Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Методы анализа эмпирических данных: социологическое исследование

Методы анализа эмпирических данных: социологическое исследование [06.05.11]

Тема: Методы анализа эмпирических данных: социологическое исследование

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 45.92K | Скачано: 251 | Добавлен 06.05.11 в 12:51 | Рейтинг: -1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


Содержание
Введение 3
Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу 4
Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных 8
Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Введение.
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование.
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

1.    Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.
Социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы:
1.     Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;
2.    Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
o    Выборка для эмпирического исследования;
o    Выбор методов и методик.
3.    Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;
4.    Обработка эмпирических данных;
5.    Обсуждение и интерпретация данных;
6.    Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.
Эмпирические данные могут представать перед исследователем в виде:
• совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ, престижности некоторых профессий и т.д.);
• множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп;
• результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).
• совокупности определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),
• текстов документов;
• так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.
Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.
Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации.  Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.
Процесс анализа и обработки социологической информации, а также ее представления происходит по определенному алгоритму. Анализ полученных при социологическом исследовании данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т. п.
Категории качества заполнения инструментария разнообразны, а подходы не всегда однозначны. Многое зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и т. п. Как правило, исследователи всегда стараются "довести" инструментарий до необходимого качественного уровня.
Вначале выявляют правильность ответа на каждый вопрос анкеты и при необходимости исправляют ответ. Например, на вопрос "Знаете ли Вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении Вашего коллектива с администрацией предприятия?" чаще всего отвечают: "Да, знаю". Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: "Если знаете, назовите их, пожалуйста". Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер или анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: "Затруднился ответить", "Не знает" и т. п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Если респондент заполнял анкету самостоятельно, то получить однозначный ответ будет трудно. В этом случае альтернативу "Да, знаю" нужно зачеркнуть и отметить другую, скорее всего "Нет ответа", "Затрудняется ответить" и т. п. Затем подсчитывают количество неправильных ответов. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. Если респондент не ответил на 10-15 % основных вопросов, против них контролер ставит отметку "Нет ответа", и анкета идет на обработку в ЭВМ. Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пола, возраста, образования и т. д.). Если на эти вопросы нет ответов, то инструментарий изымается из общего массива. Из обработки на ЭВМ исключаются также документы, заполненные неразборчиво, и записи, не поддающиеся однозначному толкованию.
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с единицы в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается кодировщикам. Но перед тем как передать анкеты операторам, следует закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: "Если знаете, назовите, пожалуйста". Ответы на этот вопрос могут быть различными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов - схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодировка таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частоту его повторения. Затем варианты группируют по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваивают свой шифр (код). Таким образом, кодировка является связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

2.    Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.
В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
Основное направление в обработке первичной социологической информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное социальное явление.
Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определения интервала перехода от одного типа к другому.
В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:
- группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;
- ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;
- шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;
- табулирование, т.е. построение статистических таблиц.
Группировка социологической информации может быть:
- по качественному признаку (род занятий, национальность); по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака (например, сложность труда: ручной труд, работа с механизмами, наладчик станков, оператор ЭВМ, разработчик программ и т.д.);
- по количественному признаку (например, группировка по возрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уровню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д.
Количественные и качественные методы могут взаимно дополнять друг друга и почти каждый отдельный метод эмпирического социального исследования может использоваться в качественном или количественном проявлении:
- обработка данных;
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- исследование выступлений, акций;
- анализ содержания;
- групповая дискуссия;
- социометрия;
- биографический метод;
- вторичный анализ;
- панель исследования;
- статистика.
Статистическая группировка — это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т.д.
Статистический анализ данных включает:
•    Анализ первичных статистик
•    Оценка достоверности отличий
•    Нормирование данных
•    Корреляционный анализ
•    Факторный анализ
Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате. Ранг 1 присваивается объекту, получившему наименьшую сумму. Самый высший ранг присваивается объекту с наивысшей суммой. Результат группировки единиц наблюдения по одному какому-либо признаку называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокупности называется вариационным рядом.
Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию) тогда речь может идти о перекрестной или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической или аналитической. Характер группировки зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых.
Если же ставится задача выделить из респондентов группы по такому признаку, как "отношение к частной собственности на землю", тогда осуществляются типологические группировки, т.е. выделяются группы, положительно относящиеся к этому институту, отрицательно, не имеющие определенного мнения и т.д.
И, наконец, третий вид группировки – аналитический. Она производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Например, связь уровня образования с совершенными правонарушениями.
В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.
Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования. Обычно сводные таблицы составляются в программе Microsoft Office Excel, либо Word, Access.
Основой для сводной таблицы исходных данных является следующая форма. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце (поле) записаны значения одного показателя по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке (клетке) таблицы записано только одно значение одного показателя одного испытуемого. В самой верхней строке даны номер испытуемого по порядку, ФИО (или какой-нибудь другой идентификатор), измеренные показатели, шкальные оценки и т.п. Эта строка облегчает ориентировку в таблице. В каждой последующей строке записаны ФИО испытуемого и значения всех, измеренных у него параметров; разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей.
Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке, но лучше использовать этот принцип на самом нижнем уровне деления. Сначала лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому параметру.
Таблицы бывают одномерными и двумерными.
Таблицы - это пронумерованная последовательность величин одинакового типа, обозначаемая одним именем. Элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти, обозначаются именем массива и индексом. Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива). Массив данных в программе рассматривается как переменная структурированного типа. Массиву присваивается имя, посредством которого можно ссылаться как на массив данных в целом, так и на любую из его компонент. Переменные, представляющие компоненты массивов, называются переменными с индексами в отличие от простых переменных, представляющих в программе элементарные данные. Индекс в обозначении компонент массивов может быть константой, переменной или выражением порядкового типа. Если за каждым элементом массива закреплен только один его порядковый номер, то такой массив называется линейным. Вообще количество индексов элементов массива определяет размерность массива. По этом признаку массивы делятся на одномерные (линейные), двумерные, трёхмерные и т.д.
Помимо табличного представления частотных распределений обычно используют и различные методы графического представления. Самый распространенный метод графического представления одномерных распределений - это гистограмма, или столбиковая диаграмма. Каждый столбик соответствует интервалу значений переменной, причем его середина совмещается с серединой данного интервала. Высота столбика отражает частоту (абсолютную или относительную) попадания наблюдавшихся значений переменной в определенный интервал.
Общий вид гистограммы
 Общий вид гистограммы
Как средство представления совместного распределения двух переменных, предназначенное для исследования связи между ними используются таблицы сопряженности. Таблица сопряженности является наиболее универсальным средством изучения статистических связей, так как в ней могут быть представлены переменные с любым уровнем измерения.
Пример:
Посещаемость конкретного магазина (численность и пол)
Посещаемость    Женщины
     Мужчины
     Всего
Постоянные покупатели    500    200    700 (70%)
Случайные покупатели    200    100    300 (30%)
Всего    700    300    1000(100%)
Обнаружив наличие взаимосвязи между двумя переменными и оценив интенсивность этой связи с помощью какого-либо коэффициента, исследователь стремится проинтерпретировать эту взаимосвязь в терминах причин и следствий. Иными словами, конечной целью измерения взаимосвязи между переменными является подтверждение (или опровержение) каких-то содержательных предположений, касающихся причинного механизма, порождающего найденную взаимосвязь. Однако, как уже говорилось, само по себе наличие связи между двумя переменными еще не доказывает, что эта связь может быть описана моделью «причина – следствие». (А нулевой коэффициент сопряженности - еще не свидетельство отсутствия всякой причинной зависимости.)
Использование статистических программ в компьютерной обработке на несколько порядков ускоряет обработку материала и предоставляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы. Однако в полной мере эти преимущества могут быть использованы, если исследователь имеет необходимый уровень подготовки в этой области. Обычно, чем мощнее компьютерная программ (чем более широкие у неё возможности), тем больше времени она требует для освоения. Таким образом, затрачивать время на её изучение при редких обращениях к мощному статистическому аппарату не совсем эффективно. Очень часто использование таких программ для решения даже несложных задач также требует определённой суммы умений.

3.    Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.
Отчет о социологическом исследовании - форма  подведения итогов социологического исследования. Содержит описание  всех разделов программы исследования, изложение используемых в ней теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение  полученных данных, выводы и рекомендации. Это самостоятельный вид научной  работы, исходный документ  для подготовки директивных решений, а также научных трудов - монографий, диссертаций и т. п. Отчет содержит информацию о решении доставленных в исследовании задач. Наряду с этим к нему даются приложения. В отчете излагается последовательность выполнения программы исследования, анализ  полученных эмпирических данных, обосновываются выводы и рекомендации. В приложении приводятся цифровые, графические и иные показатели  и документы, а также методические  материалы: анкеты, бланки, тесты  и др. Начинается отчет с введения, в котором обосновывается место исследования в ряду других исследований темы (при наличии таковых) или более широкого исследовательского проекта.  В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования - раскрываются основные методологические  и методические  положения исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий процесс  реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав опрошенной выборочной  совокупности; границы выводов). В разделе втором дается анализ результатов исследования, который заключают выводы и рекомендации. Характер отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка  степени разработанности проблемы, существующие подходы  к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод  проблемной социологической ситуации на язык  исследования, а на конечном этапе, при формулировании практический  рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.
Наряду с полным отчетом обычно готовится и сокращенный вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации. Различают два основных вида отчета: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет, как правило,  отражает либо незавершенность исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов. Итоговый отчет о результатах исследования должен:
 полно, всесторонне и глубоко раскрывать поиски, находки и пробелы на всех его этапах,
вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными;
строго следовать разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования;
отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.
Рекомендации, как и перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в контексте  отчета, подтверждаться статистическими  и другими  данными (если таковые имеются) и доводиться до сведения заказчика.

Заключение.
Проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.
Если гипотезы нетривиальны, особое внимание следует уделять заключениям, которые с ними, не согласуются. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяет установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более общих тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных проблем.
В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

Список используемой литературы.
1.    В.Н. Лавриенко «Социология»  Юнити Москва -2003
2.    «Методология и методика социологических исследований» конспект лекций vc.by/soc/3.html
3.    «Отчет О Социологическом Исследовании» - Мир словарей mirslovarei.com
4.    «Формы и методы социологических исследований» - курс лекций
orags.narod.ru
5.    «Тема 5. Методы исследования в социальной работе» - курс социологии kurs.ido.tpu.ru
6.    Кравченко А.И. Социология. Учебник. «Проспект», 2004.
7.    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. «Библионика», 2006.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

-1
Размер: 45.92K
Скачано: 251
Скачать бесплатно
06.05.11 в 12:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе