Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [13.04.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.36K | Скачано: 225 | Добавлен 13.04.13 в 13:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2012


Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи. 3-4

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику. 5-7

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в. Обоснуйте свой выбор 8-10

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения 11-12

Задание 5. Тест. Установите соответствие 12

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха    А. Пиктография

2. Древний мир               Б. Интернет

3. Средневековье            В. Создание славянской письменности

4. Новое время                Г. Клинопись

5. Новейшее время         Д. Изобретение пишущей машинки

Список используемой литературы 13

 

Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.

Ответ:

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Предмет науки истории  и ее место в системе исторических наук. Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.

Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.

Основные задачи истории:

  1. изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого.
  2. решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событий тех, которые имеют значение с точки зрения исследования.
  3. призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.
  4. анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати
  5. исследует международные связи отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных

Говоря словами Цицерона, первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

 История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

 Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени;  палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати;  эпиграфия  – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

 К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

 

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, оха­рактеризуйте их специфику.

Ответ:

Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм.

В образовании древних цивилизаций большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную "культурную" традицию.

Главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название "аграрной революции". И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее, в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.

Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной.

Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высокоразвитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников, оторванных войнами и насилием от своих очагов и брошенных в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами.

В зависимости от основ ментальности, историко-политического и экономического развития, культуры, перспектив развития выделяют три типа цивилизаций:

1. Природные сообщества. К этому типу цивилизаций относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой: австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири. Их духовные системы принято именовать язычеством: они построены на обожествлении могущественных сил природы (Воды, Земли, Огня и т. д.). Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.

2. Восточные цивилизации. В данном случае имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный Западу. Этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества Египта, Индии, Китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация). Общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. Цель такого общества – движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей.

Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным). Общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. Частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступает государство.

Община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. Основной формой государственного правления является деспотия, для которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.

Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей».

3. Западные цивилизации. Запад понимается как символ определенных ценностей, а не как географическая категория. Этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающая (рыночная) экономика. Западная цивилизация представлена античной цивилизацией Древней Греции и Рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой Америки (ацтеки), современной европейской цивилизацией.

Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.

 

Задание 3.  Перечислите основные процессы и факторы разви­тия общества в странах Западной Европы в XIX в. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

 В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства.

Модернизация - процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели - индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры.

Технологический переворот, сопоставимый по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великая французская революция, разрушившая основы феодального порядка в Европе, два события, с момента которых можно считать индустриальную цивилизацию.

Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой.

Промышленная революция

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям. Уже в 1850--60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих странах Запада были созданы условия для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия.

Итоги в промышленности и земледелии:

-Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.

-Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд.

- Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14—20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.— даже 29 центнеров.

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Рост социальной мобильности повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора.

Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа - средний класс.

В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой - терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности - класса или нации. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации

 

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодаль­ной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

Феодализм – это аграрное общество, для которого характерно сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянством, с сословной организацией как правящего слоя, и так и непосредственных производителей (крестьян, ремесленников), с полным засильем церкви во всех сферах общественной жизни

Причины феодальной раздробленности:

1) Борьба за княжеский престол

2) Княжеские междоусобицы

3) Натуральный характер хозяйства

4) Усиление местного аппарата управления

5) Последствия раздробленности

В XI веке, когда феодальная раздробленность Руси окончательно оформилась на Любечском съезде князей (1097 год). Несмотря на наличие такой сильной политической фигуры как Владимир Мономах, Русь распадается на ряд княжеств, причем князья сообща договариваются каждому держать «вотчину свою». Во всех княжествах производится одно и тоже, торговать имеет смысл разве что с дальними странами (например с Востоком) Экономической основы для единства не было, аристократия в каждом княжестве желает быть главнее всех, и категорически не хочет подчиняться Великому князю. Итогом этого всего феодальная раздробленность на Руси

Последствия феодальной раздробленности:

1. Так как в хозяйственном отношении многие русские территории обособились, это привело к росту их экономики. Теперь всё производившееся остава­лось в самом княжестве. Собранный урожай, ремес­ленные изделия, природные богатства не надо было отправлять в Киев, всё шло на развитие собственного хозяйства. Доход поступал в собственную казну. По­этому хозяйственная жизнь в разных русских землях получила мощный импульс для развития.

2. В каждом княжестве возникали местные школы книжности, архитектуры, иконописи. Велись лето­писи, слагались былины, возводились храмы, стро­ились города, ширились ремёсла. Всё это привело к обогащению культуры на прежде глухих окраинах Киевской Руси.

3. Раздробленность ослабила военную мощь Руси. Сила дружины князя не  сравнима с силой единого древнерусского войска. Теперь собрать войско для отпора врагу было сложнее. Это сразу почувство­вали половцы, от набегов которых много пострадали южнорусские княжества в XII — начале XIII века.

4. Князей продолжали разделять усобицы. Правда, цель их изменилась. Если раньше князь стремился захватить столицу всей Руси Киев, истребляя кон­курентов, то теперь он был не прочь прирастить соб­ственные владения за счёт соседей. Стычки князей приносили много несчастий русским людям, ослаб­ляли Русь и делали её лёгкой добычей иноземных захватчиков.

В первой половине XII века в Древней Руси на­ступила раздробленность. Вместо единого государ­ства возникло несколько самостоятельных кня­жеств, которые, в свою очередь, дробились на более мелкие. Удельная система способствовала эконо­мическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усоби­цам и ослабила её обороноспособность.

 

Задание 5. Тест.  Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха    А. Пиктография

2. Древний мир               Б. Интернет

3. Средневековье            В. Создание славянской письменности

4. Новое время                Г. Клинопись

5. Новейшее время         Д. Изобретение пишущей машинки

Ответ: 1-А;  2-Г ; 3-В ; 4-Д;  5- Б.

 

Список используемой литературы:

1. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, 2001, 2003, 2009

2. Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки

3. "Библиотека Гумер" - URL: http://www.gumer.info

4. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2002.

5. Википедия http://ru.wikipedia.org

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.36K
Скачано: 225
Скачать бесплатно
13.04.13 в 13:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе