Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Чистая монополия
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 28.58K | Скачано: 297 | Добавлен 11.05.11 в 09:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2010
Введение 3
1. Признаки чистой монополии 4
2. Максимизация прибыли в чистой монополии 5
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Рынок, на котором продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, является несовершенно конкурентным - рынком чистой монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Огромная доля продукции выпускается одним предприятием – абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
В самом деле, признать наличие чистой монополии очень трудно, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, на монопольную продукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут, а во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместо национального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товар заграничный.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов), товар, который выпускается, есть в некоторой мере уникальным. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, типичным примером которых есть муниципальные коммунальные службы. Монополия возникает там и тогда, если барьеры для входа в область тяжело преодолеть.
Монополия характеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
Как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.
Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии – такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газо- и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие - естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию, которая имеет нисходящий вид (рис. 1).
Рис. 1 Кривая спроса монополиста
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать.
Любая экономическая деятельность существует для прибыли. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками. И фирма стремится максимизировать эту разницу. Ясно, что оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR MR = MC).
Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Qm. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рm, которая соответствует данному количеству продукции Qm.
Покажем, что Qm - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR-МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Qm, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Qm совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Qm.
Рис. 2
Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС–МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Qm. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Qm вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Qm и Q2.
Таким образом, фирма выбирает объем продукции Qm. Пусть при объеме Qm средние совокупные издержки (ATC) равняются ATCm (рис. 3). Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции будет равняться цене Pm минус издержки, или средние удельные издержки ATCm. Следовательно, фирма-монополист покроет свои издержки, выбрав объем Qm. Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (Pm–ATCm), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).
Рис. 3
Из вышесказанного следует, что если монополист назначит цену выше Pm, то он сдвинется влево по кривой спроса, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Pm, то он сдвинется вправо по кривой спроса, объем продаж будет выше максимизирующего прибыль уровня.
Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм.
Проблема получения монопольной прибыли также напрямую связана с понятием эластичности спроса, которое помогает производителю установить цену на свой товар и которое связано с сущностью прибыли и затрагивает источники ее получения.
Известно, что спрос будет эластичным по цене, если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит, и валового дохода. Если же падение цены будет уменьшать валовой доход, то спрос будет неэластичным. Графически (рис. 4) эластичный участок кривой спроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода TR.
Рис. 4
Если спрос эластичен (E>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (E<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объеме выпуска, для которого E=1; это точка, в которой совокупный доход максимален.
Из этого соотношения между эластичностью и предельным доходом следует: монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным и будет избегать таких комбинаций «цена-количество», которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса.
В результате написания данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции и предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукции или услуг, не имеющих аналогов.
2. Существование чистой монополии состоит в ограничении притока фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют исключительное право на продажу некоего блага.
3. Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли.
4. Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса.
5. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену. Это является причиной того, что для монополиста предельный доход ниже цены.
6. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства.
7. Монополист стремится производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку спроса.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 3-е изд. – М.: «Кно Рус», 2002 – 544 с.
2. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика.- М., 1993.- стр. 197.
4. Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн», 2006.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.