Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №2

Контрольная по Истории Вариант №2 [09.06.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №2

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 42.24K | Скачано: 204 | Добавлен 09.06.13 в 21:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Задание 1. Эволюция социально-экономических отношений в первобытную эпоху 3

Задание 2. Основные факторы развития человечества в эпоху Древности 9

Задание 3. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVII в 12

Задание 4. Основные правители Киевской Руси 18

Задание 5. Тест 23

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха    А. Восстание Спартака

2. Древний мир    Б. Компьютерная революция

3. Средневековье    В. Неолитическая революция

4. Новое время    Г. Великая французская революция

5. Новейшее время    Д. Коммунальные революции

Литература 24

 

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

Развитие первобытного общества разделяется на несколько этапов, но в целом имеет следующие признаки:

1. Низкие темпы развития производительных сил и медленное усовершенствование их.

2. Низкие темпы развития общества.

3. Коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства.

4. Равномерное распределение и социальное равенство.

5. Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

По мере развития истории первобытного общества делалось все более очевидным, что ключом к его пониманию может стать лишь глубокое проникновение в сущность социально-экономических отношений. Все настойчивее заявляла о себе необходимость выявления в структуре первобытного социума его жизненного центра, средоточия социально-экономических связей. Углубленные этнографические исследования социальной организации охотников и собирателей показали, что таким институтом является община, что это - форма существования первобытного доземледельческого общества. История первобытной общины охотников и собирателей начинается с возникновения человеческого общества и заканчивается с переходом его к производящей экономике и разложением первобытнообщинной формации. На протяжении этой эпохи сформировался человек современного вида, люди заселили целые континенты, были заложены основы последующего социального и культурного развития человечества. Эта эпоха, согласно археологической периодизации, соответствует палеолиту и почти всему мезолиту.

Первобытная доземледельческая община - самая ранняя из известных науке стадий развития общины. Универсальность общинной организации на этом уровне развития общества связана с жизненной необходимостью ее для общества в целом (его сохранения и стабильности в сложных естественных условиях) и для каждого члена в отдельности. Техническая вооруженность общества слишком низка, а зависимость от природных условий слишком велика для того, чтобы человек мог вести борьбу за существование, не объединяясь с другими людьми. Первобытная община - это естественно сложившийся коллектив, который возник одновременно с возникновением самого человеческого общества, с возникновением производства, это форма организации совместного хозяйства первобытного социума, ведущий производственный коллектив первобытного общества. Поэтому и вся соответствующая формация с полным основанием может называться первобытнообщинной. Первобытная община определяет социально-экономический облик этой формации. Первобытная община - форма социальной адаптации к условиям среды, как естественной, так и социальной. Это - наиболее динамичная организация самого первобытного социума. Пластичность, подвижность первобытной доземледельческой общины - вот в чем причина необычайной устойчивости этого института. Именно благодаря названным свойствам община дала первобытному обществу возможность сохраниться в самых неблагоприятных экологических условиях, в кризисных демографических ситуациях, пережить войны, эпидемии, голод и другие потрясения, эти свойства сделали общину ведущей общественной формой первобытнообщинного строя. Менялись формы общины, но сама община как социальный институт сохраняла на протяжении всей истории первобытного общества свое значение, свою ведущую социально-экономическую роль.

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве.

Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства. Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них – это лишь более крупная, а значит и более сложная форма по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен. В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства.

Присваивающее хозяйство — хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов, как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. Однако возникновение животноводства не всегда означает переход от присваивающего хозяйства к производящему. Люди довольно рано приручили собаку. Но это не вывело их за рамки присваивающего хозяйства. Известны народы, которые разводили оленей и лошадей, но использовали этих животных только для передвижения и/или в качестве средств охоты. Их хозяйство тоже не может быть охарактеризовано как производящее. О животноводстве как виде производящего хозяйства может идти речь только в том случае, если домашние животные используются в пищу, дают пищу или служат в качестве тягловой силы в земледелии. В идеальном варианте развития производящее хозяйство возникает как комплексное: земледельческо-животноводческое. Но известны народы, у которых из этих двух видов деятельности существует одно лишь земледелие. В результате важную роль у них продолжают играть охота и/или рыболовство.

При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 - 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества. Одна из характерных особенностей хозяйства доклассового общества состоит в разделении труда между полами. Наличие его отмечено у всех без исключения народов, находившихся на этой стадии. У каждого из них были виды хозяйственной деятельности, которыми занимались в основном либо только мужчины, либо только женщины. Помимо чисто мужских и чисто женских занятий существовали также виды хозяйственной деятельности, которыми могли заниматься представители обоих полов. Однако, как правило, одни из них считались мужскими, а другие - женскими. Мужскими видами деятельности чаще всего были охота, особенно на крупных животных, рыболовство, изготовление оружия, сетей, обработка камня, дерева, рога, кости, постройка хижин, лодок. К женским занятиям у неземледельческих народов чаще всего относились собирательство, подготовка мяса и рыбы к хранению, изготовление циновок, корзин, веревок, материалов для одежды, шитье и починка одежды и обуви, сбор топлива, приготовление пищи.

 

Задание 2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются вам наиболее важ­ными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Факторы развития человечества в эпоху Древности:

1. Природные, географические, климатические: климат, флора, фауна, та или иная конфигурация земной поверхности - горы, моря и т. д.

2.  Биологические: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, рост населения и др.

3. Экономические: неолитическая революция, общественное разделение труда, подъем производительности труда и орудий труда, появление прибыли и частной собственности.

4. Социальные: труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни.

5. Интеллектуальные: рост и развитие человеческого разума в различных формах - в форме аналитических, чисто научных знаний, в форме мировоззрения и религиозных верований, в форме изобретений.

6. Технологические: поиск новых технологий, поиск новых способов обеспечения человеческих потребностей.

7. Этнические: борьба рас.

Я считаю, что наиболее важным фактором развития человечества в эпоху Древности является природный фактор. Учёные уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0С, т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали воедино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями. Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений.

Конечно, не все древние цивилизации  были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав. Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стало зарождение и развитие египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата - шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской культуры.

По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим вызовом, - вызовом северного холода, - и сумели дать ответ: между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата, - пустынями Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места. Своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара   (Сеннаар - библейское название Среднего Междуречья).

 Строптивость природы была покорена трудом человека, болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации.

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVII в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

Несмотря на социально-экономические и политические различия отдельных регионов и стран, для европейского средневековья характерны общие черты, отличающие его от других исторических эпох. В позднее средневековье завершилось формирование государств, соответствующих двум типам современной цивилизации - восточной и западной.

В сельском хозяйстве рост связей между городом и деревней стимулировал заинтересованность феодала в получении избыточного продукта, который обеспечивался усилением эксплуатации крестьян. В странах, где верх одержала феодальная реакция (Германия, Венгрия, Чехия), происходил процесс "второго издания крепостничества". Там же, где крестьяне были преимущественно свободными (Англия, Нидерланды, Франция), в рассматриваемый период получили широкое распространение арендные отношения с применением наемного труда. Это привело к утверждению новой нормы хозяйствования - фермерству.

В промышленности также появляется новая хозяйственная форма – мануфактура. Это предприятие было основано на ручной ремесленной технике, разделении и кооперации наемного труда, обеспечивавших повышение его производительности. Наемными рабочими становились выходцы из числа мелких товаропроизводителей, главным образом обезземелившиеся крестьяне и разорившиеся ремесленники. А буржуазия вырастала из богатых купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров и владельцев мануфактур. Мануфактура способствовала разрушению типичного для средневековья феодального натурального хозяйства. Она стала важной ступенью в формировании капиталистического уклада, просуществовав в Западной Европе с середины XVI в. до последней трети XVIII в.

В XV-XVII вв. прошли важные изменения в финансовой жизни европейских стран. В Италии, Голландии, Англии возникли биржи - наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка товаров, или рынка ценных бумаг. Таким образом, города  становились не только центрами ремесла, мануфактуры и торговли, но и центрами денежного обращения, финансовой деятельности. Наряду с углублением общественного разделения труда важную роль в развитии товарно-денежных отношений играл технический прогресс. Опыты с металлами, которые проводились в Англии, позволили выплавлять чугун и отливать из него дешевые и надежные пушки, заменившие дорогостоящие бронзовые пушки из Германии и Италии. Освоение доменного процесса с использованием каменного угля, применение прокатных механизмов привели к увеличению выплавки металла, и как следствие, к изменению орудий труда в различных отраслях производства. К XVII в. относится появление современных механических часов, которые были созданы X. Гюйгенсом в 1657 г. Представление людей о мире изменили открытия английского математика, механика, астронома и физика Исаака Ньютона. Некоторые исследователи обозначают этот период как время гигантов человеческой мысли. Первым в этом ряду можно назвать Леонардо да Винчи - изобретателя, инженера, художника, скульптора, архитектора, отстаивавшего решающее значение опыта в познании природы.
         Исторически предшествовало капиталистическому способу производства и ускоряло его возникновение первоначальное накопление капитала. Классический его пример дала миру Англия. Источниками первоначального накопления капитала являлись не только внутренняя и внешняя торговля, но и ростовщичество, казнокрадство, чудовищная эксплуатация наемных рабочих, ограбление колоний, использование труда рабов во вновь открытых в ходе Великих географических открытий землях.

Колонизация европейцами обширных пространств стала следствием серьезных изменений в социальной жизни Европы, прежде всего, возросшей мобильности населения. Новые торговые пути обеспечили быстрое развитие стран на Атлантическом побережье. Борьба европейских государств за преобладание в Новом Свете, открытом в 1592 г. Христофором Колумбом, стала мощным стимулом развитии Испании и Португалии - первых колониальных империй в мировой истории. Затем в этот ряд попали Голландия и Англия. Открытие в 1498г. Морского пути в Индию, а значит, и в Китай, Японию и другие страны; кругосветное путешествие Магеллана, позволившее европейцам узнать об островах в Тихом океане, обусловили приход “Запада” на “Восток”. Это стало одним из главных условий экономического процветания европейских стран, развитие которых отличалось неравномерностью и разнообразием. В то же время, насильственная колонизация испанцев и португальцев в конце XV-XVI вв. привела к гибели древнейших цивилизаций Южной Америки. Правда в XVII в. англичане и голландцы предпочитали военным методам экономические методы колонизации. Постепенно Западная Европа стала распространять в новых землях свое экономическое, культурное и политическое влияние.

В период позднего средневековья не осталась неизменной и государственная система европейских стран. На смену сословно-представительной монархии, обеспечивавшей определенное равновесие общественных сил в XVI-XVII вв., после подавления сепаратизма феодальной знати, пришла абсолютная монархия. Монарху принадлежала неограниченная верховная власть, государство достигло наивысшей степени централизации, существовал разветвленный бюрократический аппарат, постоянные армия и полиция, деятельность органов сословного представительства (парламентов) или прекратилась вовсе, как в Испании и Франции, или потеряла прежнее значение, как в Англии. Абсолютизм объективно способствовал консолидации нации, содействовал укреплению новых форм экономической жизни, так как в значительной степени опирался на формировавшийся класс буржуазии. Абсолютизм был ликвидирован в большинстве стран буржуазными революциями, эпоху которых начала Нидерландская революция (1566 -1609 гг.), а наибольшее влияние на мир оказала Английская революция (1642 -1649 гг.)- первая буржуазная революция европейского масштаба, проложившая путь другим странам к коренному обновлению. В результате буржуазной революции английское общество получило основанную на “общем праве” юридическую систему; экономику, свободную от вмешательства государства; королевскую власть, ответственную перед парламентом; низкие налоги; отличные дороги; экономический подъем; рост могущества Англии на морях и в колониях; положение Лондона как финансового центра мира.

Сильное воздействие на умонастроения европейцев имели идеи Возрождения и Реформации. Реформацией называют широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVII века. Оно носило, в основном, феодальный характер и обуславливало религиозные и национальные войны. Основными лозунгами Реформации были следующие: отрицание католической церкви с её иерархией и право церкви на земельные богатства; требование “дешевой церкви” и др. Главными направлениями Реформации стали: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, антифеодальное, связанное с борьбой за равенство (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, стремившееся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Реформация вызвала к жизни протестантизм, освободивший общество от религиозных догм и открывший путь свободного восприятия мира, а также дорогу рыночным отношениям, развитию частной собственности и предпринимательства.

На мой взгляд, наиболее важным в этот период являлся культурный фактор. Именно в этот период были сделаны выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира. Часто именно с XVII века начинают отсчет современной европейской истории. В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, располагаясь между эпохой Возрождения (XV — начало XVII вв.) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина XVIII — начало IXX вв.).

К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте XVII века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном, единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - показали, как огромен и сложен мир. Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа. Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела. Другим направлением в науке стал эксперимент: в XVII столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли), исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. При этом прогресс в химии и биологии был, скорее, экстенсивным. Главным направлением в науке, определившим ее прогресс в физике и математике, было не описательное, а методологическое, то есть поиск законов природы.

Разделение сфер “телесного” и “душевного” повлияло на бурное распространение “вненаучной религиозности”, в том числе религиозной и мистической поэзии. Широко распространенная в данную эпоху мистика отделяется от сферы науки, обращаясь к внутреннему опыту автора, пережившего откровение. В XVII веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в XVI); получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.

XVII век закономерно поднимает вопрос не только о самом знании, но и о способах его социального существования и приобретения. Появляются академии наук - национальная академия Деи Линчеи, королевские академии Лондона и Парижа. Распространены научные журналы, унифицированные программы школьного образования.

XVII стал веком революции не только науки, но и сценических искусств, в первую очередь, драматического театра и оперы. Драматургия Ф. Лопе де Вега, П. Корнеля, П. Кальдерона и Мольера, придала театру статус “высокого искусства” и тот облик, который он сохраняет и по сей день. Подобную же роль в области оперного искусства сыграли композиторы К. Монтеверди, А. Скарлатти, Ж. Б. Люлли. В музыке появились новые жанры - баллада, мадригал, кантата, оратория. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, величественность которых подчеркивали: ордерное членение стен, арочные галереи, колоннады, своды, купола. Художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др., передавали красоту и гармонию человека. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барокко и классицизма.

Итак, в XVII вв. эволюционный период в истории средневековой цивилизации завершался, начиналось разложение консервативного по своему характеру феодализма и переход к Новому времени.

 

Задание 4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие Древнерусского государ­ства. Обоснуйте свой выбор.

Киевские великие князья (912-1263):

Я считаю, что наибольший вклад в развитие Киевской Руси внёс Ярослав Мудрый (978 – 1054). При нём Киевская Русь достигла пика своего могущества, была обезопасена от печенежских набегов, почти все древнерусские земли были соединены.

Ярослав Мудрый занимал киевский престол в ходе междоусобной борьбы с братом, Святополком Окаянным, в 1016 – 1018, окончательно же утвердился в Киеве в 1019 году.

В 1030 - 1040-х гг. Ярослав предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовские племена, емь и др. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый 13-купольный собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Также в годы его правления был основан Печерский монастырь. В 1036 - 1037 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. В 1038 году была написана первая русская летопись. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Широко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский язык, развернулась интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Развивалось летописание. С именем Ярослава связывают составление свода древнерусского права - «Русской Правды». При Ярославе впервые в 1051 г. киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Илларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. 

В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. О широком международном признании Русского государства периода Ярослава Мудрого и его потомков свидетельствуют также широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета – за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка – за германского императора.

Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями. Ярослав был похоронен в Софийском соборе в Киеве. Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине XIX века.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Восстание Спартака

2. Древний мир

Б. Компьютерная революция

3. Средневековье

В. Неолитическая революция

4. Новое время

Г. Великая французская революция

5. Новейшее время

Д. Коммунальные революции

Ответ: 1-В, 2-А, 3-Д, 4-Г, 5-Б.

 

Литература

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997.

2. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3. Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. И. Лурье, М. Полтавский.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 4 к. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1989.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 42.24K
Скачано: 204
Скачать бесплатно
09.06.13 в 21:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе