Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Занятость и безработица в рыночной экономике
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 69.44K | Скачано: 345 | Добавлен 19.12.14 в 00:31 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы
Вуз: Российский университет кооперации
Год и город: Владимир 2014
Введение 3
1.Безработица и ее виды. Уровень безработицы
1.1. Понятие, сущность безработицы и ее виды 5
1.2. Уровень безработицы 7
2. Причины безработицы в интерпретации представителей основных школ экономической теории 9
2.1. Неоклассическое направление о причинах безработицы 9
2.2. Безработица в теории Дж. Кейнса 10
3. Социально-экономические последствия безработицы 13
3.1. Социальные последствия безработицы 13
3.2. Экономические последствия безработицы 15
4. Государственное регулирование занятости и его особенности в России 18
4.1. Понятие и виды занятости 18
4.2. Регулирование занятости в России 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости и безработицы.
Безработица ведет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращения потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и не о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Не малый урон наносит безработица и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свои умения в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
Цель курсовой работы определяется тем, что проблема безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политике, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому цель данной курсовой работы – дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть ее специфику в современной экономике.
Для реализации цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие безработицы, ее виды и уровень;
- проанализировать причины безработицы в интерпретации представителей основных школ экономической теории;
- дать характеристику социально-экономическим последствиям безработицы;
- изучить государственное регулирование занятости и его особенности в России.
Объект изучения – занятость и безработица в рыночной экономике.
Предметом является структура занятости и безработицы в Российской Федерации.
Методы исследования. При разработке данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как синтез, анализ, индукция, дедукция.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занято в производстве товаров и услуг.
К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:
-не имели работы;
-занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
-были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. В экономике различают несколько видов безработицы на основе различных критериев.
С точки зрения характера вытеснения работника с производства различают:
а) добровольную безработицу, когда работник увольняется по собственному желанию в силу тех или иных причин;
б) вынужденную безработицу, когда фирма сама предлагает работнику уволиться, ссылаясь на различные обстоятельства;
С точки зрения порождающих условий и причин различают:
а) фрикционную, связанную с поисками или ожиданием лучшей работы в лучших условиях. Её иногда называют также текучей безработицей:
б) структурную – это разновидность безработицы, которая связана с изменениями структуры экономики, следовательно, с изменением структуры спроса на рабочую силу.
Например, в случае, если какая-либо отрасль находится в структурном кризисе, резко падает спрос на труд работников этой отрасли. При этом предложение труда, оставаясь на прежнем уровне, начинает превышать спрос на труд, и образуется структурная безработица.
Общее у фрикционной и структурной безработицы заключается в том, что оба эти вида безработицы неизбежно возникают в экономике любой страны. При этом величина фрикционной безработицы характеризует степень социально-экономических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.
в) технологическую – результат влияния НТП, когда появление новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из них становятся излишними, которые «выбрасываются» на рынок труда;
г) циклическую - это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла.
В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, растет безработица.
Циклическая безработица – отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, следовательно, не достигается потенциальный уровень ВВП.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Фрикционная и структурная безработица совершенно неизбежна, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Следовательно, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложения совпадают. К естественной безработице относятся: фрикционная, структурная.
Причины естественного уровня безработицы - сбалансированность рынков труда, когда количество работников, ищущих равно, совпадает с числом вакантных рабочих мест. Поэтому под полной занятостью подразумевается не 100% отсутствие безработицы, а всего лишь определенный минимально необходимый уровень естественной безработицы. Естественный уровень безработицы в определенной степени является положительным явлением.
Уровень безработицы можно вычислить по формуле:
Уровень безработицы = безработные/рабочая сила * 100%
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые представляют соответствующие органы, а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и определенных групп населения, которые составляют:
-лица, не достигшие трудоспособного возраста;
-лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках);
-лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Уровень безработицы (отношение общей численности безработных к экономически активному населению, %) показан на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика безработицы в России с 1992 по 2008 г.
Минимальный уровень безработицы за анализируемый период был в 1992 г. — 5,2%. Своего максимального значения уровень безработицы достиг в 1998 г. — 13,2%. К 2007 г. уровень безработицы снизился до 6,1 %, а в 2008 г. процент безработных увеличился до 6,3%. Необходимо отметить, что наиболее остро проблема безработицы проявляется не в целом по крупным регионам, а на локальном уровне: в малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках крупных предприятий, в горнорудных поселках Крайнего Севера, «закрытых» зонах и т.д.
Таким образом, понятие уровня безработицы играет большую роль в определении экономической политики, он обладает определёнными недостатками. Несмотря на то, что он является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
Безработица - это неотъемлемая часть рыночной экономики. Запас рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.
Причины безработицы рассматриваются с разных позиций в различных направлениях экономической теории: неоклассическое направление и теория Дж. Кейнса.
Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется безработица.
На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции под воздействием рыночных сил превышение предложения над спросом будет способствовать снижению цен до равновесного уровня. Поскольку рынок труда в неоклассической концепции функционирует, как любой товарный рынок, то избыток предложения труда на этом рынке также понизит заработную плату до равновесного уровня. В результате понижения ставок заработной платы, с одной стороны сократит количество претендующих на рабочие места, а с другой. Из-за сокращения издержек на наем, увеличит спрос предпринимателей на рабочую силу.
Предложение труда также зависит от реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше работников предложат свой труд на рынке, наоборот, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу.
Таким образом, гибкость заработной платы обеспечивает достижения устойчивого равновесия на рынке труда при полной занятости. Стабильная, неэластичная в направлении понижения заработная плата является основной причиной безработицы в неоклассической теории. Не соглашаясь с пониженной заработной платой, работники делают выбор между занятостью и безработицей в пользу последней: безработица, если и возможна, то в качестве добровольной. Если же государство будет регулировать уровень заработной платы, то нарушится конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов неоклассического направления – для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.
Неоклассическая концепция добровольной безработицы стала предметом серьезной критики Дж. Кейнса в его фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег», изданной в 1936 г.
Кейнсианское направление опирается на то, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. А рынок труда рассматривается, как явление постоянного экономического равновесия.
В кейнсианской концепции последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер, а вынужденный. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода. Дж. Кейнс предлагал, чтобы государство противостояло безработице путем активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в итоге должно привести к повышению спроса на рабочую силу, следовательно, уменьшению безработицы.
Недостаток эффективного спроса ведет к низким темпам производства, кризисным явлениям и безработице. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также то, что 3–4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг, и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников. А от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости. В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
Во-первых: гибкость заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы она и снижалась, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей.
Во-вторых: для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы – политика государства. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.
Таким образом, Кейнс подверг критике господствовавшее в неоклассической теории положение о добровольном характере безработицы. Он показал, что в реальности существует и вынужденная безработица, порождённая невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую плату. В условиях спада производства, когда не задействована значительная часть трудовых ресурсов, работающие не предъявляют повышенных требований к росту заработной платы, а безработные согласны получить работу по ставкам более низким, чем действующие.
Последствия безработицы имеют больше негативных составляющих, чем положительных компонентов.
Рассматривая безработицу, как «благо», нужно иметь в виду, что речь идет только об умеренной безработице:
1.С экономической точки зрения безработица представляет собой резерв не занятой рабочей силы, которую всегда можно задействовать.
2.С психологической точки зрения безработица повышает дисциплину труда, т.е. здесь действует такой стимул, как риск потерять работу.
3.С демографической точки зрения безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половому признаку.
4.С политической точки зрения безработица способствует предпринимательской деятельности, «охлаждая пыл» наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области повышения зарплаты и улучшения условий труда.
Отрицательными сторонами безработицы является:
- снижение объема ВВП;
- падение покупательского спроса;
- сокращение сбережений;
- спад производства и другие факторы.
- безработица содействует криминализации общества.
- ухудшение психического здоровья нации.
- безработица может усиливать политическую нестабильность общества.
Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни - уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.
Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать того, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с такими фактами. Более того, как труд был дефицитным фактором производства. Трудящиеся имели определенную "неформальную" возможность оказывать влияние на условия труда и его оплату. Сегодня они этого практически лишены.
В сознании людей появление безработицы неразрывно связано с экономическими реформами. В связи с этим негативное отношение населения к безработице может выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.
Важнейшим социальным последствием безработицы является потеря квалификации. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В том случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую-либо профессиональную деятельности. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям, но для этого им нужна помощь и психолога и социолога.
Последствием безработицы необходимо считать и усиление конкуренции на рынке труда - между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места.
Анализ статистических данных показал, что от безработицы зависит число совершенных браков - чем выше уровень безработицы, тем меньше заключается браков. В то же время с падением уровня безработицы после 1998 г. число заключенных браков начало расти.
Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения, процессов.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.
Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне, на уровне предприятий и человека.
Сравнение показателей общего уровня безработицы и ее естественного уровня в России и странах с рыночной экономикой показывает, что в нашей стране этот разрыв больше.
В конце 80-х – начале 90-х гг. он составлял в странах с рыночной экономикой 0,1–2,7 процентных пунктов, в России – 2,3–4,3 процентных пункта. Подобное положение определяется тем, что в нашей стране слишком велика численность безработных, обусловленная экономическим кризисом, так называемая циклическая безработица. И именно на основе численности таких безработных можно определить убытки производства ВВП. Наши расчеты показали, что в 1997 г. потери от безработицы могли составить 124–180 трлн. руб., или 4,8–6,9% к объему производства ВВП.
Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству. Это обусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление налогов от физических лиц.
Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Основная масса расходов осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей и отчисления из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В 1993 г. расходы государственного фонда занятости составили 377 млрд. руб., в 1996 г. – 7284 млрд. руб., в 1997 г. – 8822 млр. руб. (в ценах соответствующих лет) или 0,2%, 0,3% и 0,3% от ВВП. В результате, соответственно, уменьшается доля всех других участников распределения ВВП.
Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.
Для отдельного человека безработица означает прежде всего потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В России, где доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования грозит большой бедой.
Безработицу как сложное социально-экономическое явление невозможно оценить однозначно. Однако она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Это обусловлено необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу в связи с пополнением естественной убыли и текучестью кадров. Удовлетворить этот спрос можно лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д., часто с отрывом от производства.
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих позитивных для производства и населения процессов.
Таким образом, безработица, ее рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:
1 Работающий на постоянной работе
2 Работающий на временной работе
3 Работающий на сезонной работе
4 Работающий по срочному трудовому договору
5 Неработающий
6 Безработный
7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости
Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.
Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость.
Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.
Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.
Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.
Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким.
Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза.
Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.
Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.
Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).
Таким образом, на законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.
Регулирование занятости — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Регулирование занятости имеет несколько уровней:
- общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;
- региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;
- локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.
На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.
Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.
Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.
Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.
2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам. Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.
3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ.
4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.
5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.
6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.
7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.
8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.
10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.
Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:
- преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;
- сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;
- создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;
- обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;
- осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;
- смягчение последствий длительной безработицы.
Статистика показывает, Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в феврале 2014г. составила 75,2 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Таким образом, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленческих решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.
Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
10)[Электронный ресурс. Свободный доступ] http://www.wikipedia.org
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.