Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [12.05.12]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 46.99K | Скачано: 302 | Добавлен 12.05.12 в 19:07 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Вариант 5

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

История выполняет несколько социально значимых функций:

Первая функция — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Я считаю, что все функции исторического познания одинаково важны для любого человека.

Познавательная функция обогащает внутренний мир человека, а значит, делает его образованным и культурным. Специалист любой отрасли должен знать историю, а особенно своей страны. Ведь человек не знающий истории своего Отечества не может по праву называться гражданином страны, в которой родился. И не зря придумано крылатое выражение «Иван, не помнящий своего родства», то есть не патриотичный, не знающий историю своей страны.                  

Практически-патриотическая функция  формирует образцы значимого поведения у специалистов разных отраслей, позволяет избегать ошибок прошлых поколений. Такие специалисты будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. А если они не знают корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, то они не смогут объяснить, а, следовательно, и рационально перестроить настоящее.

Мировоззренческая функция также крайне важна. Если история будет достоверной и объективной, то у человека сложатся правильные представления об исторических знаниях и опыте прошлых поколений. Если же они будут субъективными, то, опираясь на них, человек или специалист может сделать много ошибок.

Воспитательная функция помогает людям овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у людей причастность ко всему происходящему на Земле, желание самим творить «историю людей» и свою «малую историю», когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия – патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых «прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных объектах – все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды. Поэтому знание истории так важно в нашей жизни.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций в Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

 Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тыс. до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

 В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из которого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. Уже в древнем и среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе. Это действительно необыкновенные памятники неограниченной власти фараона и каторжной работы рабов.

 Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов. Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и — изредка — метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов — ювелирные изделия для знати, храмовая утварь.

Необходимость обмера земли, подсчета урожая, строительства каналов, сооружения грандиозных зданий и военных сооружений привели к возникновению основ математики. Древним египтянам человечество обязано созданием десятичной системы счисления, они даже имели специальный иероглиф для обозначения миллиона. Математики Египта умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, трапеции, круга, вычислять объем усеченной пирамиды и полушария, решали алгебраические уравнения с одним неизвестным. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Египтяне владели и медицинскими знаниями. Так, мумификация умерших в Древнем Египте позволила врачам в совершенстве изучить анатомию человеческого тела и систему кровообращения. На высоком уровне в Египте и Двуречье находилась диагностика определения болезней, распознавание их симптомов. Врач должен был открыто заявить больному — излечимо ли его заболевание. Для лечения использовались различные средства. Прежде всего - это веками накопленный опыт составления очень сложных лекарств, органических и неорганических соединений. Широко практиковались массажи, притирания, компрессы. При необходимости осуществляли хирургические операции. До наших дней дошли блестяще изготовленные из твердых сплавов бронзы и достаточно совершенные инструменты древнеегипетских хирургов.

 Насущная потребность государства в большом количестве грамотных людей привела к созданию первоначальных образовательных систем. Так, в Древнем Египте были созданы придворные школы писцов для аристократии и ведомственные школы для подготовки писцов-чиновников. Писец считался важным государственным лицом, и некоторым из них даже были построены пышные гробницы и сооружены статуи. При письме египтяне использовали иероглифы. Переход к алфавитной системе письма, где каждый знак соответствовал звуку, был совершен в Финикии во 2-м тыс. до н.э. Алфавит состоял приблизительно из 40 знаков. Это расширило возможности письма. Именно финикийское письмо было взято греками за основу при создании своего алфавита, который в свою очередь оказал огромное влияние на все системы европейского письма.

Культура Месопотамии

 Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н. э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Шумерам принадлежат важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система счисления (счеты).

 Шумерами была создана шестидесятеричная система счисления: знали они и десятичную систему. Дошедшие до нас математические тексты говорят об умении жителей Двуречья возводить число в степень, извлекать квадратные и кубические корни по особым формулам, вычислять объем. При расчетах применялись дроби. Предполагается, что им была известна арифметическая и геометрическая прогрессия. Сохранились клинописные таблицы умножения (до 180 тыс.) и деления.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие  держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления  религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги  использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами.

В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".

В Месопотамии подготовленные при храмах писцы в то же время были и жрецами богов. Программа их образования включала обучение письменности, знания по математике, астрономии и астрологии, гадание по внутренностям животных, изучение права, богословия, медицины и музыки. Методика преподавания, как рассказывают дошедшие до нас тексты клинописных пособий-таблиц, была весьма примитивной и состояла из вопросов учителя и ответов учеников, заучивания наизусть и письменных упражнений.

Древние цивилизации Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам. То же самое можно сказать и о древневосточной эпической литературе — в основном это религиозные мифы о золотом веке, о богах и героях. Типичным примером такого рода литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован в древнешумерских прототипах.

Культура Китая

 Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века.  В Китае был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо - прообраз современной иероглифической каллиграфии.

 Древний Китай есть родина таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, бумага, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

 На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

 Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

Культура Индии

 Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н. э.

 На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

 Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляют фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций.

 Индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.

XVIII век занимает особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Западной Европы. Это - век Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Среди основных процессов и фактов развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. можно выделить следующие:

-господство рационализма;

-просвещённый абсолютизм;

-Северная война (1700-1721);

-Семилетняя война (1756-1763);

-Великая французская революция (1789-1794);

-война за испанское наследство (1701-1714);

-война за австрийское наследство (1741-1741);

-изобретение механической прядильной машины и прялки, печатной и паровой машин;

-укрепление парламентаризма;

-промышленный переворот в Англии (переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству);

-бурное развитие внешней торговли;

-аграрная революция (внедрение новой сельскохозяйственной техники и посадка новых сельскохозяйственных культур);

-повышение роли капиталистической аренды;

-строительство сетей магистральных дорог и судоходных каналов;

-распространение таких этических течений как масонство и хасидизм;

 Я считаю, что наиболее важными процессами и фактами в истории Западной Европы в XVIII веке являются Великая французская революция, Семилетняя война и промышленный переворот в Англии.

Великая французская революция (имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всем мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в). Революция привела к краху Старого порядка и утверждению во Франции нового, более «демократичного и прогрессивного» общества. Франция стала парламентарной республикой.

Семиле́тняя война́ (1756—1763) — крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена Войну также считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции и Испании. Также война считается первой окопной — из-за применения в войне большого количества редутов и других быстровозводимых укреплений. После войны Россия укрепила свою гегемонию в Европе, а Англия сумела вырваться вперед в колониальной гонке с Францией. Она приобрела новые территории: Канаду, Восточную Луизиану, острова Доминикана, Сент-Винсент, Гренада и Тобаго, Сенегал и все фактории Франции в Индии. К Испании отошла Западная Луизина.

В результате промышленного переворота середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство. Промышленная революция приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

 

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.

Иван I Данилович Калита, Дми́трий I Иванович, Василий I, Василий II Тёмный, Иван III Васильевич, Васи́лий III, Иоа́нн IV Васи́льевич, Фео́дор I Иоа́ннович – основные деятели российской истории XIV–XVI вв.

Я считаю, что наибольший вклад в развитие государства внесли Дмитрий I Иванович, Иван III Васильевич, Иоа́нн IV Васи́льевич.

Дми́трий I Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363). За первые 16 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым, сделав процесс московского возвышения необратимым. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани, так и войнами с Великим княжеством Литовским и другими княжествами. В 1380 Дмитрий I  во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380, завершившейся разгромом завоевателей, он проявил выдающийся полководческий талант. После нападения татарского хана Тохтамыша на Москву в 1382 Дмитрий Донской организовал работы по восстановлению города. В его княжение Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях. Донской впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как "свою отчину". В самой Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости, прикрывавшие подступы к центру города. При Дмитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты— раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь московский с 1462 по 1505 год.

Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород - Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). При великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий, расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547).

Во время правления Иоа́нна IV в Московское государство вошли 2 ханства: Казанское и Астраханское, был совершен поход Ермака в Сибирь, в результате которого в дальнейшем стало возможным освоение Сибири. Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному издательству. Митрополит Макарий составил “Жития святых”. В памяти народа остались и Судебник и первый Земский собор и многое другое.

Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость “подсистемой” тотального страха.

Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил “всея Руси самодержец”.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1.Первобытная эпоха

А. Начало книгопечатания

  2. Древний мир

Б. Изобретение фотографии

3. Средневековье

В. Начало изготовления цветного стекла

4. Новое время

Г. Изобретение компьютеров

5. Новейшее время

Д. Изобретение ткацкого станка

Ответ: 1-Д , 2-В , 3-А, 4-Б, 5-Г

 

Список литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка,

А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Книги по истории. – URL: http:/historik.ru.

5. История. – URL: http://lib.ru/HISTORY/

6.  КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические

указания по выполнению контрольной работы; КОПР-1 «История

экономики», «Культурология», «Отечественная история» – URL: http://

repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю).

7. 18vek.usoz.com

8. ru.wikipedia.org

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 46.99K
Скачано: 302
Скачать бесплатно
12.05.12 в 19:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе