Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №5

Контрольная по Истории Вариант №5 [10.12.15]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 32.34K | Скачано: 187 | Добавлен 10.12.15 в 21:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2014


Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ: Общая культура в человеке формируется обычно, гуманитарными науками. Важное место среди этих наук  занимает история. Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История соответствует установлению подлинности, истинности событий и фактов.

В науке под историческим сознанием понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, процесс накопления исторических знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания.

История выполняет несколько социально значимых функций.

Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая. Функция состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука выявляет на основе исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение человека может быть научным, если опирается на объективную реальность. В свою очередь, объективная реальность – это исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

Четвертая функция - воспитательное воздействие. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии.

На мой взгляд, выделить наиболее важные функции невозможно, ведь каждая из них особенно важна. Именно все эти функции сформировали историческое познание настоящего времени.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

Ответ: Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывавшиеся с V - IV тысячелетий до н.э. и существовавших до начала нашей эры на огромной территории от Египта до Китая.

Культура Древнего Египта.

В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.

Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы. Уже в древнем и Среднем царствах  были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество других художественны достижений. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов).

Существует одна характерная особенность египетского искусства – длительное следование принятым в древности образцам. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся правилам. Это мешало развитию творчества художников.

Значительные достижения египтян произошли в физике, химии, медицине, хирургии. В Египте были накоплены величайшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака). Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Культура Древнего Китая.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В области математики был открыт метод решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В области астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. При императорских дворцах создавались обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 гг. до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

Культура Древней Индии.

Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали её от остального мира.

Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых. В городах строились двух и трехэтажные здания из обожженного кирпича.

Характерной чертой культуры Индии является многообразие религий, которые взаимодействуют между собой.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в.

Главной целю внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в. было просвещение. Просвещение – необходимый этап культурного развития любой страны, расстающейся с феодализмом. В основе просвещения лежат идеи демократизма и формального права. Один из основоположников просвещения, английский философ Джон Локк рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным результатом межличностных отношений.

Для французского просвещения, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо, Франсуа Вольтер, Дени Дидро, были характерны идеи нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни.

Большое влияние на общество оказывали так называемые энциклопедисты – члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демократическим подъемом в правящих кругах европейских государств нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление называется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию феодальных пережитков. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий. Он издал свод законов, вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако он сохранил все дворянские привилегии.

Наиболее последовательно политику просвещенного абсолютизма проводил император Германии и Австрии Иосиф II . Он освободил от крепостной зависимости крестьян, наделив их землей, провел реформу судопроизводства. Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций своей империи, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.

Просвещение способствовало росту революционных настроений в обществе. Во Франции в конце XVIII в. они переросли в революцию. Главной причиной Великой французской революции 1779 – 1794 гг. было несоответствие феодального строя задачам экономического, социального и политического развития страны.

Главными итогами революции явилась ликвидация феодальных пережитков и установление капиталистического уклада в экономике, развитие парламентской демократии, создание нового государственного устройства – парламентской республики и т.д.

Экономические перемены привели к изменению социальной структуры европейского общества. Росли численность и влияние буржуазии, особенно в Англии и Франции. Увеличивалось количество мануфактурного пролетариата. Корыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол королевских чиновников и т.д. вызвали резкое недовольство английских переселенцев, которые в 1775 году переросли в войну северо-американских колоний за независимость. Ее называют первой Американской буржуазной революцией.

Важнейшим событием XVIII в. было также развитие колониальной системы европейских стран.

4 июля 1776 года Конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки.

Таким образом, XVIII век в Западной Европе  – это время становления и победы буржуазных отношений. Процесс этот шел неравномерно. На этом этапе выдвинулись страны первого эшелона капитализма, где произошли буржуазные революции (Голландия, Англия, Франция).Последствием буржуазных революций стала не только свобода экономической деятельности, но и изменение форм государственного устройства, и продвижение к формированию правового государства и гражданского общества.

 

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства?

Ответ: В 1325 году Московским князем стал Иван Данилович Калита. Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье. При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Набор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества.

В годы правления Ивана III (1462-1505) формирование русского централизованного государства сопровождается ликвидацией удельной системы. Бывшие уделы теряли не только свою политическую независимость, но и другие автономные права. Удельным князьям было запрещено держать собственные вооруженные силы и администрацию. Вместо них была создана единая система формирования вооруженных сил страны. Все феодалы должны были в случае войны, по приказу Великого князя, являться ко двору Великого князя. Окончательного политического суверенитета Иван III добился в 1480 г., после разгрома войск хана Большой Орды Ахмата. В этот период в некоторых документах его уже именовали царем. Считая себя правопреемником Византии, Иван III взял в качестве герба своего государства византийский герб с изображением двуглавого орла. Именно тогда появился символ монархической власти – шапка Мономаха, тогда же появились такие атрибуты самодержавия, как скипетр и держава.

В период царствования Ивана IV Грозного (1533- 1584 гг.) в стране был проведен целый ряд преобразований. Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни (Судебная реформа, Губная реформа, Земская реформа). Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов, первый из которых был созван по инициативе молодого царя в 1549 г. При Иване Грозном началось завоевание Поволжья, где находилось множество осколков распавшейся Золотой Орды, и Сибири. Иван отвоевал земли Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. С этого времени Волга становится великой русской рекой и важнейшим торговым путем Московского государства. Территория Московского государства расширилась вплоть до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды приступили к завоеванию Западной Сибири. В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; и в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти.

Правление Ивана Грозного практически разорило страну, нанесло непоправимый вред многим боярским родам, обескровило народ. К концу царствования Ивана Грозного накопившиеся противоречия привели к глубочайшему всеобщему кризису. Но благодаря вмешательству Ивана IV был оборван наметившийся в середине XVI в. в России процесс формирования сословий как сложно организованных, корпоративных структур, автономных по отношению к государственной власти. Для решения важнейших государственных дел Иван IV стал созывать особое собрание – Земский собор. В него входили представители боярства, служилого дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. Это свидетельствовало о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие.

1. Первобытная эпоха     А. Начало книгопечатания

2. Древний мир                 Б. Изобретение фотографии

3. Средневековье             В. Начало изготовления цветного стекла

4. Новое время                  Г. Изобретение компьютеров

5. Новейшее время          Д. Изобретение ткацкого станка

Ответ: 1-Д , 2-В ,3-А, 4-Б, 5-Г

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Драч Г. В. История мировой культуры, Ростов-на-Дону, "Феникс”, 2000.
  2. Кравченко А.И. Культурология . М. 2005.
  3. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. «История России» - Москва 1997
  4. Пигалев А.И. Культурология - Волгоград, 2000.
  5. Радугина А. А. Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. М.,1998.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 32.34K
Скачано: 187
Скачать бесплатно
10.12.15 в 21:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе