Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [07.04.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.06K | Скачано: 285 | Добавлен 07.04.13 в 17:53 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2011


Вопросы

Задание 1.

Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.

Задание 2.

Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

Задание 3.

Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в. Обоснуйте свой выбор.

Задание 4.

 Выделите главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Задание 5.

Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Пиктография

2. Древний мир

Б. Интернет

3. Средневековье

В. Создание славянской письменности

4. Новое время

Г. Клинопись

5. Новейшее время

Д. Изобретение пишущей машинки

 

Задание 1

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

 Слово история пришло из греческого языка ( ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию. В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII в. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее «magistravitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «translatortemporis» (передатчик времени).

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изучение курса «История России» в высшей школе определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

 

Задание 2

 

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

 1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

 2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;

 3) взаимопереплетение культур;

 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

 На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

 4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

 Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.

 Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизаци

 

Задание 3

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества.

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям.

Происходил рост социальной мобильности, повлекший за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными характеристиками теперь становятся отношение к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа — средний класс. Вместе с тем индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих класса — наемные работники, живущие продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX в.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными образцами стали конституционная монархия в Англии и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении социальных и политических сил. Эта борьба проходила в разных формах, мирными либо насильственными методами, путем реформ или революций. Следует отметить, что революция и реформа — это не антиподы, а специфические проявления сложного процесса эволюции. Они диалектически дополняют друг друга, в целом играя сопоставимую по значимости роль в развитии общества на протяжении всей его истории. Выбор инструмента модернизации общества — революция или реформа — зависел от соотношения нового и старого укладов (буржуазных и феодальных элементов), способности правящей элиты к компромиссу с оппозицией, степени радикализации низших слоев и от специфики исторического развития той или иной страны. Образцом эволюционного развития являлась Англия, после XVII в. двигавшаяся путем реформ, революционного — Франция, пережившая в XIX в. три революции. Так или иначе, к концу XIX в. большинство стран Запада заложили основы буржуазной демократии, создали у себя буржуазную государственность.

Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой. В прошлом великая монархия Габсбургов отошла на второй план, вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции в Европе. Франция, несколько веков боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство своих конкурентов — Англии, затем и Германии.

Индустриализация оказывала огромное влияние и на духовную жизнь общества, на самого человека. В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой — терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности — класса или нации.

Огромные стимулы для развития получило искусство, оно становилось все более «земным». Развивалась философия. В ее развитии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.  Происходит развитие литературы, появляются два основных направления — романтизм и реализм.

В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения — в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци — соединение обучения с производственным трудом.

Вместе с тем индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это отмечали уже в начале XX в. представители интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» писал о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества — доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.

 

Задание  4

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «… каждо да держит отчину свою».

 Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

 Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

 Последствия феодальной раздробленности:

 Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.

 

Задание 5

1.Первобытная эпоха

А. Пиктография

2.Древний мир

Г. Клинопись

3.Средневековье

В. Создание славянской письменности

4. Новое время

Д. Изобретение пишущей машинки

5. Новейшее время

Б. Интернет

 

Список литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / Под редю – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.
  2. История отечественного государства и права (часть 1) / под ред.О.И. Чистяковой. – М.: Бек, 1996.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.06K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
07.04.13 в 17:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе