна, сложна и противоречива как сама жизнь. Поэтому в учебнике представлены различные точки зрения на исторические события и явления, что дает возможность взглянуть на наше прошлое непредвзято и приблизиться к сложному процессу по­знания исторической реальности.

Выдающиеся мыслители прошлого (М. Т. Цицерон, Ф. Бэкон, Н.М. Ка­рамзин, В.О. Ключевский и др.) отмечали важность и необходимость ее изучения.

Цель данной работы -  показать, насколько многообразна история человечества как с древнейших времен, так и в новейшее время, рассказать о различных реформах и нововведениях, об открытиях и изобретениях, о народе прошлых столетий, о их культурных ценностях.

Задачи данной работы:

1. Определить сущность исторического познания его основные функции. 2.Рассмотреть культурные достижения древневосточных государств.

3. Исследовать процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIIIв.

4. Изучить основных деятелей российской истории XIV–XVI вв.

 

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

  Историческое познание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим познанием в науке понимается форма отражения исторической действительности.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания.

 Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.[1 -стр.10]

На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходят отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

К функциям исторического познания относят:

Первая – познавательная, интеллектуально - развивающая (функция выявления закономерностей исторического развития)

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.[ 2-стр7]

Следующая функция - прогностическая функция исторического познания. Она заключается в предвидении будущего.

И, наконец, функция социальной памяти. Она заключается в идентификации и ориентации общества, личности.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения 

древневосточных государств.

Ответ:

Эпоха Древнего мира охватывает период с IV тыс. до н.э. по V в. н.э. . В это время на Земле формируются первые цивилизации, из которых наиболее известными были древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская.

Важнейшими культурными достижениями этих цивилизаций, с моей точки зрения, являются следующие:

- создание письменности в виде слогового письма (письменность Древнего Египта), иероглифического письма (в Китае);

-зарождение национальных религий: религии Древнего Египта, брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм в Древней Индии, даосизм и конфуцианство в Древнем Китае);

- формирование науки как самостоятельной сферы духовной культуры. В частности, в математике научились извлекать квадратные и кубические корни, изобрели позиционную систему записи чисел, вычисление числа "Пи", открыли метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. (Древний Китай). В астрономии создали варианты солнечно-лунного календаря, научились предсказывать солнечные и лунные затмения (Древний Египет), составлять карты звездного неба. В числе достижений древней медицины  можно назвать учение о кровообращении, разработку разнообразных методов лечения болезней, применение и описание в литературе методов лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем (Древний Китай). В философских трактатах ставились вопросы о происхождении мира и человека, о месте человека в обществе, о цели человеческой жизни.

- окончательное оформление основных видов искусства – архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы (пирамиды Хеопса, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве, образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив, - Древний Египет; огромные статуи из металла Будды, Брахмы, Вишну и Шивы - Древняя Индия; Великая китайская стеной и Великий канал - Древний Китай).

- улучшение бытовых условий жизни людей благодаря таким  изобретениям, как канализация, водопровод, бани, многоэтажные жилые дома, мосты, дороги, компас, спидометр, сейсмограф, шелк, стекло, фарфор, бумага и подвижный шрифт, пушки и стремена;

- обоснованы морально-правовые мотивы разделения общества (Древняя Индия- разделение индийского общества на четыре основные “Варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги).

-Культурный обмен товарами с другими(“Великий шелковый путь в Др. Китае)[4]

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Среди основных процессов и факторов развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. можно выделить следующие:

1)Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии. Это было мощным интернациональным движением. Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

2)Особенность экономического развития Европы в XIII в. Состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на 2 ее полюсах - на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а так же во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны - на крайнем Востоке, в России, где несмотря на господство феодального строя, отмечалось ускоренное развитие мануфактуры.

Промышленный переворот – переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия.

3)Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата.

4)Общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту. Население Европы увеличилось примерно со 118 млн. чел. в 1700 г. до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое с 6 до 11 млн. Во Франции население возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн. в 1789.

5)Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.

6)Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций (В 1788-1789 гг. во Франции нарастал общественно-политический кризис. Все это вылилось в Великую французскую буржуазную революцию, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны).

В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.[3]

 

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории 

XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

При великом князе Дмитрии Донском произошли существенные события в объединительном процессе.

Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси. В этот период значительно возросло торгово-ремесленное население Москвы. Большое развитие получает производство оружия. В Москве появляется целое поселение оружейников. Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества. Московский князь имел в своем распоряжении многочисленное и хорошо вооруженное войско. В 50—70-е гг. Москва успешно выдерживает борьбу за великое княжение Владимирское с Суздальско-Новгородским, Тверским и Рязанским князьями. Значительно была расширена территория княжества.

 Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от татаро-монгольских поработителей. В 1378 г. на р.Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г. Победа на Поле Куликовом — это не только военно-политическая, но духовно-нравственная победа. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных, и даже побеждать такого сильного противника. Был развеян миф о непобедимости золотоордынской армии. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства. Культурную жизнь княжества времён Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле). У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию — без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину».

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

Во время  правления Ивана III Васильевича (1462— 1505) к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Двинская земля (1478), Тверь (1485), Казань (1487), Вятская земля (1489). Внутренняя и внешняя политика Ивана III была направлена на объединение страны и избавление ее от владычества Орды:

 — присоединение к Москве обширных владений Великого Новгорода, Тверского княжества;

 — свержение ордынского владычества — «стояние на Угре» 1480 г.;

 — судебник 1497 г. — вводил единые судебно-административные порядки на всей территории Московской Руси.

В правление Ивана IV Грозного (1547—1584): расширение территории Российского государства ведется за счет захвата и колонизации новых территорий у осколков Золотой Орды.

-В 1552 г. Иван Грозный покорил Казанское ханство.

-В 1556 г. войска Ивана Грозного завоевали Астраханское ханство. Таким образом, все Поволжье вошло в состав Русского государства. Волжский торговый путь, по которому можно было доплыть до Каспийского моря, а оттуда в Персию, Турцию и двинуться дальше на Восток, принадлежал России.

-В 1581 г. отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство. Часть населения Сибири подчинилась России добровольно. Русское государство заняло всю Восточную Европу и продвинуло свою границу далеко за Урал.[1- стр.60]

-проведение множества реформ (денежная, военная, церковная, реформа местного самоуправления)

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха      

А. Начало книгопечатания

2. Древний мир                         

Б. Изобретение фотографии

3. Средневековье                     

В. Начало изготовления цветного стекла

4. Новое время                         

Г. Изобретение компьютеров

5. Новейшее время                 

Д. Изобретение ткацкого станка

Ответ: 1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-г

 

Заключение:

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что история - это наше достояние, гордость. История - это прошлое, то, что было до настоящего времени, повествование о событиях прошлых лет. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события. Как сказал Цицерон «История-это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Историческое познание играет немаловажную роль в истории. Это одна из важных сторон общественного сознания.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Именно культура отличает человека от всех ос­тальных существ. Даже в древние времена человек учился чему – то новому, открывал перед собой новые горизонты. Древний Китай, Египет, Индия - Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из первобытного мифа.

В 18 веке в западных странах шел процесс преобразования общества - эпоха Просвещения. Конечно, в этом были свои плюсы и минусы, но общество не стояло на месте, оно развивалось, и это дало толчок новым открытиям и изобретениям.

Каждый великий деятель России внес вклад в нашу историю. Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV Грозный,- все они хотели, чтобы Россия была наравне с другими государствами.

Итак, история - это процесс развития природы и общества.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

 

Список литературы:

1. Радугин А. А., История России (Россия в мировой цивилизации)/ Изд-во Центр,Москва,2002

2. Поляк Г.Б., Всемирная история: Учебник для вузов /.Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997

3. История книги, Всемирная история, Европа в XVIII в http://maxbooks.ru/worhi/histos 108.htm

4. Энциклопедия людей и идей, Культура древних цивилизаций, http://www.abc-people.com/typework/art/antich1-txt.htm

5. http://repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю) - КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы, «Отечественная история», КОПР-3 «История государственного управления в России».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 17.18K
Скачано: 258
Скачать бесплатно
02.04.13 в 11:59 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе