Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Понятие «чистая монополия» (Вариант № 20)
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 1.75M | Скачано: 295 | Добавлен 05.07.11 в 20:09 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2011
Вариант № 20
Стр.
Введение |
3 |
Контрольный теоретический вопрос |
4 |
Заключение |
9 |
Контрольные тестовые задания |
10 |
Задача |
11 |
Список литературы |
13 |
В настоящее время в развитых странах наибольшее распространение нашла модель смешанной экономической системы, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Основными параметрами любого рынка являются цена, спрос, предложение и наличие конкуренции. Конкуренция это необходимый элемент рыночного механизма. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, расширение масштабов хозяйственной деятельности, все это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства.
Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, когда ситуация на рынке характеризуется множеством продавцов и покупателей товара, высокой мобильностью факторов производства, равным доступом всех участников рыночных отношений к информации и др.
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе.
Таким образом, тема контрольной работы: «Понятие «чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии» считается актуальной.
Термин «монополия» происходит от греческого «monos» - «единственный». Монополия – это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству. «Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей». Если возникает монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель), то рыночная структура называется монопсонией. Если на рынке противостоят друг другу единственный продавец и покупатель, то такая рыночная структура называется двусторонней монополией.
Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, иллюстрирующие две полярные рыночные ситуации. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации прибыли.
Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества продавцов однородных стандартных продуктов. Число фирм-продавцов велико, доля каждой на рынке настолько ничтожна, что ни одна из них не может влиять на цены путем изменения объемов производства. Цена на продукцию фирме-производителю навязана рынком. Свободный доступ новых фирм на рынок.
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. Характерные черты чистой монополии: продукт создается единственной фирмой, нет заменителей данного продукта (предприятия ЖКХ, кампания «Газпром»), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства и криминальной конкуренции), полный контроль со стороны фирмы-производителя над ценой на товар.
Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.к. последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями своей продукции. Перед покупателем стоит проблема выбора - он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходится без него. Если монополист снижает цену на продукцию, то покупать товаров у него будут больше.
При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену, потому, что цена на продаваемый товар диктуется рынком. В этих условиях фирма может увеличить свою прибыль путем поиска оптимального объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.
В случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.
Рис. 1. Спрос и предельный доход фирмы в условиях чистой монополии
Рассматривая модель чистой монополии, сравним кривые спроса на товар двух фирм – представителей совершенной и несовершенной конкуренции.
Известно, что совершенно конкурентная фирма может продать столько товара, сколько она хочет, не оказывая влияния на рыночную цену. Линия спроса D на ее продукцию горизонтальна (рис. 1).
Кривая спроса фирмы – несовершенного конкурента представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса D не является совершенной эластичной, а, наоборот, является нисходящей (рис. 1). Нисходящий характер графика спроса означает, чтобы продать дополнительную единицу производимого товара, монополист будет понижать его цену. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает. В этом смысле управлять монополией сложнее, чем конкурентной фирмой. Монополист для максимизации прибыли сначала определяет объем выпуска и только после этого устанавливает свою цену на продукцию. «Монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена-количество, при которо й валовый доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли».
Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержки, спрос, максимизация прибыли.
Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и ее рыночными ценами. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее главная цель – максимизация прибыли – достигается при равенстве предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR): МС=MR. Предельный доход – это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции. В рамках равенства МС=MR стабилизируется спрос фирм на факторы производства, т.е. фирме потребуется такое количество и соотношение факторов производства при существующих рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства МС и MR.
На потребительском рынке фирма выступает поставщиком готовой продукции, на рынке факторов производства фирма является их покупателем. Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет осуществлять расчет потенциального дохода и прибыли от ее продажи. Одновременно цены на рынке факторов производства позволяют вычислить издержки производства в денежном выражении. Суммируя информацию о ценах и сопоставляя рыночную цену каждого фактора производства с ценой полученного от его использования предельного продукта, фирма может обеспечить себе равновесие МС и MR, при котором достигается максимизация прибыли.
Известно, что равновесие фирмы наступает тогда, когда МС = P, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом (P = MR = MC) тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. В условиях несовершенной конкуренции - при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене (P >АС>MR = MC).
Стремящийся к прибыли монополист производит каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает прирост валового дохода больший, чем увеличение валовых издержек. Из графика (рис. 2) видно, что линия предельного дохода MR снижается быстрее, чем линия спроса D, т.к. для продажи каждой дополнительной единицы продукции несовершенному конкуренту необходимо снизить цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но также приносит и потери – продав дополнительную единицу продукции по более низкой цене, монополист снизил тем самым и цену каждой единицы продукции, произведенной ранее. Следовательно, теперь все покупатели платят меньшую цену, включая и тех, кто мог бы приобрести продукцию монополиста по более высокой цене.
Рис. 2. Прибыль монополии в краткосрочный период
В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены. Положение равновесия фирмы определяется в точке Е (точке пересечения MR и MC), от которой проведя вертикаль до кривой спроса D получим цену продукции, обеспечивающую монополисту наибольшую прибыль. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом.
Чистая монополия – тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью власти продавца на рынке и полным отсутствием конкуренции. Для поддержания монопольной власти устанавливаются барьеры для входа новых фирм в отрасль. При чистой монополии предприятие-монополист является целой отраслью, представленной одним предприятием - единственным поставщиком товара. Продукт монополии должен быть уникальным потому, что качественных и близких заменителей данного продукта не существует. Монополист сам устанавливает цену своего продукта и определяет объем его производства.
Кривая спроса в условиях чистой монополии является нисходящей, спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным, то есть при повышении цены на товар спрос падает, при уменьшении цены - увеличивается. Кривая предельной выручки проходит ниже кривой спроса при любом положительном количестве продаваемого товара. Для достижения равновесия в условиях монополии монополист выбирает такой объем производства и цену на производимый товар, при которых возможно получить максимальную прибыль. В условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
2. Кривая предложения труда для фирмы:
а) не пересекается с кривой спроса на труд;
б) имеет положительный наклон;
в) выражает абсолютно неэластичное предложение;
г) выражает абсолютно эластичное предложение;
д) имеет отрицательный наклон.
Обоснование ответа:
Объем предложения труда зависит от заработной платы, получаемой за производительные услуги. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов: средняя продолжительность рабочего дня, уровень профессиональной подготовки работников и многое другое.
3. Закон убывающей предельной полезности иллюстрирует перечень общей полезности:
а) 200, 150, 100, 50;
б) 200, 300, 400, 500;
в) 200, 200, 200, 200;
г) 200, 250, 270, 280.
Обоснование ответа:
Закон предельной убывающей предельной полезности - с увеличением количества блага, имеющегося в распоряжении потребителя, полезность каждой последующей единицы этого блага становится меньше, чем полезность предшествующей единицы. По мере увеличения количества потребленного товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
4. Рынок товара Х характеризуется следующими данными.
Цена, руб. |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Спрос, тыс. шт. |
100 |
80 |
60 |
40 |
20 |
Предложение, тыс. шт. |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
1) Постройте графики спроса и предложения.
2) Определите равновесную цену.
3) Какая ситуация будет на рынке при цене 10 руб.?
4) Какая ситуация будет на рынке при цене 25 руб.?
5) Если при увеличении доходов спрос увеличился на 20 тыс. шт., то какими будут новые условия равновесия?
Решение:
1) Построили график, обозначающий рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, где DD – кривая спроса, SS – кривая предложения.
2) Равновесная цена – это цена, при которой спрос равен предложению. Согласно графику равновесная цена составила 15 руб.
3) При цене 10 руб. спрос превышает предложение. На рынке дефицит товара, который составляет - 80 – 50 = 30 тыс. шт. продукции.
4) При цене 25 руб. избыток предложения над спросом. На рынке излишек товара, который составляет – 80 – 20 = 60 тыс. шт. продукции.
5) При увеличении спроса на 20 тыс. шт. кривая спроса D1 D1 сместилась вправо. Равновесная цена составила 25 руб.
1. «Курс экономической теории»: Учебник под ред. М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2001. – 752 с.
2. «Экономическая теория» Иохин В.Я. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
3. «Экономическая теория»/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.
4. «Экономическая теория: Краткий курс» Носова С.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАОС, 2001. – 288 с.
5. «Экономическая теория»: Учебник для вузов/ А.Н. Романов и др.; Под ред. И.П. Николаевой – М.: Финстатинформ, 1997. – 399 с.
6. «Экономическая теория» 2-е изд. Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.