Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [08.05.14]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.72K | Скачано: 233 | Добавлен 08.05.14 в 17:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Архангельск 2012


Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.

Ответ:

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История».

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Задачи истории:

1.Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т.д.

2.Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3.Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4.Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5.Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6.Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7.Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8.Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9.Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

 

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

Ответ:

Науке известно множество (около ста) определений понятия "ци­вилизация". Под цивилизацией большинством исследователей понимает­ся качественная специфика той или иной группы стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специ­фической общественно-производственной технологией, но и соответст­вующей культурой. Цивилизациям присущ специфический образ жизни, специфическое отно­шение народа данной цивилизации к самому себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории.

Мир древних цивилизаций включает как общеизвестные и лучше изученные, так и менее известные цивилизации. К первым относят­ся: 1) цивилизация Древнего Египта, 2) цивилизации Месопотамии, 3) Древний Китай, 4) цивилизация Древней Индии, 5) древнегрече­ская цивилизация, 6) цивилизация эллинизма, 7) Древний Рим, 8) цивилизации Средней Азии, 9) цивилизации Закавказья, 10) ци­вилизация скифов. Ко вторым можно отнести: 1) цивилизации Аф­рики южнее Сахары и Южной Аравии, 2) цивилизации Древней Малой Азии, 5) цивилизации Древнего Ирана, 4) цивилизацию Древнего Аф­ганистана, 5) древние цивилизации Юго-Восточной Азии, 6) древне-японскую цивилизацию, 7) цивилизации Нового Света.

Попытаемся разобраться в сущности сложившихся уже в древно­сти двух типов мировых цивилизаций — восточного и западного. К первому типу относятся почти все цивилизации древности; ко вто­рому — цивилизации Древней Греции, эллинистических государств и Древнего Рима. Особенности конкретного ти­па цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе и климатических условий; от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни общества, особенностей его социальной и политической организации. Поэтому, сравнивая развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметрам, можно проследить своеобраз­ное их "противостояние". Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:

1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке — раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.

2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медлен­ный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписы­ваются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биоло­гических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") — динамичный характер развития общества в цивилизации западной;

3) общественная собственность в восточном государстве на сред­ства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятель­ности частных лиц, бюрократический контроль — преобладание в ан­тичном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориен­тация на рынок;

4) абсолютное преобладание государства над обществом, регули­рование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) — незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);

5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном — подчеркнутое уважение в обществе  западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;

6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций — и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.

Дес­потия как форма организации государственной власти была распрост­ранена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное при­сутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; сочетание страха перед верховной Властью с без­граничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бю­рократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; су­ществование на низовом уровне экономически независимых и самоуп­равляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, каст и т.д.).

Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структу­ра, как «полис» —город-государство.

Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или другие союзы, но обычно — независимых и самодоста­точных в административном, хозяйственном и культурном отноше­нии.

Интересен процесс постепенного развития полиса: раннее отделение ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город, т.е. средоточие не только торгово-промышленной деятельности, но и социальных связей, основу гражданской общины. В. VI-V вв. до н.э. полис раз­вился в гораздо более прогрессивную, чем восточная дес­потия, форму государства. Граждане полиса имели право владеть землей (а полисный коллектив - верховный собственник и гарант зе­мельной собственности отдельных граждан); обязаны были прини­мать участие в государственных делах, а случае войны — участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконие. Верховным законодательным органом в полисе было народное соб­рание; исполнительная власть была представлена выборными органами и должностями: «советом пятисот», судом присяжных, коллегией де­сяти стратегов, архонтами и др. Выше гражданина в по­лисе никто не стоял, кроме коллектива полиса (идея суверенитета на­рода).

Античная демократия была ог­раниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории того или иного по­лиса, рабы. Существовали, помимо демократических, и олигархиче­ские полисы (наиболее яркий пример — Спарта), где сильны были пе­режитки родового строя и власть принадлежала потомственной ари­стократии, представленной в совете старейшин и коллегии эфоров (своеобразном органе, выполнявшем судебные, дипломатиче­ские, «контрольно-ревизионные» функции).

Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникаль­ным явлением, неизвестным дотоле в мире древних цивилизаций, по­зволявшим эффективно решать экономические, военные и политиче­ские задачи, достичь высокого уровня развития культуры.

Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, воз­никшая в конце IV - начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после походов Александра Македонского и просуще­ствовавшая три столетия. Необходимость для пришельцев на Восток — эллинов — приспосабливать свои институты к жизненному укладу вос­точных стран вызвала к жизни своеобразную форму социально-политического устройства — эллинистическую монархию, сочетав­шую элементы восточной деспотии и полисного устройства.

Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их население исповедовало разные религии. Алек­сандр Македонский, захватывая прежде всего круп­ные города, довольствовался сбором налогов с поко­ренных областей, мало что меняя в их жизни.

Новые порядки давали некоторые преимущества: обеспечивали большую безопасность в неспокойной политической обстановке той эпохи, полису легче бы­ло устанавливать связи с другими областями государ­ства. И все-таки отношение к монархической власти было неоднозначным. В определенных ситуациях го­рода поддерживали ее, но она вызывала и сопротивле­ние, особенно на территории собственно Греции, где слишком сильны были традиции демократии.

Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время от времени их по­трясали династические войны, конфликты между го­родской знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и выступления социаль­ных низов против налоговой системы.

В эпоху эллинизма впервые в истории человече­ства контакты между Востоком и Западом стали по­стоянными и устойчивыми. Эти контакты прояви­лись во многих областях: окрепли торговые связи, создавались новые формы государственности, росло культурное взаимодействие. Но в конечном счете превращение Греции в мировую державу не влило новых сил в древнюю цивилизацию. Основы грече­ской цивилизации  размывались, а новые цивилизационные основы так и не были созданы.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей, отличной не только от сложившихся на Восто­ке, но и в Древней Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности.

Обозначим самые важные условия, благодаря ко­торым римляне поднялись до та­кой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как вер­ною оградою, морями, за исключением только немно­гих частей, которые, в свою очередь, защищены труд­нопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Од­но из них особенно выгодно для отражения нашест­вий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.

В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледель­цами, но и воинами. Жизнь общины была организована так, чтобы под­держивалось равновесие между личной и обществен­ной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, зани­мавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан надела­ми земли.

Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Когда начиналась война, у граждан брали заем, который возвращался после победы. Военная добыча пере­ходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане.

В IV в. до н. э. римляне завладели всей территори­ей Средней Италии. Большинство завоеванных италийских племен римляне объявили своими союзниками. Это означало, что они должны были платить Риму военный налог, выставлять отряды в помощь римскому войску.

II век до н. э. ознаменовался победой над Грецией. Сокрушив двух самых серьезных противников и со­перников, Рим во II—I вв. до н. э. стал мировой держа­вой, охватывающей все Средиземноморье, и в даль­нейшем продолжал расширять границы. Завоеванные страны (вне Италии) превращались в провинции Рима и облагались налогом. С богатыми провинциями стали быстро устанавливаться торговые связи. Расцвет торговли и прямое ограбление новых вла­дений дали важный результат — в Риме стали ак­тивно развиваться товарно-денежные отношения.

Стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республи­канского строя, — единоличная власть диктатора или императора. Первым диктаторской власти добился талантли­вый полководец Сулла, вторым — Цезарь (100—44 гг. до н. э.), чья слава военачальника и стратега пережила века. Диктатура Суллы и Цезаря продержалась недолго. Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э., когда Октавиан, родст­венник Цезаря, получил от сената звание пожизненно­го императора, а также титулы августа, т. е. «воз­величенного божеством», и «сына бога», как это было и в восточных деспотиях.

Однако после смерти Августа довольно быстро стало очевидно, что созданная им система правления не столь уж совершенна. Единоличная власть открывала возможности для проявлений деспотизма и произвола и время от времени оборачивалась тиранией, против которой мало кто осмеливался про­тестовать.

III век — это эпоха кризиса империи. Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жало­ванье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура. Рим постепенно терял роль центра, и в 330 г. им­ператор Константин объявил новой столицей Кон­стантинополь (на месте греческой колонии Византии). А в 395 г. империя распалась на Восточную и Запад­ную части.

Римская цивилизация пережила два мощных удара — и в области социально-экономической, и в области духовной. Третий удар нанесли варвары: Рим оказался на перекрестке путей новых, молодых народов, в самом эпицентре их великого переселе­ния. Цивилизационное развитие, основанное на эволюционности, преемственности, претерпело слиш­ком сильные разрушения. Римская цивилизация закончила свое существование

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 19 в.  Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот исторический период утверждались капиталистические порядки, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития. Уже на рубеже XV--XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления — аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Результатом модернизационного процесса стало индустриального общества. Рассмотрим же более внимательно определяющие черты ин­дустриальных обществ:

1.Быстрое изменение техники и технологии благодаря систе­матическому применению в производстве научных знаний. Сформи­ровавшийся в XVIII веке союз науки и производства, в XIX веке оформляется окончательно, создав принципиально новые возмож­ности для наращивания темпов развития производства.

2.Следствием союза науки и производства являются промыш­ленная, научная и научно техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства.

3.По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает жизне­деятельность человека (механического транспорта, бытовой тех­ники и т.д.).

4.Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной ра­циональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В основе технократизма лежит идея рационального, тех­нологического устройства общества по типу производственных ор­ганизаций, стремление перенести методы управления производст­венной организацией на все общество.

5.Вместе с тем техногенная цивилизация внедряет на произ­водстве корпоративный коллективизм. Разделение труда обуслов­ливает тесную взаимозависимость людей в производственном цик­ле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый слажен­ный механизм. И поскольку труд стал коллективным, каждый зави­сит от коллектива, формируются коллективные интересы. Произ­водственные организации выступают как корпоративные объединения людей, имеющих общие интересы. Производственные организа­ции-корпорации (фабрики, заводы и т.д.) становятся ведущей фор­мой социальной организации общества.

6.Параллельно с корпоративным коллективизмом формирует­ся социально-групповое и классовое сознание. С одной стороны, осо­знает общность своих социальных интересов буржуазия, класс капи­талистов, с другой стороны, рабочий класс, пролетариат.

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества. Эпицентр индустриальной цивилизации находился в Англии с последующим перемещением на континентальную Европу и в Северную Америку.

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия. Ее стержневой основой стала энергетика, получившая новый источник — электричество. Теперь ведущие позиции заняла тяжелая индустрия, решающую роль стала играть наука. Капитализм переходит на новую стадию развития: из «классического» он трансформируется в монополистический.

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа — средний класс.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными образцами стали конституционная монархия в Англии и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.

 

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцве­та. С течением времени единого государства, объединенного властью киевс­кого князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне само­стоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался пос­ле смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого.

На долгие века страна вступала в эпоху политической раздробленности. Исто­рики XIX в. называли ее удельным периодом, а советские — феодаль­ной раздробленностью.

Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Тор­говые связи в XI—XII вв. были развиты достаточно слабо, и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упа­док. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следова­тельно, утратил свое значение главный древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического распада были пережитки родоплеменных отношений. Ведь Киевская Русь объединила несколько десят­ков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли и постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо-во­стоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерыв­ного дробления страны могло повлиять и отсутствие в русском фео­дальном праве понятия о майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земель­ные владения того или иного феодала переходили только к старшему из сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя мог­ли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздроб­ленность, большинство современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных фео­дальных вотчин — боярских сел. Класс феодалов приобретает эконо­мическое и политическое могущество. Наличие большого числа круп­ных и средних феодальных владений становилось несовместимым с раннефеодальным государством, имевшим огромную территорию и сла­бый государственный аппарат. Б.А. Рыбаков считает феодальную раз­дробленность результатом исторической дифференциации и свидетель­ством зрелости феодализма.

Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем сво­ем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города — центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей со­общения. Важнейшие торговые пути проходили от оз. Ильмень и р. За­падной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско-Окским междуречьем.

Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории. Однако непрекращающийся процесс полити­ческого дробления земель, многочисленные княжеские усобицы ослаб­ляли обороноспособность страны перед внешней опасностью.

 

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. пиктография

2. Древний мир

2. Интернет

3. Средневековье

3. создание славянской письменности

4. Новое время

4. клинопись

5. Новейшее время

5. изобретение пишущей машинки

1 - 1, 2 - 4, 3 - 3, 4 - 5, 5 - 2

 

Список литературы

  1. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
  3. История России с 9 века до наших дней / Издательство Воронежского университета, 1996
  4. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки / А.С. Маныкин М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004.
  5. История России : учебное пособие / В.В. Кириллов — М.: Юрайт-Издат, 2007.
  6. Очерки всеобщей и отечественной истории: Учебн. Пособие. / Под ред. Н. А. Душковой — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.
  7. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века / Н. В. Павлов — М.: Дрофа, 1999.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.72K
Скачано: 233
Скачать бесплатно
08.05.14 в 17:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе