Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Чистая монополия
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.71K | Скачано: 248 | Добавлен 12.11.10 в 13:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Признаки чистой монополии 4
3. Максимизация прибыли в чистой монополии 6
4. Тесты 8
5. Заключение 10
6. Литература 11
Введение
В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l/3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. [2]
Признаки чистой монополии
Чтобы понять, что же такое чистая монополия, давайте разберемся, что такое монополия.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Виды монополий
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства, при донной модели рынка чистой монополии, конкуренция не целесообразна в силу того, что минимальный долгосрочные средние издержки при любом объёме производства достигаются на рынке только при работе одной фирмы. Государство регулирует естественные монополии для того, чтобы они минимизировали свои минимальный долгосрочные средние издержки (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Например, в нашей стране есть уникальные технологии в военной сфере, по производству вертолетов последнего поколения.
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Признаки чистой (абсолютной) монополии:
Входной барьер – должен быть не меньше определенной величины капитал, наличие патентов, наличие лицензии на данный вид деятельности.
Максимизация прибыли в чистой монополии
Монополист не станет повышать цену, если не надеется на ответную реакцию покупателя.
Спрос на продукцию монополиста равен отраслевому спросу. Следовательно, что бы увеличить продажи необходимо снизить цены. Если спрос на продукцию отрасли не эластичен, то монополист снижать цену не станет.
При ценообразовании монополист действует в условиях ограничений:
а. цены не могут быть ниже издержек.
б. спрос на продукцию монополиста = общеотраслевому спросу.
в. если монополист снижает цену, то должен продавать продукцию по сниженной цене всем потребителям.
Поэтому предельный доход монополиста меньше цены, MR < P.
Монополист в ходе оптимизации производства выбирает такое соотношение «доходы-издержки», при котором прибыль максимальна. Оптимальный объём соответствует равенству предельных издержек и цены.
Снижать цену выгодно до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками, MR = MC.
Это график равновесия чистой монополии. Где D – кривая спроса.
В условиях монополии покупатель приобретает товар по любой цене. Если предельный доход меньше средних переменных издержек (MR < AVC), то монополист получает убыток.
В краткосрочном периоде монополист может сознательно пойти на убытки для снижения интереса у конкурентов в этой отрасли, для их разорения, а так же, для повышения покупательского спроса, в случае его падения не по вине монополии.
В долгосрочном периоде действуют те же правила, плюс необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене, поэтому цена равновесная в долгосрочном периоде будет меньше чем в краткосрочном. А так как в долгосрочном периоде рынок менее защищён от конкурентов, то делается ставка на снижение издержек и цен, а так же рост предложения.
Тесты
Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.
Разновидности ценовой дискриминации:
Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.
Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
Таким образом, правильный ответ будет «А».
Тип рынка на котором есть только одно предприятие – продавец – это монополия. Ответ «Б».
Монопсония. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Она не подходит.
Олигополия. (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «Тойота» и др.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Чистая конкуренция. Это понятие само себя дискредитирует, на поставленный вопрос теста.
Заключение
Таким образом, монополия, как явление, может играть как положительную роль для экономики (сбережение ресурсов), так и отрицательную (высокие цены например).
В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с чистой монополией, её видами, а также максимизацией прибыли в чистой монополии. Дали определение и обоснование данным понятиям. Произвели анализ поставленных вопросов, тем самым ответили задачам контрольной работы. В тестах дали раскрытые ответы и объяснили, почему выбрали тот или иной ответ.
ЛИТЕРАТУРА
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.