Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №2

Контрольная по Истории Вариант №2 [30.11.14]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №2

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 32.93K | Скачано: 202 | Добавлен 30.11.14 в 20:08 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Киров 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

Задание 2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 17 в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Задание 4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор.

Задание 5. Тест.

 

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

Ответ:

Первобытное общество - своеобразная отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой.

В период становления человека и человеческого общества древнейшие пралюди сменяли друг друга. Первым в этой цепочке был питекантроп.  Он был существом прямоходящим, но имеющим много обезьяньих признаков. Питекантроп уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево, кость и камни. Камень стал основным материалом для изготовления орудий труда и использовался очень долго - вплоть до IV-III тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап – ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит начался 2,5 млн. лет назад и завершился примерно 100 тыс. лет до н.э.

Питекантропы охотились на мелких животных, занимались собирательством и рыбной ловлей. Вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами в 25-30 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов.

Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившийся примерно 300 тыс. лет назад. В отличие от питекантропа синантроп уже был способен к звуковой речи. Каменные орудия более разнообразны, хотя и не имели еще полностью устойчивой формы. Синантроп научился охотиться на таких крупных животных, как олени, дикие лошади и носороги. Жили в пещерах, но также строили наземные жилища из бревен и ветвей деревьев, которые покрывались шкурами животных. Синантропы вели кочевой образ жизни. Научились поддерживать природный огонь. Добыча огня становилась важнейшей хозяйственной задачей, а борьба за огонь - частой причиной конфликтов и войн между соседними человеческими коллективами.

Примерно 200 тыс. лет назад сформировался неандертальский тип человека. Каменная техника постепенно совершенствуется, а сами орудия принимают более правильную форму. Достижением неандертальца было изобретение составных орудий: часть орудия могла быть выполнена из камня,

часть - из кости или дерева. Удачно расположенные и удобные навесы и пещеры занимались под постоянное жилище - они могли использоваться на протяжении жизни нескольких поколений. В открытых местах строились конструктивно сложные наземные жилища.

Охота была наиболее эффективным источником получения пищи. Охота велась на крупных животных, в ней участвовали все взрослые мужчины общины, поэтому требовалась слаженная работы всей группы охотников. Охота стимулировала организованность коллектива неандертальцев. Любая добыча принадлежала всему коллективу и делилась с учетом пола и возраста каждого члена общины. Бесконечные кровавые конфликты в неандертальских группах, а также суровые условия жизни не позволяли неандертальцам доживать до старости, большинство их погибало в молодом возрасте. Тем не менее численность их росла, и они расселялись по всей Европе, Азии и Африке.

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита - примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э.

В период среднего палеолита появился «человек разумный» - Homo sapiens, или кроманьонский человек. Он уже внешне ничем не отличается от современного человека. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими членораздельной речью. Речь сильно повлияла на жизнь кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества. Крупнейшим открытием кроманьонцев стало искусственное добывание огня. Продолжает совершенствоваться каменная техника, орудия труда становятся более четкими и разнообразными.

В позднем палеолите уже сложился первобытнообщинный строй. Люди жили родовыми общинами. Родство определялось по женской линии. Реальная власть в общине принадлежала старейшинам - мужчинам 40-50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве.

В период позднего палеолита уже существуют первые общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода. Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей.

Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей. Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, но с применением усовершенствованных орудий и более эффективной организацией труда. Постепенно возникло и усилилось разделение производственных функций.

В зависимости от территории проживания племена вели кочевой образ жизни или оседлый. На жилища, огонь, добычу, орудия труда, бытовую утварь существовала коллективная собственность. В общинах, где появлялся избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение. Добыча делилась в соответствии с личным участием каждого в процессе труда. Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин – соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценными породами дерева, камнями, шкурами, редкими раковинами и пр. Развитие добрососедских отношений способствовало формированию разных народов и рас.

Со времени появления человека современного типа жизнь человечества уже не ограничивалась одной лишь борьбой за выживание. Появляются религиозные представления, искусство, начинают накапливаться научные знания.

Примерные хронологические рамки мезолита – XII-VIII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились. Это было связано с окончанием ледникового периода, потеплением климата и изменением флоры и фауны.

Мезолитические племена перешли к охоте на менее крупных животных. Это способствовало развитию индивидуальной охоты. Была приручена собака.

Появились новые виды оружия – лук и стрелы. Люди научились заготавливать мясо впрок. Рыболовство и собирательство также обогатились новыми орудиями и приемами. Техника обработки камня стала еще более совершенной: ножи, кинжалы, топоры, палицы.

Образ жизни мезолитических племен по прежнему оставался относительно оседлым или кочевым. Ближайшие роды объединялись в племена. На смену материнской родовой общине приходит отцовская. Счет родства ведется по отцовской линии.

Появилась предписменность – пиктография. Человек научился фиксировать, сохранять и передавать информацию.

Следующий после мезолита период называют неолитом – новым каменным веком. Он начался в VIII и закончился в IV тыс. до н.э. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда - земледелие и скотоводство  выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства.

В период  неолита люди научились камень резать, сверлить и полировать. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры.

В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда - ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных  поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит закрепил оседлость. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые стационарные поселения, а затем и поселения городского типа.

 

Задание 2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Ответ:

 Хронологически эпоху Древности принято исчислять с IV тыс. до н.э. по середину I тыс. н.э. Именно в IV тыс. до н.э. начался новый этап в развитии человечества – появляются первые цивилизации. В истории древних государств выделяется два основных варианта развития – древневосточный и античный, появившийся на втором этапе древней истории. Уже в IV – III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизации. Несколько позднее – в III–II тысячелетиях до н.э. зародились индийская и китайская цивилизации. Примерно в это же время складываются цивилизации хеттов в Малой Азии, финикийцев – в передней Азии, древнееврейская – в Палестине. На рубеже III–II тысячелетий до н.э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Среднегодовая температура была достаточно высока – около +20С. Лишь в Китае в некоторых районах зимой иногда выпадал снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа была более сурова.

Многие цивилизации родились в долинах рек либо на морском побережье. Реки играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными (Индия, Китай, Египет, Вавилон) либо приморскими (Греция и Рим). Плодородная почва в долинах рек способствовала развитию земледелия, а выход к морю и островное положение привели к возникновению навигации и мореходства. Реки связывали разные районы и создавали возможность для установления торговых, культурных и политических связей с соседями. Благоприятные природные условия и удобное географическое положение способствовали заселению этих территорий.

Еще одним фактором развития человечества в эпоху Древности послужила неолитическая революция. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы – повозки, мельницы. В городах – выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций – это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам – ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия, кузнечное дело, кораблестроительство. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, которые отличались друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство – система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти считалась почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был близок к верховной власти. В первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры.

Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности. Для первобытной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения, знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Постепенно количество знаний становилось все больше, и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.

На мой взгляд, важнейшим фактором развития человечества в эпоху Древности является природно-климатический фактор. С одной стороны, теплый климат избавил людей от нужды защищаться от холода. С другой стороны, особенности рельефа и климата способствовали развитию научно-технического прогресса в земледелии (ирригационное орошение). Развитие земледелия способствовало появлению ремесла, как отдельной отрасли хозяйства. Для приморских цивилизаций (Греция, Рим) особенности рельефа способствовали возникновению мореходства и навигации, что дало возможность общаться и обмениваться опытом, вести торговлю с другими народами.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 17 в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Ответ:

XVII век в истории находится на границе двух эпох Средневековья и Нового времени. Этот период характеризуется как период перехода от аграрного общества к индустриальному. Данному процессу способствовали факторы, кардинально изменившие жизнь всего мира. «Родиной перемен» стала Западная Европа.

 В XVI–XVII вв. социальные и экономические процессы, происходившие в европейских странах, свидетельствовали о разложении феодальных  отношений и зарождении капиталистического уклада. Формирование капиталистической системы хозяйства неразрывно связано с первоначальным накоплением капитала. Сущность его многопланова и характеризуется следующими факторами:

Важным условием перехода к индустриальному обществу стали буржуазные революции. Они способствовали разрушению феодальной системы с ее наследственными привилегиями и сословным неравенством, провозглашали равные права граждан и демократический образ правления, решали аграрный вопрос, обеспечивали существенный скачок в экономике. На 17 столетие пришлись две буржуазные революции – Нидерландская (1566-1609 гг.) и Английская (1642-1649 гг.). В результате революции Голландия стала мировым центром торговли, самым богатым государством-банкиром, голландские капитал функционировали преимущественно в сфере обращения (торговли и финансов), а не промышленности. Во время Английской буржуазной революции были приняты законы, искоренившие такие феодальные институты, как рыцарские держания и феодальные повинности. Власть перешла в руки нового дворянства и верхушки буржуазии. Ликвидированы препятствия на пути капиталистического развития страны.

Появляется новая форма организации производства - мануфактура, применяющая наемный труд, использующая разделение труда и работающая на рынок. Мануфактурное разделение труда, а также накопление научно-технических знаний создавали условия для перехода на машинное производство и развитие промышленного капитализма.

Еще одним важным явлением 17 в. стала первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания машин, внедрения химических процессов, знания законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений, плавания через океаны. Были сделаны открытия в астрономии, физике, математике. Первая научная революция заложила основы современного знания не только в области естественных и точных наук, но и в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений. Наука восстала против религии, открыв перед человечеством необъятные просторы для изучения и объяснения мира. Национальные достижения становились достоянием всей европейской научной жизни.

В первоначальном накоплении капитала и разложении феодальных отношений ряда стран Западной Европы большую роль сыграли Великие географические открытия (конец  XV–XVII вв.), главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии.

Великие географические открытия имели серьезные социально- экономические последствия. Образовались колониальные империи на завоеванных землях. Награбленное золото и серебро переправлялось в Европу, в связи с этим стоимость драгоценных металлов резко упала, выросли цены на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Важным следствием Великих географических открытий был также переворот в европейской торговле. Она стала мировой, что положило начало формированию мирового хозяйства, основанного на разделении труда. При этом расширилась не только территориальная сфера обращения, но и торговый ассортимент за счет новых товаров (табак, кофе, какао, чай, кукуруза, картофель и др.). Ресурсы стран Западной Европы возросли, что в свою очередь послужило условием дальнейшего экономического роста.

В целом Великие географические открытия создали основу для международного разделения труда, развития мирового рынка, возникновения кредита, проведения коренных преобразований в сельском хозяйстве и промышленности.

По-моему мнению, накопленные научные знания и новые открытия имели решающее значение в развитии человечества в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени. Научные открытия этого периода позволили осуществить Великие географические открытия, увеличить производительность труда, открыть новые отрасли хозяйства. 17 в. дал нам такие имена, как Г. Галилей, Б. Паскаль, П. Ферма, Х. Гюйгенс, Я. Бернулли, Р. Бойль, И. Ньютон. Были сформулированы законы движения планет, сконструирован первый телескоп, созданы основы механики, открыт закон всемирного тяготения, в употребление вошли математические знаки, создана аналитическая геометрия. Все эти и многие другие открытия способствовали движению вперед всех сторон жизни. Плодами этих открытий мы пользуемся и по сей день.

 

Задание 4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Согласно летописным сводам, начало русской государственности относится к IX в. В это время образовалось государство Киевская Русь во главе с великим князем. Столицей Древнерусского государства был город Киев. К середине XII в. Киевская Русь вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств. Утратив политическое влияние, формально Киев еще считался главным городом государства вплоть до монгольского нашествия.

Летопись «Повесть временных лет» называет киевскими князьями второй половины IX в. варягов Аскольда и Дира.

По данным этой же летописи, новгородцы в 862г. пригласили в город князьями братьев-варягов Рюрика (?-879), Трувора и Синеуса. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей.

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (882-912). Стал первым Великим князем Киевским.

Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912г. и правил до 945г.

После смерти Игоря реальная власть оказалась в руках его жены княгини Ольги (945-957).

Следующим правителем был сын Игоря и Ольги Святослав (957-972).

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава - Владимир Великий (980-1015).

Правление Ярослава Мудрого (1019–1054) стало порой наивысшего расцвета государства.

Каждый из этих правителей оставили свой след в истории нашего государства. На мой взгляд, наибольший вклад в развитие Древнерусского государства внесли князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый.

Заслуги Владимира Великого: объединение восточных славян в единое государство Киевская Русь, ликвидация «автономии» племенных союзов, усмирение восстаний вятичей и радимичей, успешное отображение набегов поляков, волжских булгар, литовцев, печенегов, укрепление южной границы Руси от кочевников. Владимир усилил великокняжескую власть, заменив удельных князей своими сыновьями, а в волостях – боярами-дружинниками. В 988г. официальной религией Руси становится христианство. В городах развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности и архитектуры. О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

Великий князь Ярослав Мудрый многое сделал для укрепления Руси. В 1036г. нанес решающее поражение печенегам, после которого они никогда больше не нарушали пределы Руси. В 1051г. назначил митрополитом Руси Илариона – первого русского митрополита. При Ярославе Мудром Киевская Русь стала крупной державой. Заключались династические браки. В 1054г. издал первый на Руси Судебник «Русская Правда».

Изучив деятельность князей Владимира и Ярослава, можно сделать вывод, что они внесли существенный вклад в развитие Киевской Руси: усиление границ государства, установление и укрепление международных связей и торговли, развитие письменности, ремесел, архитектуры, письменное закрепление законодательства, объединение государства на основе общей религии, – все это оставило существенный след в истории, результаты которого мы можем наблюдать и в наше время.

 

Задание 5. Тест.

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. восстание Спартака

2. Древний мир

2. компьютерная революция

3. Средневековье

3. неолитическая революция

4. Новое время

4. Великая французская революция

5. Новейшее время

5. коммунальные революции

Ответ: 1-3, 2-1, 3-5, 4-4, 5-2

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная история: учебник для студентов вузов/Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  2. История государства и права России: учебник/И. А. Исаев. - 4-е изд., стер.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
  3. История мировой экономики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100)/Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  4. История Отечества/ В.С. Альпаков, И.М. Миняева: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М. 2010.
  5. История: Учебное пособие/П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
  6. Отечественная история: Учебник/И.Н. Кузнецов - М.: ИНФРА-М, 2012.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 32.93K
Скачано: 202
Скачать бесплатно
30.11.14 в 20:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе