Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Методы анализа эмпирических данных: сущность и виды

Методы анализа эмпирических данных: сущность и виды [26.05.13]

Тема: Методы анализа эмпирических данных: сущность и виды

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 49.06K | Скачано: 290 | Добавлен 26.05.13 в 10:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу 3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных 10
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его оставлению 17
Список используемой литературы 21
Приложение 1 22
Приложение 2 24

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Собранные в социологическом исследовании факты принято называть данными. [1, c. 122]
Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п. [1, c. 122]
Эмпирические данные появляются после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах). Они, как правило, предназначаются для проверки сформулированных исследователем положений и представляют собой:
•    Совокупность чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ престижности некоторых профессий и т.д.);
•    Множество индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (например, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп);
•    Результаты парных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений – способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности опрашиваемых каким-либо объектам);
•    Совокупность определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.);
•    Тексты документов
•    Так или иначе зафиксированные результаты наблюдения и т.п.
Сами по себе данные еще не позволяют проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы и сделать верные выводы. Чтобы информация стала доступна для активного использования в ходе исследования, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику. [1, c. 122]
Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), избранных для каждого из изучаемых объектов. Признак – это характеристика (или свойство) предмета анализа, некоторое общее для всех объектов качество, которое может быть подвергнуто наблюдению и измерению в конкретные проявления которого могу меняться от объекта к объекту. Примеры признаков – пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. (например, в качестве значений признака “возраст” могут выступать 25 лет, 35 лет, 21 год). [1, c. 122]
Контроль за качеством заполнения инструментария
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Такой контроль обеспечивает надежность исследования за счет обнаружения и устранения нарушений полевых процедур опроса, отклонений от выборки, систематических сбоев интервьюера. [1, c. 122-123]
Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются “довести” инструментарий до нужного качественного уровня. [1, c. 123]
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. [1, c. 123]
Например, на вопрос “Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?” чаще всего отвечают “Да, знаю”. Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: ”Если знаете, назовите их, пожалуйста”. Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка:”Затруднился ответить”,”Не знает” и т.п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получение однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу “Да, знаю” надо зачеркнуть и отметить другую “Нет ответа”,”Затрудняется ответить” и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10-15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку “Нет ответа”, и анкета идет на обработку в ЭВМ. [1, c. 123]
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию. [1, c. 123]
Из всех имеющихся анкет из массива исключаются следующие:
•    Заполненные менее чем на 2/3 (по количеству ответов на закрытые вопросы);
•    Имеющие “минусы” в ответах на вопросы “ловушки”;
•    Не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов;
•    С незаполненными социально-демографическим блоком (пол, возраст, образование и т.д.). [1, c. 123]
Кодирование – это присвоение каждому индикатору определенного числа (кода). Если речь идет об анкетировании, то процедура кодирования осуществляется еще на стадии разработки инструмента, когда формулируются вопросы анкеты и каждому варианту ответа присваивается определенный номер (код). [3, c. 146-147]
Необходимо отметить, что в прикладной социологии существует две общепринятые системы кодирования: порядковая (сплошная нумерация всех вариантов в анкете) и позиционная (автономная нумерация позиций каждого вопроса) (Приложение 1. Табл. 1). [3, c. 147]
И та и другая имеют как свои преимущества, та и недостатки, но в последнее время все чаще встречается позиционная система. [3, c. 147]
Продолжая разговор о кодировании вопросов анкеты при разработке инструментария, отметим, что в некоторых случаях целесообразно использовать табличные вопросы, которые представляют собой сведенные воедино и компактно оформленные в таблице несколько однотипных вопросов. Например, четыре вопроса, касающиеся оценки студентами качества, стиля преподавания, отношений с педагогами и организации учебного процесса, могут быть совмещены в одной таблице, поскольку построены единообразно. Каждый показатель здесь измерен с помощью порядковой пятичленной шкалы, фиксирующей степень удовлетворенности респондента качеством, стилем преподавания и т.д. (Приложение 1. Табл. 2). [3, c. 147-148]
В данной таблице коды размещаются горизонтально, это указывается в комментарии к формулировке вопроса, данном в скобках. [3, c. 148]
Возможно построение табличных вопросов, имеющих вертикальное расположение кодов (Приложение 1. Табл. 3). [3, c. 148]
Особую сложность при обработке данных представляют полузакрытые и открытые вопросы. Они требуют создания кодификатора. Процедуру кодирования этого типа вопросов можно разбить на несколько этапов: сначала на отдельный лист бумаги выписываются все суждения респондентов по какому-либо вопросу; затем эти суждения следует классифицировать, разбив их на несколько групп и присвоив каждой группе определенный код (т.е. разработать кодификатор); наконец, с помощью разработанного кодификатора каждая анкета кодируется для последующей машинной обработки. [3, c. 148-149]
Например, школьников просят: ”Назовите ваши любимые предметы”. В специально оставленной строке они перечисляют: математика, русский язык, химия, история, физика и т.д. Предположим, что для целей исследования достаточно знать, какому блоку дисциплин (гуманитарным, естественнонаучным, точным) отдают предпочтения респонденты. Поэтому весь перечень дисциплин разбивают на три группы, присваивая группе “гуманитарные дисциплины” код “1”, группе “естественнонаучные дисциплины” код “2”, группе “точные дисциплины” код “3”. Затем в заполненных анкетах, где на данный открытый вопрос перечислены любимые предметы школьников, необходимо проставить соответствующие им коды. После этого анкета считается готовой к машинной обработке. [3, c. 149]
Кодирование полузакрытых вопросов осуществляется точно таким же образом. Например, на полузакрытый вопрос абитуриентам “Каковы причины вашего поступления в вуз?” с приведенными вариантами ответов:
1.    Интерес к профессии
2.    Престижность вуза
3.    Желание получить высшее образование
4.    Советы родителей, родственников
5.    Рекомендации учителей
6.    Желание иметь диплом вуза
7.    Возможность учиться с друзьями
8.    Что еще? _________________________
мы получили следующие дополнительные ответы: 1) “престижность професии”, 2) “так хотели родители”, 3) “”кощу” от армии”, 4) “такая профессия пригодится всегда, а получить ее можно только в этом вузе”, 5) “люблю учиться”, 6) “вуз рядом с домом”,  7) “здесь есть военная кафедра”, 8) “хотел уехать поступать в другой город, но родители не отпустили”, 9) “в вузе учиться интересно”.[3, c. 149]
 Ответ 2 – “так хотели родители” – практически совпадает по смыслу с разработанными нами вариантами ответа в самом вопросе (см.: 4. Советы родителей, родственников), поэтому в кодификаторе мы его не учитываем, а отмечаем кружком пункт 4 в самом вопросе. [3, c. 149]
Остальные полученные ответы классифицируем, разбив на четыре группы: престижность и востребуемость выбранной профессии (сюда попали ответы 1 и 4); вуз дает возможность отсрочки от службы в армии (ответы 3 и 7); учебное заведение близко к дому (ответы 6 и 8); любовь к учебе как виду деятельности (ответы 5 и 9). [3, c. 150]
Теперь для создания кодификатора мы присваиваем каждой классификационной группе код. “Престижность и востребуемость выбранной профессии” кодируется цифрой “8”; ”вуз дает возможность отсрочки от службы в армии” – цифрой ”9”; ”учебное заведение близко к дому” – цифрой ”10”; ”любовь к учебе как к виду деятельности” – цифрой ”11”. Эти коды являются продолжением нумерации вариантов ответов в разработанном нами вопросе о причинах поступления в вуз. [3, c. 150]
Теперь только остается во всех заполненных респондентами анкетах закодировать данный полузакрытый вопрос, и анкета готова к машинной обработке.
Завершая разговор о кодировании, необходимо отметить, что существуют определенные требования к составлению кодификатора. Во-первых, в кодификаторе социолог учитывает только те суждения респондентов, которые соответствуют целям и задачам исследования. Замечания не по теме (например, “анкетер выглядит божественно”, “опросы до смерти надоели”) в кодификатор не вносятся, но учитываются при анализе, поскольку характеризуют отношение респондентов к процедуре опроса. [3, c. 150]
Во-вторых, при составлении кодификатора необходимо четко разграничивать группы по смыслу. Любое суждение должно быть однозначно отнесено только к одной группе. Если возникают сомнения, к какой классификационной группе относится то или иное высказывание респондента, можно быть уверенным, что кодификатор сделан не вполне удачно. [3, c. 150]
Если инструментарий составлен профессионально и методически апробирован, то при кодировании полузакрытых вопросов количество дополнительных вариантов ответов не должно быть слишком большим (превышать 3-4 пункта). В противном случае каждому пункту будет соответствовать 1-2 суждения, что при достаточно большом объеме выборки не является статистически значимым, а следовательно, не влияет на результаты исследования. [3, c. 150]
Часто социологам приходится обрабатывать большие массивы анкет: 1000, 2000 и более. В этом случае создание кодификатора становится очень трудоемкой задачей. Чтобы упростить процесс классификации суждений, социологи отбирают 100-200 анкет и создают кодификатор на основе данной выборки. [3, c. 150]
Кодирование информации позволяет перейти к ее обработке (ручной или машинной). Вопрос о способе обработки данных зависит от количества анкет. Если их больше 100, то целесообразна машинная обработка, в противном случае можно обойтись ручной. [3, c. 150]
Для машинной обработки данных используют компьютерные программы статистической обработки SPSS, SAS и др. [3, c. 151]

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

Обобщение и представление данных с помощью группировок и таблиц.
На следующем этапе производится обработка первичной информации для её обобщения. Результатом обобщения является социологическая информация. Измерительной частью инструмента для оценки социальной информации, собираемой в процессе конкретного социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) являются шкалы. Обычно в литературе указывается 4 типа шкал: номинальная (наименование), порядковая (ранговая), интервальная и шкала отношений. [1, с. 125]
От типа шкалы зависят возможности применения математических методов обработки и анализа первичной социологической информации. [1, с. 125]
Когда используются номинальные шкалы, возможно нахождение частот распределения, средней тенденции по модальной частоте, вычисление коэффициентов связи, применение непараметрических критериев проверки гипотез. [1, с. 125]
Из статистических показателей на порядковом уровне используются показатели центральной тенденции – медианы, квартили и т.д. Для выявления взаимозависимости признаков используют коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла. [1, с. 125]
Интервальные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядковому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии и т.д. Вместо ранговых коэффициентов корреляции вычисляется коэффициент парной корреляции Пирсона. [1, с. 126]
Шкалы отношений позволяют применять наряду с этими методами полный арсенал математических методов. Поэтому они предпочтительнее других шкал. [1, с. 126]
Далее производится обобщение первичной социологической информации, простейшей и наиболее распространенной формой которого является группировка. [1, с. 126]
Группировка означает распределение изучаемой совокупности единиц анализа на однородные группы по заданным признакам. [1, с. 126]
Подытоживая число ответов на вопросы анкеты, исследователь осуществляет не что иное, как простую группировку респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, информативности, индивидуальных оценок и т.д. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче сопоставлять, сравнивать, анализировать. [1, с. 126]
Выбор признака группировки – не произвольная процедура, он диктуется задачей социологического исследования, сформулированными ранее гипотезами. Ошибочный выбор признака группировки приводит к неверным выводам при анализе характеристик объекта исследования. [1, с. 126]
Статистическая группировка может быть представлена в виде простой группировки, которая позволяет распределить единицы изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Например, несколько тысяч анкет можно свести к нескольким группам по профессиональному признаку (токари, слесари, плотники и др.), а затем подсчитать все значения других признаков – как они распределяются по полу, возрасту, образованию, зарплате и т.д. Анализ этих признаков в зависимости от профессии позволяет сделать вывод о причинно-следственных связях и др. [1, с. 126]
Комбинационное зачисление в группы осуществляется по двум или более, признакам: скажем, выделяют женщин в возрасте до 30 лет, имеющих высшее образование (три признака: пол, возраст, образование). В зависимости от решаемых задач, оно может быть структурным, типологическим и аналитическим. [1, с. 126]
При структурном зачислении в группы респондентов классифицируют по некоторому присущему всей совокупности объективному признаку. Например, когда требуется узнать возрастной или квалификационный состав респондентов, применяется структурная группировка по возрастным интервалам или квалификационным разрядам. [1, с. 126-127]
Типологическое зачисление в группы осуществляется в том случае, если ставится задача выделить из состава опрошенных, к примеру, группы по признаку “удовлетворенность содержанием прочитанных лекций”. Типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по одиночной шкале, либо на базе нескольких признаков (многомерная группировка). [1, с. 127]
Аналитическим называется зачисление в группы, произведенное по двум и более признакам и служащее выявлению их взаимосвязи. Если, скажем, проверяется, есть ли связь между удовлетворенностью содержанием прочитанных лекций и ростом успеваемости, - по этим двум признакам необходимо осуществить зачисление в группы. [1, с. 127]
В зависимости от шкалы измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической информации может представлять собой:
а) зачисление респондентов в номинальные группы (по полу, национальности, конфессиональной принадлежности, политическим интересам и т.д.);
б) упорядочение информации в ранжированном ряду, например, по характеру труда (выполняющие ручной труд, работающие с механизмами, выполняющие труд интеллектуальный), по степени включенности в общественные движения (состоят членами соответствующих движений, сочувствуют им, относятся с безразличием, отрицательно) и т.д.;
в) объединение по количественному признаку, когда группы респондентов характеризуются числовой величиной и по нему количественно сравнимы между собой, (например, по возрастным интервалам: 18-25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 50 лет и старше; по уровню дохода, объему финансовых инвестиций и др.).
Операции с номинальными и ранжированными группами производятся при помощи математических приемов. Что касается групп, распределенных по количественному признаку, то они могут быть подвергнуты дальнейшему изучению при помощи любых приемов математической статистики. [1, с. 127]
Как следует из приведенных выше примеров, в результате группировки выделяется не одна группа, а несколько (в соответствии с числом позиций признака группировки) и каждой выделенной группе соответствует некоторое выделенное число (n1,n2,n3,…,nx), отражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Ряды распределения, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называют атрибутивными (отражающими неотъемлемое, существенное свойство предмета), а по количественным – вариационными. [1, с. 127-128]
Вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом (например, возрастными интервалами: 20-24 года, 25-30 лет и т.д.). Это важно учитывать при вычислении среднестатистического показателя. [1, с. 128]
Выбор интервалов во многом зависит от исследователя и осуществляется в соответствии с задачами исследования. Так, изучение вопросов адаптации молодых специалистов на предприятии предполагает в показателе “стаж работы” довольно узкие интервалы (1-3 месяца, 4-6 месяцев, 7-9 месяцев, 10-12 месяцев), а изучение отношения к труду в зависимости от стажа работы по профессии – более широкие (1-3 года, 4-5 лет, 6-10 лет). В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются границами. Существуют интервалы с неустановленной нижней и верхней границей (например, возраст до 18 лет, 60 лет и старше; стаж работы до трех лет, 5 лет и более и т.д.). [1, с. 128]
Ряды распределения также имеют текстовую характеристику. Отражение данных с сопроводительным объясняющим текстом осуществляется при помощи таблиц. [1, с. 128]
Таблица – это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам – строкам и столбцам. Таблицы содержат в себе саму суть полученной в ходе исследования информации. Без нее сложно выразить в словесной форме выводы исследования. [1, с. 128]
Социологические таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статических. Статической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанными логикой анализа. [1, с. 128]
Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся в основу статистических таблиц, которые обобщают первичную социологическую информацию. Этот способ рационального изложения и наглядного представления статистических данных применяется в социологии, чтобы обеспечить их понимание и сопоставление. Различают перечневую и комбинационную таблицы. [1, с. 129]
В перечневой таблице для каждого члена выборки приводят его характеристики по всем рассматриваемым признакам. (Приложение 2. Таблица 2)
Таблицы, отображающие ряды распределений по двум и более признакам называются комбинационными. С их помощью устанавливаются и анализируются связи между признаками исследуемой совокупности. [1, с. 129]
Примером комбинационной таблицы является частота посещение кинотеатров в зависимости от типа поселения. (Приложение 2. Таблица 3)
Графическое представление данных
Графическое представление данных – это наиболее наглядное изображении полученного распределения результатов исследований. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используются такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и комулята распределения, а также различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные). [1, с. 130]
Гистограмма – это графическое изображение распределения, построенного, чаще всего, на интервальной шкале. Гистограмма представляет собой ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна частоте нахождения данной величины в интервале, по которому построен данный прямоугольник. Гистограмма служит для графического отображения дискретных рядов распределения. [1, с. 130]
Полигон используется преимущественно для графического отображения непрерывных рядов распределения. Он представляет собой многоугольник, который строится на прямоугольной координатной сетке. Длины интервалов группирования предполагаются одинаковыми. [1, с. 130]
Кумулята или комулятивная кривая – это еще один из способов графического изображения вариационных рядов. Кумулята представляет собой ломаную линию, вершины которой отвечают рассматриваемым интервалам группирования. Она позволяет определить процент объектов, обладающих значением рассматриваемого признака. Строится кумулята на основе накопленных частот. За абсциссу принимаются варианты, а в качестве их ординат откладываются накопленные частоты, включая численность данной варианты. [1, с. 131]
Для наглядности используют и диаграммы – это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диаграммы по одним и тем же распределениям и вариационным рядам могут принимать множество различных видов и форм. [1, с. 131]
Современные компьютерные программы значительно обогащают возможности “графического” отображения социологических данных, делая их более разнообразными. Например, картографическое сопоставление плотности групп по нескольким признакам или многомерное графическое отображение информации или картограмма. Особое значение в социологическом исследовании имеет выявление корреляционных связей между изучаемыми явлениями и процессами. [1, с. 131-132]

3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.
Результаты проведенного социологического исследования излагаются в отчетных (итоговых) аналитических документах или научной публикациях. То, в какой форме будут представлены результаты исследования, определяется на начальном этапе работ и оговаривается в договоре. Заказчики и исполнители могут договориться об отчете: а) в форме информации; б) в виде информационной записки; в) в виде аналитической записки; г) в виде полномасштабного итогового отчета. [1, c. 135]
Информация – документ, содержащий указания организации-заказчика и организации-исполнителя относительно сроков проведения работ и названия их, краткое изложение проблемной ситуации, перечисление целей и задач исследования, описание выборочной совокупности, указание объема и принципов построения выборки, методы сбора информации и способы обработки данных; представление в цифрах данных, полученных в ходе исследования (например, процентное распределение ответов на вопросы анкеты или интервью, результаты анализа документов, наблюдения и т.д.). [1, c. 135]
Информация как документ социологического исследования выступает в качестве исходного пункта анализа данных, осуществляемого самим заказчиком. Она не сопровождается какими-либо комментариями, т.е. не содержит трактовки полученных данных. [1, c. 135]
Информационная записка содержит в себе те же разделы, что и информация, однако результаты исследования в данном случае не просто излагаются, но и комментируются, описываются. Цифровой материал может группироваться, сопоставляться с целью выявления основных тенденций. [1, c. 135]
Аналитическая записка – небольшой по объему (5-25 страниц) документ, состоящий из введения, основной части и заключения. В нем даются выводы и рекомендации, подтверждаемые данными социологического исследования. При этом, как правило, используют усредненные цифры, избегают графиков и таблиц, максимально упрощают текст. [1, c. 135]
Полномасштабный итоговый отчет ─ основной документ. Его структура соответствует общей логике операционализации ключевых понятий.Отчет включает в себя:
Вводная часть:
Титульный лист содержит название исследования или программы, тип документа (аналитический отчет, программа), гриф Заказчик и Исполнитель (их организации, адрес), дата сдачи и приемки отчета и бланки для подписей представителя Заказчика и Исполнителя, Год и месяц, в течение которых проводилось исследование. Номер экземпляра отчета, специальные грифы, ограничивающие распространение материалов отчета: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно». [5, c. 4-8]
Оглавление содержит в себе 3-5 крупных разделов (глав), с подразделами и подпунктами; разделы пронумерованы, около каждого указывается страница, на которой он располагается в отчете. Названия глав отражают основное их содержание. [5, c. 5-7]
Аннотация в объеме 5-10 строк показывает основную цель проведения исследования, объект, на котором оно проводилось, тип использованного инструментария (анкетный опрос, интервью) и других источников; иногда упоминается основной вывод. [5, c. 7]
Благодарности в этом разделе упоминаются те, кто безвозмездно, или почти безвозмездно, помогал     авторскому коллективу в подготовке отчета (руководители, консультанты, технические сотрудники и т.д.) [5, c. 7]
Резюме представляет собой краткое изложение основных пунктов отчета 1-3 страницы, включает (основные цели и задачи исследования, характеристика выборки и использованных методов и др.). Аннотация и резюме не упоминаются в оглавление отчета. [5, c. 8]
Приложения включают в себя сноски и библиографии, дополнительные материалы (таблицы и др.), тематический и именной указатель а также программу исследования и инструментарий. [5, c. 8]
Основная часть:
Введение. Введение пишется для тех, кто уже начал чтение и хочет максимально эффективно ориентироваться в содержании отчета. Этот раздел в сжатой форме (3-5 страниц) повторяет основные пункты программы исследования, и содержит характеристику проблемной ситуации, предмета, объекта и задач исследования, основные гипотезы, краткую характеристику  инструментария  исследования, основные     параметры    выборки: размер, структура,    методы    отбора    единиц наблюдения. [5, c. 9-11]
Изложение результатов исследования. В данном разделе необходимо лишний раз подчеркнуть актуальность проблемы со ссылкой на результаты собственного исследования. Анализ зависимых переменных должен включать простые распределения, перекрестные распределения зависимых переменных (если их несколько), распределения по подмассивам. [5, c. 11-13]
Важнейшей частью  отчета  является    анализ  влияния  независимых  на  зависимые переменные. Анализ независимых переменных должен носить не самостоятельный характер, а ориентироваться на объяснение вариаций независимых переменных. [5, c. 11-13]
Заключение содержит наиболее общие выводы, рекомендации и предложения исследователей с указанием условий и реальных возможностей их реализации. [1, c. 136; 5, c. 13]
Объем отчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа решаемых в его ходе задач он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц. [4, c. 289]
Подготовкой указанных документов завершается научная реализация цели и функции социологического исследования. [4, c. 290]

Список использованной литературы:
Учебники:
1.    Шубина Татьяна Федоровна. Пособие
2.    Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 349 с.
3.    Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 176 с.
Учебники из каталога электронно-библиотечной системы «ИНФРА-М»
(http://repository.vzfei.ru/):
4.    Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 416 с.:ил.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 49.06K
Скачано: 290
Скачать бесплатно
26.05.13 в 10:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе