Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [04.10.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.28K | Скачано: 195 | Добавлен 04.10.13 в 17:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Брянск 2011


Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.

Ответ: 

История – это наука о прошлом человеческого общества и о его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно- временных измерениях.

Содержанием истории служит исторический процесс, которых раскрывается в человеческой жизни, сведения которых сохранились в памятниках и других источниках. Явления истории разнообразны, следовательно, история -  наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. К историческим дисциплинам относят так же  источниковедение.

В ходе изучения курса «История» ставятся следующие задачи:

– формирование представлений о ведущих факторах исторического развития;

– приобретение  комплексных знаний о важнейших событиях и процессах всемирной и отечественной истории, их причинах, особенностях и последствиях;

– ознакомление с основными этапами в истории человечества, их важнейшими особенностями;

– ознакомление  с историческим опытом, как положительным, так и отрицательным, накопленным в истории человечества;

– формирование  исторического мышления, необходимых для понимания специфики настоящего и возможных перспектив будущего развития.

Главной задачей истории является изучение конкретных условий, стадий, форм развития явлений и процессов прошлого. История должна отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

 

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

Ответ:

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяются три основных типа древних цивилизаций.

  1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
  2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными, друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно.
  3. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы разви­тия общества в странах Западной Европы в XIX в. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

XIX в стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего, это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую – здесь теперь занято значительно больше персонала, чем прежде. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения.

XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

Романтизм в литературе, музыке и искусстве – стиль, делающий акцент на воображение, эмоции и созидательную индивидуальность артиста; природа и фольклор служат источниками вдохновения. Реализм – направление в искусстве, ставящее своей задачей правдивое отражение действительности в ее типических чертах. Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения — в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци — соединение обучения с производственным трудом.

Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.

Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический. В искусстве XIX в. необходимо выделить несколько художественных направлений, связанных с развитием всей культуры.

В зависимости от контекста индустриальное общество может обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально функционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «индустриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного общества.

Самая характерная черта индустриального общества состоит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом.

Накопленный труд принимает форму средств производства — технологий, орудий труда, ресурсов и т.п., закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство означает высокую степень разделения труда

Вторая важнейшая характеристика индустриального общества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов его социальной организации:

* в противоречии между все более углубляющимся разделением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства;

* в противоречии, относящемся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную напряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм.

С течением времени сфера религиозной регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма.

Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.

На протяжении XIX — XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

XIX век в Европе — это век обострения классовой борьбы, развернувшихся социальных революций. Начало классовым битвам было положено еще в ХVII-ХVIII веках. Великая английская (1640-1660) и Великая французская революции (1789-1794) положили начало процессу утверждения буржуазии в качестве господствующего класса в политической организации европейского общества. В XIX веке буржуазные революции охватили другие европейские страны. В 1820-1821, 1848 гг. революции произошли в Италии. В 1830 г. вспыхнула революция в Бельгии. Целая серия революций 1854-1856 гг. сотрясала Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. В 1849 г. революция в Венгрии. Роль лидера социальных революций в Европе играла Франция.

 После Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. она пережила еще три — в 1830,1848 и 1871 гг. Наряду с буржуазией в социальных революциях XIX века активно выступает пролетариат. В форме крупных восстаний он стремится отстоять свои права. Восстание лионских ткачей во Франции (1830 и 1839), 1839 восстание силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии свидетельствуют о растущей силе рабочего класса.

К середине XIX века организуется политическая организация рабочего класса Европы — Первый Интернационал.

Под влиянием социальных революций существенным образом изменилась жизнь государств этого континента. Огромную роль в этих преобразованиях сыграли наполеоновские войны. Захват территории различных европейских государств наполеоновскими армиями, как правило, сопровождался крупными политическими и социальными преобразованиями в этих странах: отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства, утверждение правовых отношений на основе Кодекса Наполеона и т.д. Поскольку разрушение феодальных основ общества в Германии, Италии, Испании осуществлялось в насильственной форме, постольку в этих странах развивались сильные национально-освободительные движения. Поражение Наполеона в 1814 году привело к реставрации старых порядков. Но возникшие ростки нового уже пустили такие глубокие корни, что продолжали оказывать существенное воздействие на сознание и конкретные формы жизнедеятельности Европейского общества.

 В XIX веке происходят изменения в расстановке сил в Европе. Страны старого капитализма — Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и безусловное лидерство было поколеблено. Англия к концу XIX века по производству стали и чугуна.

Франция к концу века оказывается на четвертом месте мира.

 Особенно низкими темпами развивается во Франции собственное машиностроение, станки в основном ввозились из-за границы. В стране сохранялось множество мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. Отставало от технического прогресса и сельское хозяйство Франции.

По урожайности пшеницы она занимала одно из последних мест в Европе. Зато процветал ростовщический банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран.

Во Франции стал распространенный особый тип буржуа — не труженики и предприниматели, а рантье, стригущие купоны от финансовых вложений.

 Крупный рывок на пути модернизации сделала в XIX веке Германия. С середины XIX века почти вся Германия была объединена под властью Пруссии — самого могущественного из немецких государств. Таким образом были созданы благоприятные условия для интенсивного развития экономики. В 1850е годы были проведены реформы в сфере земельных отношений. Часть земель была безвозмездно передана крестьянству. Другая же часть — самые доходные земли — подлежали выкупу. Помещики сохранили за собой большую часть земли, создавали на ней крупные капиталистические хозяйства, в которых применялись машины, химические удобрения и другие новшества. В результате всех преобразований к концу XIX века Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню промышленного производства, в котором ведущие позиции  занимали черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Относительно высоким был и уровень развития сельского хозяйства.

В Европе и Северной Америке XIX век — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация — это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX веке формируются индустриальные общества. Индустриальное общество — это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус.

Главную роль в культуре данного общества занимает научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, которые заняты обслуживанием производства.

 

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодаль­ной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

Феодальная раздробленность -  прогрессивный, закономерный процесс  экономического усиления и политической децентрализации феодальных владений. Этот процесс переживали все европейские страны. На Руси раздробленность произошла в с.XII-XIII вв.  Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей малыми землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских  династий. Феодальной раздробленности предшествовали многочисленные княжеские междоусобицы. Характер бедствия на  Руси приобрели княжеские усобицы в последней четверти XI в. Ярославичи совместно боролись против Ростислава Владимирович, захватившего  Тмутаракань, а так же Всеслава  Полоцкого, который захватил  Псков, а затем  Новгород.

После поражения триумвирата Ярославичей в  1068 от  половцев, восставшие  киевляне изгнали их из города.  Святослав Ярославич князь Черниговский выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев". Сам Святослав был Великим князем Киевским. В  битве при Нежатиной Ниве  Всеволод Ярославич разбил своего брата Изяслава и убил его, став Великим князем.

После смерти Всеволода на престол вступил Святополк Изяславич  Туровский, но междоусобицы продолжались. Сын Святослава Олег вошёл в союзные  отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь. Врагом Олега был Владимир Мономах. В начале XII в. образовалось ок.10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. - 250. Напр., в  1341 Золотая Орда признала самостоятельность Нижегородского княжества, а в  1392 Василий I Дмитриевич купил у них ярлык на Н.Новгород, Городец, Мещеру и Тарусу. Присоединил к Москве Суздальско-Нижегородское княжество. Дробление русских земель усиливалось. В  1346 началась междоусобная  борьба тверских князей. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского  централизованного государства со столицей в Москве.

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли.

Стремясь получить больший прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды",так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати.

Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей.

Последствия феодальной раздробленности:

1) феодальная раздробленность — закономерный этап развития на пути любого государства;

2) жизнеспособные земли развивались, слабые земли заглохли или слились с жизнеспособными;

3) распад Руси не был полным.

 

Задание 5. Тест:   Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. пиктография

2. Древний мир

Б. интернет

3. Средневековье

В.создание славянской письменности

4. Новое время

Г. клинопись

5. Новейшее время

Д. изобретение пишущей машинки

Ответ: 1 – А;  2 – Г; 3 – В; 4 – Д; 5 – Б.

 

Список литературы.

  1. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997
  2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ,2009
  3. httplibruHISTORY
  4. httphistorikru
  5. httpwwwallengrueduhisthtm
  6. Интернет – репозиторий http://repository.vzfei.ru 
  7. - Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: "Книги", "Статьи", "Диссертации", "Учебно-методическая литература", "Авторефераты", "Депозитарный фонд". Общее количество записей в электронном каталоге - 201991

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.28K
Скачано: 195
Скачать бесплатно
04.10.13 в 17:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе