Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №2

Контрольная по Истории Вариант №2 [21.05.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №2

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.83K | Скачано: 271 | Добавлен 21.05.13 в 10:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание:

1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период 3

2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры 6

3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVII в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор 9

4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие Древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор 10

5. Тест. Установите соответствие 12

1. Первобытная эпоха А. Восстание Спартака

2. Древний мир Б. Компьютерная революция

3. Средневековье В. Неолитическая революция

4. Новое время Г. Великая французская революция

5. Новейшее время Д. Коммунальные революции

6. Список литературы 13

 

1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

В истории известно несколько вариантов периодизации первобытнообщинного строя. Зачастую пользуются археологической схемой - эпохи связывают с материалами, из которых изготавливались орудия труда:

- каменный век: 5 миллионов лет назад - конец III тыс. до н. э.

- бронзовый век: конец III тыс. - I тыс. до н. э.

- железный век: I тыс. до н. э

 государственные образования возникают уже на последних двух этапах, поэтому хронологически эпоха первобытного общества совпадает с эпохой каменного века. В нем можно выделить три периода:

1) палеолит (древний каменный век): 5 млн - 12 тыс. лет до н. э.

2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.

3) неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н. э

В разных частях света, в разных племенах и народах появление определенной формы труда и общественной жизни происходит в разные периоды. Однако их объединяет ряд общих черт: хозяйство присвоение (пользование природными благами) и коллективная, общинная собственность на средства производства. Хозяйство периода палеолита. Первыми формами хозяйственной деятельности человека в период палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Умение изготавливать орудия труда было основной чертой, которая отличала человека от животного. Первые каменные орудия, по мнению археологов, появились примерно 2500 тысяч лет назад. Ими можно было отрезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Новый тип - питекантроп - появился почти 1 млн лет назад.

Питекантропы были способны выполнять простейшие трудовые операции: рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделять туши. В этот период археологи выделяют набор орудий из 30-40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200-40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластичные и заостренные наконечники, рубила, копья.

В это время начался ледниковый период это способствовало развитию новых трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность, чтобы выжить в различных климатических условиях.

Суровый климат научил людей использовать природный огонь, а затем и добывать его, сразу отделило их от природного мира. В их жилищах были очаги, выложенные камнем, где днем и ночью горел костер, на котором готовили пищу. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека. Огонь стали использовать для защиты от зверей и на охоте.  Добывания огня становилось важным хозяйственным задачам, а борьба за огонь - часто была причиной конфликтов и столкновений между соседними человеческими коллективами.

Около 200 тыс. лет назад сформировался неандертальская тип человека - человека разумного (homo sapiens). С завершением ледникового периода и установлением климата, близкого к современному (35-10 тыс. лет назад), началось утверждение человека современной. Использование огня для приготовления пищи, усовершенствование орудий труда существенно изменили физический тип человека. Именно в это время завершился процесс антропогенеза - превращение передлюдины в человека разумного.

Наряду с усовершенствованием орудий охоты, оставалось основным видом деятельности, появились каменная зернотерка, пестики для растирания зерна, орехов, корней, кремневые наконечники. Начали более досконально обрабатывать кости. Среди археологических находок есть кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шила и т.д. Костяные изделия украшали резьбой - орнаментом или изображением животных, что, по мнению первобытных людей, придавало особую силу.

На смену первоначальному обществу в эпоху позднего неолита пришла родовая община, которая объединяла людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей. К возникновению семьи родословную устанавливался по материнской линии. Женщины в этот период играли ведущую роль в хозяйстве (матриархат). Однако реальная власть в общине принадлежала старейшинам - мужчинам в возрасте 40-50 лет - и основывалась на их опыте, силе, интеллектуальных и эмоциональных преимуществах. Переход от детства в взрослую группу сопровождался специальными обрядами. Эти обстоятельства, видимо, меняли хозяйственную жизнь. Экономическое развитие мезолитических племен. Для мезолита характерными были отступление ледника на север и наступления современной эпохи. Охота и изменение климата привели к изменению фауны. Исчезновение части крупных животных заставило совершенствовать орудия охоты.

Важнейшим из достижений этой эпохи стало изобретение лука, оружия для дальнего боя, что позволило более успешно вести охоту на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сетки, ограждения, охотничьи ловушки. Стало развиваться рыболовство, которым занимались с помощью гарпунов, сеток. Долбление лодок с помощью каменного топора позволило развивать морской зверобойный промысел. Начали приручать животных. Стало меньше переселений с места на место.

В эпоху мезолита завершилось заселение Евразии. Люди все дальше проникали на север к берегам Балтики и Ледовитого океана. Зарождается пиктография (рисуночная письмо). Люди научились фиксировать, хранить и передавать информацию. В эпоху мезолита было накоплено значительный запас информации, знаний по метеорологии, медицины. Были известны трепанация черепа и ампутация поврежденных конечностей. Широко применяли гипноз.

 

2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются вам наиболее важ­ными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Эпоха ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.)

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города-государства впервые возникали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата).

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства – деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов.

В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена.

Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока. Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материальных благ.

На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей, существовало два сектора экономики. Существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Так же существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

В это время между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.

Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.).

В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления.

Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.

Становится активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений – получают повсеместное распространение деньги в монетной форме.

Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение частной земельной собственности, земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хозяйства начинают преобладать в экономике большинства стран.

Эпоха поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.).

В истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.

На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения до положения зависимых подданных.

Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими им землями.

 

3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVII в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики это сельское хозяйство, им занималось большая часть населения. Труд  в сельском хозяйстве был ручным, это предопределяло низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Большая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Роль городов была незначительной, но с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Появилось развитие дальней (внешней) торговли, а ближняя (внутренняя) торговля была незначительной. Дальняя торговля была ориентированна в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологического общества.

В Западной Европе в это время существовала религия одна для всех – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывание единой европейской цивилизации.

Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а так же соединение с условной собственностью на землю.  Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянское, духовное и народ (объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

 

4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие Древнерусского государ­ства. Обоснуйте свой выбор.

Рюрик 862-879

Олег Вещий 882-912 хитростью захватил Киев и объявил «Да будет Киев матерью городов русских»

Игорь Рюрикович 912-945

Княгиня Ольга Святая 945-966 во времена правления Ольги Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами.

Святослав Игоревич 966-972 большую часть своего правления он проводил в походах и сражениях. У устье Дуная «поставил» город Переяславец.

Ярополк I Святославич 972-978

Владимир Святославич  980-1015 в 988г Князь крестил Русь, по его приказу многие люди приняли христианскую веру.

Святополк I Окаянный  1015-1016, 1018-1019 

Ярослав Владимирович Мудрый 1019-1054 основал город Ярославль; одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов.

Изяслав I Ярославович 1054-1078

Всеволод Ярославич 1076-1077, 1078-1093 первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси»; его правление было омрачено набегами половцев и постоянными междоусобными войнами между племянниками и двоюродными внуками Всеволода. Улучшил внешнюю политику.

Святополк II Изяславич 1093-1113

Владимир II Всеволодович Мономах 1113-1125  Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию.

Мстислав I Владимирович Великий 1125-1132 

Ярополк II Владимирович 1132-1139  

Всеволод  Ольгович 1139-1146

Изяслав II Мстиславич Владимиро-Волынский  1146-1149, 1151-1154 

Юрий I Владимирович Долгорукий  1149-1151, 1155-1157  основал город Москва.

Ростислав Мстиславич Смоленский 1159-1167 

Изяслав Давыдович 1157-1159

Мстислав Изяславич 1158-1159, 1167-1169, 1170-1170.

В развитие Древнерусского государства внесли наибольший вклад князь Олег, так как он основал Киевскую Русь, княгиня Ольга укрепила государство и строились города, Святослав Игоревич завоевывал земли, Владимир Святославич  крестил Русь, Ярослав Мудрый освободил Русь от печенегов, во времена правления Владимира Мономаха произошло постановление о наследстве.

 

5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Восстание Спартака

2. Древний мир

Б. Компьютерная революция

3. Средневековье

В. Неолитическая революция

4. Новое время

Г. Великая французская революция

5. Новейшее время

Д. Коммунальные революции


Ответ: 1 - В 

2 - А

3 - Д

4 - Г  5 - Б        

 

Список литературы:

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы; КОПР-1 «История экономики», «Культурология», «Отечественная история», КОПР-3 «История государственного управления в России». – URL: http:// repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю).

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. История. – URL: http://historik.ru/

7. Хронос – Всемирная история в интернете. – URL: http://www. hrono.ru/

8. История. – URL: http://lib.ru/HISTORY/

9. История в истории. – URL//wordweb.ru

10. Книги по истории. – URL: http:/historik.ru

11. История России – РГСУ. – URL: http: // www.alleng.ru/ edu/ hist3.htm

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.83K
Скачано: 271
Скачать бесплатно
21.05.13 в 10:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе