Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Рынок труда и безработица (бесплатная контрольная)
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.90K | Скачано: 342 | Добавлен 25.10.13 в 17:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Липецк 2013
Вариант № 12
План работы
Контрольный теоретический вопрос 3
1. Рынок труда и безработица 3
2. Виды безработицы 5
3. Экономические и социальные последствия безработицы 7
4. Государственная политика занятости 10
Эссе 12
Тестовые задания 14
Список литературы 15
Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.
Рынок труда обладает рядом особенностей:
- специфичен сам товар на рынке труда (рабочая сила);
- спрос на труд является производным, то есть в определенный момент времени он зависит от спроса на определенные товары и услуги;
- рынок труда характеризуется несовершенством информации;
- на рынке труда большую роль играют нерыночные институциональные факторы: трудовое законодательство, минимальный уровень заработной платы, нормы безопасности труда, ставки налогов и субсидий, регулирующие спрос и предложение труда, деятельность профсоюзов.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Товаром на рынке труда выступает рабочая сила. Рабочая сила - физические и духовные способности человека, которые используются в процессе труда при создании товаров или оказании услуг.
Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.
Предложение на рынке труда определяется составом трудовых ресурсов общества, которые представлены частью населения страны, обладающей физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту.
Трудовые ресурсы включают:
Экономически активное население включает всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные граждане наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
В реальной экономической жизни безработица это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поисками работы, обращались в различные службы занятости, использовали (помещали) объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), предпринимали шаги к организации собственного дела.
- были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.
Безработные - это часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в определенное время (на конкурентной основе) на конкретной территории. Безработица рассматривается как вынужденная незанятость, обусловленная нарушением равновесия на рынке труда.
В экономической теории выделяют пять основных причин безработицы:
1) структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2) экономический спад (депрессия), который вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;
4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5) изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.
Безработицу можно структурировать в зависимости от ее причин на:
- безработицу в результате потери работы в результате увольнения;
- безработицу вследствие добровольного отказа от работы;
- безработицу, связанную с выходом на рынок труда после перерыва;
- безработицу в связи с выходом на рынок труда впервые.
2. Виды безработицы
В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на четыре типа: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную.
Фрикционная безработица возникает при перемещении работников от одного места работы к другому. Такая безработица выступает следствием кратковременных изменений на рынке труда и существует потому, что процесс подбора работников и рабочих мест требует определенного времени. Уровень фрикционной безработицы в экономике определяется притоком людей на рынок труда и выходом из него и тем, насколько быстро безработные находят на работу. Эта скорость зависит от развитости институциональной структуры рынка труда.
В условиях постоянно меняющейся рыночной экономики фрикционная безработица неизбежна потому, что происходят структурные сдвиги. Еще одной причиной служат увольнения в результате банкротств отдельных фирм, неудовлетворительная их работа. Поэтому государственные программы для снижения естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы обычно включают в себя совершенствование информирования о вакансиях, осуществляемом службами занятости, различные программы переподготовки.
Наоборот система страхования по безработице, увеличивает число фрикционных безработных, так как, с одной стороны, работник может дольше искать подходящую для него работу, а с другой – фирмы легче идут на увольнения, зная, что работник не останется без средств к существованию, что, в конечном счете, увеличивает экономическую эффективность.
Структурная безработица возникает при длительных изменениях в структуре экономики, которые приводят к несоответствию между существующей квалификацией или профессиональными требованиями со стороны рабочего места. Могут возникать также структурные территориальные несоответствия.
Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, фрикционная и структурная безработица составляют естественную безработицу. Формы безработицы как фрикционная и структурная, не могут быть устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость характеризуется наличием естественной безработицы. Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категорией потенциального уровня ВВП. Потенциальный ВВП – это такой объем ВВП, который может быть произведен в условиях полной занятости при наличии естественной безработицы. В связи с этим становится ясно, что фактический и потенциальный ВВП могут не совпадать, как и не всегда совпадают фактическая и естественная безработица.
Циклическая, конъюнктурная, или спросодефицитная безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, определяется изменениями экономической конъюнктуры.
При классификации безработицы выделяют также безработицу вынужденную и безработицу добровольную (или безработицу ожидания). Вынужденная безработица возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Добровольная безработица возникает, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски вышеоплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.
Сезонная безработица вызвана колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.
Скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В России скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работы и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.
Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные
Положительные
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
Положительные
Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.
Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро– и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной плат, удлинения продолжительности рабочей недели. Более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие людских ресурсов для труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
на тему: «Особенности безработицы и политики занятости в современной экономике России экономике».
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности.
Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.
+
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
безработица, так как:
+
а) измеряемая безработица не включает фрикционных безработных;
б) некоторые рабочие хотели найти работу, но отчаялись и
прекратили ее поиски;
в) некоторые из тех, кто называет себя безработными, просто не
занимаются поисками работы всерьез;
г) измеряемая безработица не включает в себя подростковую безработицу.
2. Закон Оукена показывает:
+
а) зависимость между отклонениями фактического ВВП от потенциального и уровнем структурной безработицы;
б) зависимость между отклонениями фактического ВВП от потенциального и динамикой циклической безработицы;
в) зависимость между отклонениями номинального ВВП от реального и динамикой циклической безработицы;
г) зависимость между отклонением потенциального ВВП от фактического и динамикой естественного уровня безработицы.
1. Макроэкономика. Учебное пособие./Под редакцией Бункина. М: 2006.
2. Теория переходной экономики. Микроэкономика. Учебное пособие./Под ред. канд.эк.наук В.В.Герасименко – М:ТЕИС, 2009.
3.Макроэкономика. Учебное пособие./Под ред. канд.эк.наук Е.В. Красниковой - М:ТЕИС, 2010.
4. Макроэкономика./ Под ред.В.М. Прудников. ИНФРА – 2009.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.