Тема: Методы анализа эмпирических данных: практическое исследование
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.61K | Скачано: 319 | Добавлен 05.10.11 в 22:20 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2010
Содержание
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу 3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных 6
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его оставлению 11
Список используемой литературы 13
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализуЭмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для последующего практического исследования. Данные, полученные в результате проведения эмпирического исследования требуют обработки, группировки и глубокого анализа с последующим кодированием и обобщением информации. Для этого всю собранную информацию нужно закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики и диаграммы. Исследование считается завершенным лишь тогда, когда представлены результаты. Этап обработки данных подразделяется на несколько стадий:
• редактирование информации — проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации.
• кодирование — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
• статистический анализ — выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
• интерпретация — превращение данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя.
Анализ информационного материала различается в зависимости от того, какое исследование проводится — качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно избежать излишних комментариев), правильного соотношения между интерпретациями исследователя и тем, как ситуацию воспринимают и понимают участники опроса.
В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй — ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Из всех имеющихся анкет исключаются следующие:
• заполненные менее чем на 2/3;
• заполненные неразборчиво;
• не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов;
• с незаполненным социально-демографическим блоком (пол, возраст, образование и т.д.).
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1, и передаются на кодирование. Обычно, при внесении в компьютер информации для статистической обработки, ответы на вопросы анкеты кодируются числами. Строчные переменные используются достаточно редко, например, для введения ответов на открытые вопросы или фамилий респондентов, если имеется такая возможность и в них есть необходимость, Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении, простейшей формой которого является группировка. Результатом обобщения является социологическая информация. Она анализируется и в конечном итоге составляется отчет.
Измерительной частью инструмента для оценки социальной информации, собираемой в процессе конкретного социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) являются шкалы. Обычно в литературе указывается 4 типа шкал: номинальная (наименование), порядковая (ранговая), интервальная и шкала отношений. Номинальная шкала отражает ответ «да» или «нет» или устанавливает отношения равенства между объектами, которые объединяются в одну категорию. Шкала порядка имеет свойства номинальной шкалы в сочетании с отношением порядка. Она позволяет ранжировать свойства социальных явлений. Интервальная шкала допускает обстоятельную математическую обработку (возраст, образование, стаж работы и др.). К шкалам отношений в социологии относится, например, заработная плата, измеряемая в рублях. От типа шкалы зависят возможности применения математических методов обработки и анализа первичной социологической информации. Когда используются номинальные шкалы, возможно нахождение частот распределения, средней тенденции по модальной частоте, вычисление коэффициентов связи, применение непараметрических критериев проверки гипотез. Из статистических показателей на порядковом уровне используют показатели центральной тенденции – медианы, квартили и т.д. Для выявления взаимозависимости признаков используют коэффициенты ранговой корреляции. Интервальные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядковому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии и др. Вместо ранговых коэффициентов корреляции вычисляется коэффициент парной корреляции. Шкалы отношений позволяют применять наряду с этими методами полный арсенал математических методов. Поэтому они предпочтительнее других шкал. [3, с. 180]
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данныхК основным методам математической статистики, получившим наибольшее распространение в социологии, относятся: статистическая группировка; построение рядов распределения; статистические таблицы; подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии; определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи уравнений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов; определение статистических ошибок; проверка статистических гипотез; графические и другие методы.
Первым этапом является статистическая группировка, которая позволяет распределить единицы изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Например, несколько тысяч анкет можно свести к нескольким группам по профессиональному признаку, а затем подсчитать все значения других признаков — как они распределяются по полу, возрасту, образованию, зарплате, и т.д. Анализ этих признаков в зависимости от профессии позволяет сделать вывод о причинно-следственных связях и др.
Выбор группового признака зависит от целей исследования. Социологическая информация может быть сгруппирована по:
• номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
• признакам, соответствующим ранговым шкалам (по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, интеллектуальный труд);
• количественному признаку (по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.).
При работе с номинальными и ранжированными группами используются приемы математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Группировки бывают разных видов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д. Перекрестная (комбинированной) группировка используется, если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), Она может быть структурной, типологической, аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Структурная группировка применяется при обобщении по какому-либо признаку, присущему всей изучаемой совокупности, например, при установлении возрастного состава опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы определенные типы, тогда осуществляется типологическая группировка. Аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. [2, с. 30].
В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2,n3,…,nx), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существуют два вида распределений. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный — отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.
Часто в социологических исследованиях используют динамические ряды (временные ряды, ряды динамики), представляющие собой изменения значения признака по годам (месяцам). Динамический ряд не указывает причины событий, однако дает некоторое представление о процессе и побуждает к поиску причинно-следственных связей.
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования
Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Анализ таблиц дает некоторое представление о причинно-следственных связях, т.е. показывает, как изменение одного признака сопровождается изменениями другого (других). Таблицы (таблицы сопряженности) имеют следующий вид:
Название таблицы (общий заголовок)
Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А 1 2 3 4 …..
Наименование строк (боковые заголовки)
Рис.1. Основа статистической таблицы.
Таблица – это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам – строкам и столбцам [3, с. 219].
Ряды распределения и подсчитанные на их основе средние арифметические величины, а также ряды динамики позволяют описать социальное явление, событие, процесс, но не дают возможности выяснить причины. А вот на основе анализа статистических таблиц можно составить некоторое представление о причинно-следственных связях, поскольку таблица показывает, как с изменением одного признака изменяется другой (корреляционный, дисперсионный, факторный анализ и др.)
Для анализа и наглядного представления полученных данных также используются графические методы —гистограмма, полигон и кумулята распределения, а так же различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные)
Самый распространенный метод графического представления одномерных распределений - это гистограмма, или столбиковая диаграмма. Каждый прямоугольник(столбик) соответствует интервалу значений переменной, причем его середина совмещается с серединой данного интервала. Высота столбика отражает частоту (абсолютную или относительную) попадания наблюдавшихся значений переменной в определенный интервал. Если просто соединить между собой точки, соответствующие абсолютным или относительным частотам (ось ординат) для середин интервалов, мы получим так называемый полигон распределения.
Пусть, например, вопрос в используемой социологом анкете звучит: “Каков источник ваших доходов?” и сопровождается 5-ю вариантами ответов, закодированных числами от 1 до 5. Тогда частотное распределение - будет иметь, например, вид:одномерной частотной таблицы:
Таблица 1
Значение признака 1 2 3 4 5
Частота встречаемости (%) 20 15 25 10 30
То же частотное распределение можно выразить по-другому, в виде диаграммы (гистограммы) вида, отраженного на рис. 1 или в виде полигона распределения, рис.2.
Рис.2 Диаграмма распределения, рассчитанная на основе таблицы 1.
Рис. 3 Полигон распределения, рассчитанный на основе таблицы 1.
Кумулята - это еще один из способов графического изображения вариационных рядов. При построении кумуляты на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков, а на оси ординат – накопленные частоты, соответствующим верхним границам частотных интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам, последовательно накладываются одна на другую, так что высота последней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гистограммы.
Диаграмма – это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диаграммы по одним и тем же распределениям и вариационным рядам могут принимать множество различных видов и формИтоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. [3, с. 245].
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлениюОтчет – это вид коммуникации, в которой одна из сторон передает другой информацию о событиях и фактах, в которых заинтересована принимающая сторона, оплачивающая усилия передающей стороны по сбору и анализу информации. Структура отчета определяется типом проведенного исследования (теоретическое или прикладное) и соответствует логике операционализации основных понятий.
Если исследование носит теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации понятий. Затем дается обоснование построения применяемой выборки и — непременно в форме самостоятельного раздела — проводится концептуальный анализ полученных результатов, а в конце отчета излагаются конкретные выводы, возможные практические результаты и способы их реализации. В отчете о прикладном исследовании основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком. В структуре такого отчета обязательны описание объекта и предмета исследования, задач исследования, обоснование выборки. Основной акцент направлен на формулирование практических выводов и рекомендаций и реальные возможности их реализации.
Число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социологической проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе описываются социально-демографические особенности объекта исследования (пол, возраст, образование и т.п.). Последующие разделы включают ответы на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение дает практические рекомендации, в основе которых лежат общие выводы. К отчету обязательно делается приложение, содержащее все методологические и методические документы исследования: статистические таблицы, диаграммы, графики, инструментарий. Они могут быть использованы при подготовке программы нового исследования. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Структура отчета также варьирует в зависимости от ряда обстоятельств. Наиболее важные разделы приведены ниже. В небольших отчетах некоторые второстепенные разделы могут быть опущены.
Основные элементы отчета
Вводная часть:
1. Титульный лист
2.Аннотация
3. Содержание
4. Список таблиц и рисунков
5.Благодарности
6.Резюме
Основная часть
1.Введение
2.Изложение результатов и их анализ
3. Заключение и рекомендации
Приложение
1.Сноски и библиография
2. Дополнительные материалы
3. Тематический и именной указатель
Список используемой литературы1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
2. Статистика: Учебное пособие для вузов/ Гусаров В.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 463 с.
3. Методы социологического исследования: Учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 768 с.
4. Прикладная социология Учебное пособие для вузов/ Горшков М.К., Шереги Ф.Э. М., Центр социологического прогнозирования (ПИК ВИНИТИ), 2003, - 419 с.
5. Прикладная социология. Учебное пособие/ Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. М., Гардарики, 2004, - 324 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+1
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы