Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [29.01.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.45K | Скачано: 285 | Добавлен 29.01.13 в 22:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте  его основные задачи.

Ответ. История – важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и о его настоящем, о достоверностях развития общественной жизни в конкретных формах, пространственно- временных измерений. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история – наука многоотраслевая, состоит из ряда самостоятельных отраслей исторических знаний: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и.т.д. К историческим наукам относится также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран. История одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. Она тесно связана с древними науками: психологией, социологией, юриспруденцией, экономической теорией и др. В отличие от них она рассматривает процесс развитие общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все стороны их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Задачами истории являются – реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде:

- Выяснение причин развития исторических событий;

- Определение закономерностей исторического процесса развития общества.

 

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

Ответ. Науке известно множество (около ста) определений понятия «цивилизация». Под цивилизацией большинством исследователей понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно- производственной технологией, но и соответствующей культурой. Мир древних цивилизаций включает как общеизвестные и лучше изученные, так и менее известные цивилизации. К первым относится:

- Цивилизация Древнего Египта

- Цивилизация Месопотамии

- Цивилизация Древнего Китая

- Цивилизация Древней Индии

- Древнегреческая цивилизация

- цивилизация эллинизма

- Цивилизация Древнего Рима

- Цивилизация Средней Азии

- Цивилизация Закавказья

-Цивилизация скифов.

Ко вторым можно отнести:

- Цивилизация Африки южнее Сахары и Южной Аравии

- Цивилизации Древней Малой Азии

- Цивилизации Древнего Ирана

- Цивилизация Древнего Афганистана

- Древние цивилизации Юго-Восточной Азии

- Древне-японская цивилизация

-Цивилизация Нового Света.

Невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Попытаемся лишь  разобраться в сущности сложившихся уже в древности двух типов мировых цивилизаций – восточного и западного. К первому типу относятся почти все цивилизации древности, ко второму – цивилизация Древней Греции, эллинистических государств и Древнего Рима. Следует отметить, что особенности конкретного типа цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе и климатических условий, от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни общества, особенностей его социальной и политической  организации. Поэтому, сравнивания развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметра. Можно проследить своеобразное их «противостояние». Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:

  1. Отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося «течению реки» - природе, государству) – ранее создание основ гражданского общества, предусматривающих правокаждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на западе.
  2. С стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений(новые культурыне разрушают старые , а вписываются и распространяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют «традиционными обществами») – динамичный характер развития общества в цивилизации западной.
  3. Общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок.
  4. Абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) - незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе).
  5. Регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля.
  6. Деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в.  Обоснуйте свой выбор.

Ответ.  Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи уже на рубеже XV—XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления — аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Индустриальная цивилизация ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и давших мощный толчок прогрессивным изменениям в развитии западного общества: промышленной революции — технологического переворота, сопоставимого по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великой французской революции, разрушившей основы феодального порядка в Европе. Крупнейший современный британский историк Э. Хобсбаум обозначает эти события как «двойственную революцию», вызвавшую непрерывные революционные преобразования в западном обществе на протяжении первой половины XIX в.: «Великая революция 1789—1848 гг. явилась триумфом… капиталистической промышленности... экономики и государства в определенном географическом районе мира (части Европы и некоторых областях Северной Америки), центром которых были соседние государства — Великобритания и Франция. Преобразования 1789—1848 гг. стали по существу двойным переворотом, происшедшим в тех двух странах, и были распространены отсюда по всему миру.

Таким образом, эта двойственная революция может рассматриваться не только как французская политическая и британская промышленная революция... но скорее как двойной кратер довольно значительного действующего вулкана... от этого двойного кратера англо-французской революции, она распространилась по всему свету, а потому ясно, что она приняла форму европейской экспансии и победы во всем мире».

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества. В обозначенное время шло его становление. Эпицентр индустриальной цивилизации находился в Англии с последующим перемещением на континентальную Европу и в Северную Америку. До середины XIX в. длилась фаза быстрого распространения. В формационном измерении обозначенный этап соответствовал стадии «классического (зрелого, промышленного) капитализма», основанного на принципах свободной конкуренции.

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям. Уже в 1850—60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих странах Запада были созданы условия для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия. В современной исторической литературе она обозначена как вторая промышленная революция (в советской историографии — техническая революция). Ее стержневой основой стала энергетика, получившая новый источник — электричество. Теперь ведущие позиции заняла тяжелая индустрия, решающую роль стала играть наука. Машинный век изменил весь образ жизни людей, значительно облегчил труд и быт человека. Вместе с тем появилось и множество новых, доселе неизвестных проблем.

Вторая промышленная революция обусловила бурную индустриализацию в странах Запада и формирование здесь зрелого индустриального общества. Переход западного общества в фазу его расцвета, длившуюся до начала Первой мировой войны, завершает эпоху Нового времени (затем последует фаза заката индустриальной цивилизации и период Новейшего времени).

Новый технологический переворот повлек за собой большие изменения и в формационном плане, вызвав усиление концентрации и централизации производства и капитала, создание акционерных обществ и монополий. В этих условиях капитализм переходит на новую стадию развития: из «классического» он трансформируется в монополистический. В силу своего экспансионистского характера ранний монополистический капитализм получил название империализм.

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Рост социальной мобильности повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными характеристиками теперь становятся отношение к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа — средний класс. Вместе с тем индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих класса — наемные работники, живущие продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX в.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными образцами стали конституционная монархия в Англии и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении социальных и политических сил. Эта борьба проходила в разных формах, мирными либо насильственными методами, путем реформ или революций. Следует отметить, что революция и реформа — это не антиподы, а специфические проявления сложного процесса эволюции. Они диалектически дополняют друг друга, в целом играя сопоставимую по значимости роль в развитии общества на протяжении всей его истории. Выбор инструмента модернизации общества — революция или реформа — зависел от соотношения нового и старого укладов (буржуазных и феодальных элементов), способности правящей элиты к компромиссу с оппозицией, степени радикализации низших слоев и от специфики исторического развития той или иной страны. Образцом эволюционного развития являлась Англия, после XVII в. двигавшаяся путем реформ, революционного — Франция, пережившая в XIX в. три революции. Так или иначе, к концу XIX в. большинство стран Запада заложили основы буржуазной демократии, создали у себя буржуазную государственность.

Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой. В прошлом великая монархия Габсбургов отошла на второй план, вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции в Европе. Франция, несколько веков боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство своих конкурентов — Англии, затем и Германии.

Индустриализация оказывала огромное влияние и на духовную жизнь общества, на самого человека. В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой — терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности — класса или нации.

Огромные стимулы для развития получило искусство, оно становилось все более «земным». Вместе с тем индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это отмечали уже в начале XX в. представители интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» писал о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества — доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.

 

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей  точки зрения.

Ответ. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобнов­лялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. ус­тановил: « . каждо да держит отчину свою».

Можно назвать следующие причины феодальной раздроблен­ности на Руси:

· во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обшир­ных вотчин, а рентой-нало­гом. Нужны были гарантии того, что наследник со вре­менем будет главой княже­ства. В то же время увели­чение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борь­бу между князьями за луч­шие княжества и террито­рии, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские меж­доусобицы — это прежде всего борьба за перераспре­деление налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суве­ренного княжества;

· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономиче­ских связей способствовало созданию сравнительно неболь­ших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинни­ков, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономичес­кой мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой кня­жеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивле­ния горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали пригла­шать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; евро­пейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в гре­ки» постепенно терял свое значение;

· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 боль­ших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увели­чилось до 50.

Последствия феодальной раздробленности:

Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной куль­туры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское кня­жество хоть и формально, но цементировало страну; сохраня­ла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха                     

А. Пиктография

2. Древний мир                                 

Б. Интернет

3. Средневековье                             

 В. Создание славянской письменности

4. Новое время                                  

Г. Клинопись

5. Новейшее время                          

Д. Изобретение пишущей машинки

Ответ: 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-Б

 

Литература

  1. Новая история 8 класс, А.Я. Юдовская – «Просвещение» 2002г.
  2. История России А.А.ДаниловБазовый уровень – «Просвещение» 2009г.
  3. Всемирнаяистория Г.Б.Поляка – «Юнти» 2001г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.45K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
29.01.13 в 22:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе