Тема: Методы анализа эмпирических данных: этапы проведения
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.46K | Скачано: 342 | Добавлен 05.01.10 в 08:10 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2009
Содержание
Введение
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу 5
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных 9
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его оставлению 14
Заключение 16
Список используемой литературы 19
ВведениеЭмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для последующего практического исследования.
Эмпирические социологические исследования направлены на увеличение социологического знания и предусматривают характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и другие характеристики, составляющие в совокупности программу (нормативную модель).
Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования, еще не позволяют делать конкретных выводов и требуют тщательной обработки, группировки и глубокого анализа с последующим кодированием и обобщением информации. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики и диаграммы.
Исследование считается завершенным лишь тогда, когда представлены результаты. Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлению его заказчику.
В соответствии с целью исследования они имеют различную форму: устную, письменную, с использованием фотографий и звукового сопровождения, современных мультимедийных и проекторных технологий; могут быть краткими и развернутыми; составленными в расчете на узкий круг специалистов или для широкой публики.
Говоря иными словами, не зная методов работы с полученной в результате проведенной социологической работы, информацией невозможно сделать правильных и логичных выводов. Данная работа направлена именно на описание существующих методов и этапов работы при анализе и обобщении. Отсюда вытекает актуальность работы: обработка и анализ эмпирических данных будут наиболее правильными лишь при последовательном использовании этапов работы и при соблюдении методов анализа эмпирических данных.
Цель работы:
Охарактеризовать методы и этапы проведения эмпирических социологических исследований.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия методов анализа эмпирических данных.
2. Дать характеристику обработки и подготовки инструментария.
3. Описать особенности процедуры кодирования и охарактеризовать системы кодировки.
Ценность проделанной работы заключается в том, что она может быть использована, как методические рекомендации, дополнительная литература или просто как памятка для проведения студентами или работниками сферы социологии и психологии эмпирических исследований.
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализуЗаключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
•статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
• интерпретация — превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.
Анализ информационного материала различается в зависимости от того, какое исследование проводится — качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции).
В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на вопрос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился ответить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Но перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если знаете, назовите, пожалуйста». Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнообразными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов-схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодирование таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.
Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60-70 человек обработку вполне можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данныхСуществуют качественные и количественные виды анализа массовой информации.
К качественным видам относятся:
• функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;
•структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;
• системный анализ, представляющий собой целостное изучение объекта.
Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования.
По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:
1) одномерный статистический анализ — дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;
2) анализ сопряженности и корреляции признаков — предполагает использование совокупности статистических методов, связанных с вычислением парных корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;
3) проверка статистических гипотез — позволяет подтвердить или опровергнуть определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;
4) многомерный статистический анализ — позволяет анализировать количественные зависимости отдельных содержательных сторон исследуемого объекта от множества его признаков.
Наиболее простой формой обобщения первичной информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Социологическая информация может быть сгруппирована по:
• номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
• признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);
• количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.). Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной, группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы по такому, например, признаку, как отношение к частной собственности, тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2,n3,…,nx), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существуют два вида распределений: вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный — отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.
Таблица сопряженности признаков — форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.
Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают в себя:
• анализ средних величин;
• вариационный (дисперсионный) анализ;
• изучение колебаний признака относительно его среднего значения;
• кластерный (таксономический) анализ — классификацию признаков и объектов при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;
• логлинейный анализ — поиск и оценку взаимосвязей в таблице, сжатое описание табличных данных;
• корреляционный анализ — установление зависимости между • признаками;
• факторный анализ — многомерный статистический анализ признаков, установление внутренних взаимосвязей признаков;
• регрессионный анализ — изучение изменений значений результатирующего признака в зависимости от изменений признаков-факторов;
• латентный анализ — выявление скрытых признаков объекта;
• дискриминантный анализ — оценка качества экспертной классификации объектов социологического исследования.
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлениюИсследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. В соответствии с целью исследования они имеют различную форму: устную, письменную, с использованием фотографий и звука; могут быть краткими и сжатыми или пространными и подробными; составленными в расчете на узкий крут специалистов или для широкой публики.
Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлении его заказчику.
Структура отчета определяется типом проведенного исследования (теоретическое или прикладное) и соответствует логике операционализации основных понятий.
Если исследование носит теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации понятий. Затем дается обоснование построения применяемой выборки и — непременно в форме самостоятельного раздела — проводится концептуальный анализ полученных результатов, а в конце отчета излагаются конкретные выводы, возможные практические результаты и способы их реализации.
В отчете о прикладном исследовании основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком. В структуре такого отчета обязательны описание объекта и предмета исследования, задач исследования, обоснование выборки. Основной акцент направлен на формулирование практических выводов и рекомендаций и реальные возможности их реализации.
Число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социологической проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе описываются социально-демографические особенности объекта исследования (пол, возраст, образование и т.п.). Последующие разделы включают ответы на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение дает практические рекомендации, в основе которых лежат общие выводы. К отчету обязательно делается приложение, содержащее все методологические и методические документы исследования: статистические таблицы, диаграммы, графики, инструментарий. Они могут быть использованы при подготовке программы нового исследования. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование — научное исследование перспектив развития или возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.
Проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.
ЗаключениеВ результате проделанной работы выяснилось, что этап обработки информации делится на несколько самостоятельных стадий:
• Редактирование информации (проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации)
• Кодирование (перевод данных на язык формализационной обработки и анализа путем создания переменных)
• Статистический анализ (выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы)
• Интерпретация (превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом).
Основными методами обобщения полученной информации являются группировка и интерпретация.
Группировка информации, в свою очередь делится на: простую, перекрестную (или комбинированную), структурную, типологическую и аналитическую группировку. Она является наиболее простой формой обобщения и на данном этапе работы выделяются лишь существенные признаки.
Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статические и математические методы анализа получаемой информации. Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные.
Характер проверки гипотез определяется видом исследования. Выделяются две группы: пилотажные и описательные.
Таблица сопряженности признаков – форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу сочетаемости.
Существуют два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают в себя:
1. анализ средних величин;
2. вариационный или дисперсный анализ;
3. изучение колебаний признака относительно его среднего значения;
4. кластерный (таксономический) анализ – классификацию признаков и объектов при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;
5. логлинейный анализ - поиск и оценку взаимосвязей в таблице, сжатое описание табличных данных;
6. корреляционный анализ – установление зависимостей между признаками;
7. факторный анализ – многомерный статистический анализ признаков, установление внутренних взаимосвязей признаков;
8. регрессионный анализ – изучение изменений значений результатирующего признака в зависимости от изменений признаков-факторов
9. латентный анализ – выявление скрытых признаков объекта;
10. дискриминантный анализ - оценка качества экспертной классификации объектов социологического исследования [Татарова, 2003 стр.57]
Итак, можно сказать, что существует огромное количество методов обработки и анализа эмпирических статистических данных. Лишь после их тщательного изучения и выбора оптимального метода, в рамках данного исследования, можно переходить к самой работе.
Можно с уверенностью сказать, что цель данной работы была достигнута, все задачи решены.
Список используемой литературы1. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З.Т. Голенковой. 2005
2. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004
3. Горшков М.К., ШЕРЕГИ Ф.Э. Прикладная социология: Учебное
пособие для вузов. – М., 2003.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.
5. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социологи: Учебно –
методическое пособие. – Омск, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕСловарь терминов • АВТОРИТЕТ – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным.
• АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социальными обстоятельствами.
• АНАРХИЗМ – система взглядов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества.
• АУДИТОРИЯ - социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).
• БРАК – санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
• ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетворения их социальных потребностей и интересов.
• ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это человек, который отклоняется от норм либо их нарушает.
• ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫЙ - относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.
• ЗЕРКАЛЬНОЕ Я - человеческое "Я", открывающееся через реакцию других людей.
• ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей социальных установок и ролей.
• ИНДИВИД – способ телесно-душевного существования человека как единственного представителя всего человеческого рода.
• ИМИТАЦИЯ – копирование ребенком поведения взрослых.
• ИНФИЛЬТРАЦИЯ - проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.
• ОРГАНИЗАЦИЯ - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.
• КЛАССЫ – большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ.
• КЛАССОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых интересов.
• КОММУНИКАЦИЯ - передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия.
• КУЛЬТУРА - совокупность традиций, обычаев, социальных норм,
правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем,
кто будет жить завтра.
• ЛИДЕРСТВО - проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера.
• ЛИЧНОСТЬ – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.
• МАКРОСОЦИОЛОГИЯ – рассматривает общество как целостный социальный организм и изучает его структуру соц. институты, их функционирование и изменение.
• МАЛЫЕ ГРУППЫ – группы, образованные на основе
• МОТИВ – внутреннее побуждение.
• ОБЩЕСТВО – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности; особый социальной организм, подчиненный своим особым законам функционирования и развития.
• ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – преобладающее в обществе отношение к тому или иному вопросу, проблеме
• ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.
• СЕМЬЯ - группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
• СОСЛОВИЕ – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации – сословную, сложившуюся в Европе и России.
• СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.
• СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения.
• СОЦИОЛОГИЯ - наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
• СОЦИУМ – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
• СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
• СРЕДНИЙ КЛАСС – слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим ( или рабочим) классом.
• ТОЛПА - временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
• ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность"
• ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.
• ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА – опрос, в котором главный источник информации - компетентные лица.
• ЭКЗОГАМИЯ - ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы.
• ЭНДОГАМИЯ - ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.
• ЭТНОЦЕНТРИЗМ - взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Словарь персоналей• Адорно (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма.
• Беккер (Becker) Говард Пол (09.12.1899, Нью-Йорк- 08.06.1960, Мэдисон, Висконсин) - американский социолог, представитель макросоциологической теории социального действия; историк культуры; работал в отделе стратегического обеспечения армии США, занимавшемся пропагандой, нацеленной на нацистскую Германию. С 1957 г.- профессор социологии в университете штата Висконсин.
• Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е гг. Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, был сотрудником и одним из издателей журналов "New Leader" (1939-1944) и "Fortune" (1948- 1958). В начале 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма.
• Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Окончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.
• Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор института экономической культуры Бостонского университета. Главные работы Бергера посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран "третьего мира", проблемам литературы, семьи и т. д.
• Бирнбаум (Birnbaum) Норман (21.07.1926, Нью-Йорк) - американский социолог леворадикального направления, стоял у истоков движения "новых левых", создания журнала "The New Left Review". Основные сферы интереса: социальная теория, социология религии, социология политики. В духе так называемой "критической социологии" Бирнбаум рассматривает состояние современного капиталистического общества и всех его основных социальных институтов как кризисное.
• Боас (Boas) Франц (09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог, профессор Колумбийского университета, основатель этнографической лингвистики, "исторической школы" американской этнографии культуры и американского фольклорного общества.
• Ван Ден Берге (Van den Berge) Пьер Луи (30.01.1933) - американский социолог, социальный антрополог и африканист, профессор социологии Вашингтонского университета, активный сторонник и пропагандист социал-биологизма.
• Вах (Wach) Иоахим (1898- 1955) - немецкий социолог, занимавшийся проблемами религии. В 1935 г. эмигрировал в США. С 1945 г. был профессором истории религии в университете г. Чикаго. Следуя за немецким теологом и релитиоведом Р. Отто, Вах утверждал, что конечным источником религии является непосредственная связь человеческой души с Абсолютом.
• Вебер (Weber) Альфред (30.07. 1868, Эрфурт-2.05.1958, Гейдельберг) - немецкий социальный философ, социолог и экономист. Профессор Пражского (1904-1907) и Гейдельбергского (с 1907) университетов.
• Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).
• Гиддингс (Giddings) Франклин Генри (23.03.1855, Коннектикут, США,-11.06.1931, Нью-Йорк)- американский социолог, президент Американского социологического общества (1908). Первым в США получил должность "полного профессора" социологии в Колумбийском университете в 1894 г.
• Гинсберг (Ginsberg) Морис (14.05.1889, Литва (?) - 31.08.1970, Лондон) - англ. социолог, ученик Хобхауса. Возглавлял отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук с 1929 г. Крупный исследователь современных ему европейской и американской социологии.
• Гоббс (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии "Основы философии": "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).
• Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас".
• Гоулднер (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк- 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) - амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Основной заслугой Гоулднера в исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих организациях.
• Гумплович (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков-19.08.1909, Грац) - польско-австр. социолог и правовед, проф. университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Гумплович, социология - философская основа всех социальных наук.
• Дракер (Drucker) Питер Ф. (19.11. 1909, Вена) - амер. экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. Дракер заявил о себе как ведущий теоретик так называемой "эмпирической школы", в индустриальной социологии, которая претендует на синтез "классической школы" менеджмента с доктриной "человеческих отношений".
• Дюверже Морис (Duverger) (05. 06.1917, Ангулем) - франц. социолог, проф. политической социологии Сорбонны (с 1955), руководитель Центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств (США). Политическую социологию рассматривает как науку о власти, изучающую отношения "управляющих" и "управляемых" в любых человеческих общностях.
• Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) - французский социолог и философ, создатель так называемой французской социологической школы. Основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник` (1896- 1913). С его именем связана инсти-туционализация социологии во Франции, особенно в Бордоском и Парижском университетах.
• Жувенель (Jouvenel) дез Юрсен Бертран де (31.10.1903, Париж 01.03.1987, Париж) - франц. экономист, социолог, футуролог. Является президентом французского футурологического общества "Футурибль" (1967-1974) и президентом-основателем Всемирной федерации исследований будущего (1973), членом Римского клуба.
• Знанецкий (Znaniecki) Флориан (Витольд) (15.01.1882, Святники, Польша-23.03.1958, Урбана, США)- польский философ и социолог, один из главных представителей так называемых гуманистического направления в социологии 20 в. Многократно выезжал в США для чтения лекций в университетах. Свою научную деятельность начал с попытки обоснования философского положения о том, что основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир, познаваемый науками о культуре, в том числе социологией.
• Иллич (Illich) Иван (р. 1926) - социолог культуры, популярный на Западе мыслитель леворадикальной ориентации, руководитель международного научного семинара по выработке "институциональных альтернатив технологическому обществу", основатель находящегося в Мексике Центра межкультурной документации (Center for interkultural Dokumentation).
• Калер (Kahler) фон Эрих (1885-1970) - нем. историк, социолог и философ, искусствовед и литературовед, представитель неоромантического направления в современной философии, внесший весомый вклад в развитие культурологии. Калер получил образование в университетах Вены, Мюнхена, Гейдельберга. В 1911 присуждена докторская степень в Венском университете за диссертацию "О праве и морали".
• Kонт (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье-05.09.1857, Париж)- французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе "позитивной религии человечества".
• Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) - американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.
• Ле Бра (Le Bras) Габриель (1891- 1970) - французский социолог, профессор социологии религии в Сорбонне, основатель журнала "Архивы социологии религии", автор книги "Этюды религиозной социологии". Для изучения религиозности населения Ле Бра впервые применил эмпирические поведенческие индикаторы.
• Лукман (Luckmann) Томас (14.10. 1927, Есенице, Югославия) - профессор социологии университета в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект книги "Структуры жизненного мира".
• Маркс (Marx) Карл (05.05.1818, Трир - 14.03.1883, Лондон) - мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 г. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета.
• Монтескье (Montesquieu) Шарль Луи де (18.01.1689-10.02.1755) - французский философ-просветитель, историк, правовед и писатель; участник "Энциклопедии". Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, член Бордоской академии. По своим философким взглядам Монтескье - деист с весьма заметным уклоном в сторону материализма.
• Нисбет (Nisbet) Роберт (30.09.1913, Лос-Анджелес, США) - американский социолог неоконсервативной ориентации, профессор Колумбийского университета. Большое место в научных исследованиях Нисбета принадлежит изучению истории западно-европейской общественной мысли, особенно "классическому" периоду формирования буржуазной социологии - второй половины 19 - начала 20 в.
• Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.06. 1712, Женева-02.07.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский философ, деятель Просвещения, писатель. Социологические взгляды Руссо выражены в его трактатах: "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов" (1750); "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755); "Об общественном договоре" (1762) и др.
• Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,- 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера.
• Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) - французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил "исправить" ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.
• Смолл (Small) Албион Вудбери (11.05.1854, Бакфилд-24.03.1926, Чикаго) - американский социолог, один из зачинателей социологии в США. Его концепции, носившие эклектический характер, сформировались главным образом под влиянием социального дарвинизма и психологизма Уорда. По Смоллу, основной предмет социологического исследования - интересы.
• Теплов Николай Васильевич (1870-1905) - философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1897). На Теплова наибольшее влияние оказал П. Г. Виноградов. Основные работы Теплова изначально были докладами в основанном В. И. Герье Историческом обществе при Московском университете. В них он, один из первых в отечественной социологии, представил культуру самостоятельным предметом изучения строгой науки.
• Турн (Thurn) Ханс-Петер (05.08. 1943, Крефельд) - нем. социолог феноменологического направления. Проф. Государственной художественной академии и Высшей школы изобразительных искусств в Дюссельдорфе. На основе феноменологического варианта знания социологии Бергера и Лукмана Турн предпринял попытку сконструировать социологию искусства как теорию, символического действия.
• Фрейд (Freud) Зигмунд (06.05. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,- 23.09.1939, Хэмистед, близ Лондона) - австр. психолог, социальный мыслитель; создатель психоанализа - специфического психотерапевтического метода, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т. д. Прогрессирующая "социологизация" психоанализа продолжалась и после Фрейда.
• Шелер (Scheler) Макс (22.08.1874, Мюнхен- 19.05.1928, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ-идеалист, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, один из теоретиков феноменологической аксиологии и социологии знания как самостоятельных дисциплин. Взгляды Шелера развивались под влиянием неокантианства, философии жизни (Ницше), феноменологии Гуссерля.
• Эриксон Гомбургер (Erikson Homburger) Эрик (15.06.1902, Франкфурт-на-Майне) - влиятельный амер. теоретик неофрейдизма, создатель психоисторической методологии социального познания. В 1933 г. получил диплом Венского психоаналитического общества, специализировался по проблемам детского психоанализа под руководством А. Фрейда.
• Юнгер (Junger) Эрнст (19.03.1895, Гейдельберг) - нем. писатель, политолог, философ. В годы, предшествующие нацизму - крайне правый публицист, теоретик так называемой "консервативной революции", автор ходячих политических формул (например, "тотальной мобилизации"). В годы нацизма находился в скрытой аристократической оппозиции к нему. В послевоенные годы для Юнгера характерна модернизация прежних воззрений, освобождение их от наиболее одиозных аспектов.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+2
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы